Последний дворцовый переворот
Одноактная пьеса с прологом и эпилогом
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
П е с т е л ь.
Р ы л е е в.
М у р а в ь е в – А п о с т о л.
Б е с т у ж е в – Р ю м и н.
К а х о в с к и й.
Т р у б е ц к о й.
М и л о р а д о в и ч.
Р ы ц а р ь.
В с а д н и к.
С в я щ е н н и к.
П и с а т е л ь.
И з д а т е л ь.
«К о л д у н».
С т а р и к – м е щ а н и н.
Г в а р д е й ц ы.
О ф и ц е р ы.
С о л д а т ы.
К о н в о и р ы.
Р а б о ч и е.
Ж и т е л и с р е д н е в е к о в о г о г о р о д а (м е щ а н е).
П е т е р б у р ж ц ы п е р в о й п о л о в и н ы XIX в е к а.
С о в р е м е н н ы е п е т е р б у р ж ц ы.
УКАЗАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ:
1. «К о л д у н а», Р ы л е е в а и п и с а т е л я играет один актер; р ы ц а р я, М и л о р а д о в и ч а и и з д а т е л я также играет один актер – это должно бросаться в глаза зрителям.
2. В СЦЕНЕ 2 все пушечные залпы звучат с разной громкостью
ПРОЛОГ
Улица средневекового города. На мощеной булыжником мостовой полно луж. В центре сцены – каменный колодец. На сцене толпа м е щ а н движется слева – направо. Все одеты грязно, бедно, в серое; все очень похожи. Справа на коне появляется р ы ц а р ь.
Р ы ц а р ь
(неопрятному старику из толпы, проходившему мимо колодца)
Эй ты, дай воды.
С т а р и к набирает ведро воды и подает его р ы ц а р ю. Тот пьет прямо из ведра, затем надевает ведро на голову с т а р и к а и с силой отталкивает его. С т а р и к падает, по нему течет вода. Р ы ц а р ь смеется, за ним начинает смеяться толпа. С т а р и к снимает с головы ведро и тоже пытается улыбнуться. За сценой раздаются крики и лязг металла. На мостовой появляются двое вооруженных мечами людей, тащащих человека со связанными руками. Один из них несет какую-то нелепую трубу. По одежде связанного, значительно отличающейся от одежды мещан, нельзя точно определить, к какому сословию он принадлежит.
К о н в о и р ы
(увидев рыцаря, говорят, перебивая друг друга)
Сэр рыцарь, это колдун… - Он хотел истребить весь город… - Нам удалось застать его врасплох и связать… - Он не успел использовать свою дьявольскую штуку…
Один из конвоиров трясет над головой принесенной им трубой.
Р ы ц а р ь
(грозно, поднимая перед связанным копье)
Что ты сделал?!
«К о л д у н»
(слабым, хриплым голосом)
Я ничего плохого не сделал. Я уже говорил: я не колдун. Колдунов не существует на свете!
К о н в о и р ы
(по-прежнему перебивая друг друга)
Он лжет! Он собирался превратить звезды в огненные шары и сбросить их на город… Он хотел сделать это этой штукой (указывает