Союзники

 Мы не забудем этот день
 И эту скуку - мы поименно вспомним всех
 Кто поднял руку...

 I . Проект "Советский Союз"

 Суд чести.
 (из материалов)

 "Адмирал Галлер,  Вы признаёте, что передавали авиационную  торпеду без разрешения Советского Правительства?"
 "Нет, этого я не могу признать." [Галлер, Лев Михайлович - (17.6.1883, Санкт-Петербург — 12.7.1950, Казань) — советский военно-морской деятель, адмирал, на момент расследуемых событий - заместитель главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению]

 (обвинитель)
 "Адмирал Галлер, раболепствуя перед заграницей, забыв о чести и совести советского адмирала, беспечно относился к своему служебному долгу"

 (адмирал Галлер)
 "Взвешивая события 1944 года, я признаю, что давая заключение о возможности передачи [прим. - передача союзникам торпеды "45-36 АВА" и трофейной немецкой самонаводящейся  акустической торпеды с магнитным взрывателем "T-V", документации по артиллерийскому вооружению кораблей] я поступил не правильно и допустил политическую ошибку, тем более что система высотного торпедирования еще не была снята с вооружения"

 "Прошу принять во внимание, что принимая решение по заключению о возможности передачи системы, я считал, что предлагаемый мною вывод в то время являлся наиболее правильным, сулившим выгоды и преимущества для ВС СССР"

 (обвинитель)
 "Было ли допущено Вами преклонение перед заграницей?"

 (адмирал Галлер)
 "Считаю, что нет."

 "Считаю, что передачей альбомов и чертежей по артиллерии СССР был нанесен ущерб, не смотря на то, что в Великой Отечественной войне она использовалась в ограниченных масштабах"

 (начальник Минно-торпедного управления М.И. Шибаев - свидетель)
 "Шесть торпед "45-36 АВА" в полном комплекте в 1942 году попали в руки немцев при оставлении нами Севастополя. Таким образом их секретность была утрачена до передачи их союзникам. Кроме того, торпеда изготавливалась по закупленной за рубежом итальянской технологической документации"
 
 (адмирал Галлер)
 "Сам того не желая, я совершил крупные политические ошибки и неправильные поступки....
 Мне 65-ый год, ноя еще чувствую достаточно сил на выполнение заданий, которые мне буду поручены и прошу.... предоставить мне эту возможность"

 ***********
 Галлера - 3 февраля 1948 г. - обвинили в преступной халатности, нанесении ущерба обороноспособности страны и приговорили к четырем годам тюремного заключения.

 После проведения судебно-психиатрической экспертизы 20 февраля 1950 г. помещен в Казанскую психиатрическую больницу МВД СССР. 12 июля 1950 г., он умер. Диагноз : «причина смерти — туберкулез легких открытой формы, двухсторонний экссудативный плеврит, глубокое органическое слабоумие на почве сосудистого поражения мозга». Место захоронения адмирала А. М. Галлера неизвестно.

 ************

 (председатель)
 "Подсудимый Алафузов, какова роль заместителя народного комиссара ВМФ [прим. - речь идет об адмирале Галлере] в этом деле?"
 "Конкретно о высотной торпеде резолюцию наложил Галлер." [Владимир Антонович Алафузов (17 июня 1901, Рига — 30 мая 1966 ,Ленинград) — советский военно-морской деятель, адмирал, на момент расследуемых событий - начальник Главного штаба ВМФ.]
 "Кто же более других виноват в передаче торпеды?"
 "Я лично обо всем докладывал Кузнецову [прим. - народный комиссар ВМФ]"
 "Когда торпеда поступила на вооружение?"
 "Еще до войны, в 1938 году. Сначала она была засекречена, а потом ее рассекретили, минно-торпедное управление ВМФ даже издало книжку с описанием высотной торпеды"

 (адмирал Алафузов)
 "Я хочу доложить суду по поводу формулировки обвинительного заключения и именно в той части, где говорится, что якобы я самовольно решал вопрос о передаче иностранным миссиям [прим. - американские и английские] интересовавших их сведений. Действительно, вопросы этого рода проходили через меня, но я их самостоятельно не разрешал и ни одного такого случая самовольного разрешения без того, чтобы предварительно сам вопрос не был доложен народному комиссару, не было... Передача высотной торпеды, причем не описания, а образца, как мне известно, проводилась до меня начальником минно-торпедного управления Шибаевым, со слов которого мне известно, что образец этой торпеды для англичан не представлял секрета. Обо всем этом я докладывал наркому ВМФ... Что же касается передачи карты [прим.  карта южного побережья Камчатки], то карта несекретная, ее можно купить в любом порту, карта Севастопольской бухты передана англичанам не мною, и в процессе расследования этот вопрос отпал.
 Как мне известно, карта Севастопольской бухты была передана с разрешения заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР, имелась его резолюция"

 ***********

 3 февраля 1948 года В. А. Алафузов был осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР и приговорён к 10 годам лишения свободы. 10 февраля 1948 года постановлением Совета Министров СССР лишён воинского звания «адмирал».

 письмо из Бутырской тюрьмы Алафузова на имя председателя Военной коллегии Верховного суда СССР:

 "2-3 февраля 1948 года я был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР. В процессе ведения предварительного следствия Главной военной прокуратурой, мне было объявлено обвинителем (полковник Лелютин) и руководившим следствием помощником главного прокурора (генерал-майор Чепцов), что я привлекаюсь по ст. 193-п. 17-а, которая предусматривает отбывание наказания в испр. труд. лагерях сроком от 6 месяцев до 10 лет. И что поскольку мое преступление совершено в период 1942-1944 годов до амнистии 1945 года по случаю победы над Германией, сроки эти сокращаются вдвое. И т. о. предельным сроком отбывания наказания для меня является 5 лет. Однако в вынесенном мне Военной коллегией Верховного суда приговоре срок наказания указан 10 лет. Ввиду несоответствия этого срока законному прошу пересмотреть срок моего заключения и установить его окончание 2-3 февраля 1953 года. При рассмотрении этого моего ходатайства прошу учесть, что первые четыре года я отбывал наказание не в лагере, как это предусмотрено законом в отношении статьи 193-п. 17-а, а в тюрьме и при том в одиночном заключении (только на пятый год был переведен в общую камеру). Т. о. я понес наказание значительно более тяжелое, чем это предусмотрено законом. Полагаю, что это обстоятельство может также служить дополнительным к приведенному выше главному (совершение мною преступления до амнистии 1945 г.) основанием для сокращения срока моего заключения. Алафузов. 11 ноября 1952 г. Бутырская тюрьма".


 Скончался 30 мая 1966 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

 **********

 "Подсудимый Степанов, каковы разъяснения по существу дела?"

 "Все переданное в годы войны нашим союзникам было сделано с разрешения наркома ВМФ [ прим. - адмирал Кузнецов], и никаких нарушений в этом он не видел.  В отношении парашютной торпеды на представлении минно-торпедного управления было две подписи - подпись адмирала Галлера и моя. Их содержание было таким: "Народный комиссар разрешил передать на принципах взаимной информации"

 "Получив от англичан подводный гидролокатор «Аздик», были переданы союзникам взамен 130-мм корабельное орудие, парашютная торпеда и «секретная» карта Кольского залива" [Георгий Андреевич Степанов (18 ноября 1890, Кронштадт — 3 января 1957, Ленинград) — советский военно-морской деятель, вице-адмирал, на момент расследуемых событий - заместитель начальника Главного штаба ВМФ.]

 ***********

 3 февраля 1948 года Г. А. Степанов был осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР и приговорён к 10 годам лишения свободы. 10 февраля 1948 года постановлением Совета Министров СССР лишён воинского звания «вице-адмирал»

 Скончался 3 января 1957 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

 ***********

 " Что вы, подсудимый Кузнецов, поэтому поводу скажете суду?"
 " То же самое, я всегда полагался на своего заместителя Галлера, так как считал его внимательным и осторожным при решении тех или иных вопросов" [Николай Герасимович Кузнецов (11 (24) июля 1904, Медведки, ныне Котласского района Архангельской области — 6 декабря 1974, Москва) — советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза, на момент расследуемых событий - народный комиссар ВМФ]


 ***********

 В последнем слове адмирал Кузнецов сказал:

 - Вся моя жизнь связана с флотом, и при любых моих недостатках я старался сделать для флота как можно больше...

 2 — 3 февраля 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Кузнецова виновным в предъявленных ему обвинениях [прим. - без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также большое количество секретных морских карт], но, учитывая его большие заслуги в прошлом, постановила не применять к нему уголовного наказания. Одновременно Военная коллегия постановила ходатайствовать перед Советом Министров о снижении Кузнецова в воинском звании до контр-адмирала.

 ************

 "Министру обороны Союза ССР Маршалу Советского Союза тов. Булганину Н.А.

 Сообщаю, что Постановлением Пленума Верховного суда Союза ССР от 11 мая 1953 года приговор Военной коллегии Верховного суда Союза ССР от 3 февраля 1948 года в отношении Кузнецова Николая Герасимовича, Галлера Льва Михайловича, Алафузова Владимира Антоновича и Степанова Георгия Андреевича отменен и дело за отсутствием в их действиях состава уголовного преступления производством прекращено.

 Председатель Верховного суда СССР А. Волин. 12 мая 1953 г."

 Все адмиралы были восстановлены в звании.

 *************

 Литература.
 1. Ю. Ерофеев. НЕВИННАЯ ЖЕРТВА ОДНОЙ ИЗ ПОСЛЕДНИХ СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ.(К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АДМИРАЛА Л.М. ГАЛЛЕРА)
 2. А. Золоторубов ДЕЛО ЧЕТЫРЕХ АДМИРАЛОВ
 3. Платонов В. И. Записки адмирала.

 ************

 II - Закладка "Риги"

 Рига. Есть несколько версий возникновения названия. Ливское слово Рига (Riika) обозначает «Населённое место». Первое упоминание Риги как поселения коренных народов относится к 1198 году.

 Вторая версия — по имени участка оттока Двины (Даугавы) Спекупе, огибавшую холм Кубе. Её называли Ригой (варианты — Ридзиня или Ридзене), а разлив, который она образовала — Рижское озеро. В хрониках Генриха Латвийского упомянуто locus Riga, которое представляло собой естественную гавань.

 Третья версия предполагает, что находившееся на холме Куббе (центр современного города) поселение венедов Рига (Руга) получило своё название по имени острова Риген (Руген), где находился центр прибалтийских славян, называвшихся также руянами. Основанный рядом город епископ Альберт и назвал Ryga.

 Этимология местных племён не содержала оригинальных местных названий, и потому почти всегда названия имели переводы: Спекупе (латыш. Sp;kupe) означает sp;ks — сила, upe — река; Лиелупе (латыш. Lielupe) означает liela — большая, upe — река, Ругодив (Нарва) - ругов (прибалтийских славян) и их Бога (Дива, Дэва, Дыя).


 ***********

 III - спуск на воду "Леонид Брежнев"

 Л. И. Брежнев утверждает, что он лично выбирал место для космодрома Байконур в Казахстане, разрешив спор между сторонниками строительства космодрома в Казахстане и на обжитых местностях Северного Кавказа:

 " Специалисты хорошо понимали: быстрее, проще, дешевле было бы обосноваться на Чёрных землях [прим. (калм. Хар ;азра) — муниципальное образование в Республике Калмыкия]. Здесь и железная дорога, и шоссе, и вода, и электроэнергия, весь район обжитой, да и климат не такой суровый, как в Казахстане. Так что у кавказского варианта было немало сторонников. Много пришлось мне в то время изучить документов, проектов, справок, обсудить всё это с учёными, хозяйственниками, инженерами, специалистами, которым в будущем предстояло запускать ракетную технику в космос. Постепенно обоснованное решение складывалось и у меня самого. Центральный Комитет партии выступил за первый вариант — казахстанский. …
                Л. И. Брежнев. Воспоминание


 "За время моей работы главным конструктором сменилось четыре Верховных Главнокомандующих, и только один из них, обзываемый кем ни попало маразматиком, Л. И. Брежнев, счел для себя необходимой личную беседу с главным конструктором по вопросам использования им, как Верховным Главнокомандующим, информации предупреждения о ракетном нападении.

 Некоторое время спустя после ввода [в октябре 1976 г.] в действие первой очереди СПРН он вызвал меня и около полутора часов пытал, какова достоверность обобщенных и точность количественных оценок ракетной обстановки, какой смысл имеют разные сигналы предупреждения, почему некоторые из них требуют только повышенного внимания, а некоторые — решительных действий с возможно необратимыми последствиями.

 Только эта беседа для меня полное доказательство мерзопакостности тех, кто обзывал и высмеивал Брежнева. И в последние годы его жизни я был свидетелем живого интереса к делу и полной ясности ума этого человека. В 1980 году под его председательством состоялось специальное заседание Совета Обороны СССР, посвященное вопросам СПРН.

 Л. И. Брежнев проявил неподдельный интерес, задавал много вопросов, вникая в суть проблем, по ходу заседания вносил поправки в подготовленный проект решения. Его активное поведение сильно контрастировало по сравнению с поведением других членов Совета Обороны."

                Из воспоминаний В.Г. Репина, главного конструктора СПРН и СККП в 1970-1987 гг.

 *************

 IV - испытания "Тбилиси"

 Символами города являются его флаг, герб и печать.

 Герб

 Герб города Тбилиси является композицией круглой формы с надписями. Представляет собой графическое изображение заглавной буквы «тан» в форме ястреба и фазана, а также последовательность букв и выражает сущность легенды о столице [прим. - По наиболее распространённой версии легенды, во время охоты царя Вахтанга Горгасала в V веке, ястреб царя сварился в источнике]
 По краю верхней полусферы герба расположено семь семиконечных звезд. Главное изображение обрамлено дубовой ветвью — символом вечности и силы, в основании которого возникает крестообразное изображение с надписью «Тбилиси». Осевое завершение герба представляет собой водная тема.

 Печать

 Печать Тбилиси была разработана в конце 1980-х и официально подтверждена 5 июня 2005 года.

 Это — традиционный грузинский щит, где грузинская надпись Mkhedruli ;;;;;;; («Тбилиси») с использованием прописной буквы ; формирует стилизованного сокола и фазана, иллюстрирующего легенду о происхождении Тбилиси. Вдоль верхнего края семь маленьких семиугольных звезд, выстроенных в линию в возрастающем образе. Дубовый прут является символическим относительно крепости и длительности и создает подобное кресту разделение у основания щита, который защищает надпись Тбилиси, написанную в исторических грузинских подлинниках — Asomtavruli и Nuskhuri. Всё это опирается на водную волну, символизирующую реку Мтквари, на которой расположен город.

 ***********

 V - действующее название "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"

 Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" построен на Черноморском судостроительном заводе по проекту 11435. В декабре 1985 года корабль был спущен на воду, а в 1991 году вошел в состав ВМФ. Корабль приписан к Северному флоту России. В настоящее время он является единственным в своем классе кораблем в составе военно-морского флота. За свою историю крейсер сменил несколько имен. Так, в проекте он назывался "Советский Союз", при закладке - "Рига", при спуске на воду - "Леонид Брежнев", а при испытаниях - "Тбилиси". Свое нынешнее имя ТАКР получил в октябре 1990 года.

 В настоящее время на вооружении России это единственный авианесущий корабль, приписан к Северному флоту России,  оснащен собственным мощным вооружением (противокорабельные ракеты "Гранит", зенитные ракетные и ракетно-артиллерийские комплексы "Кинжал" и "Кортик", артиллерийские установки АК-630) и острой необходимости в кораблях охранения не испытывает, хотя в одиночку действует редко.

 "Адмирал Кузнецов" также может лечь в основу российской авианосной ударной группы, однако ее возможности будут ограничены из-за отсутствия самолета ДРЛОиУ и небольшой численности авиагруппы.


© Copyright: Волна Поль Домби, 2012
 Свидетельство о публикации №21209061591


Рецензии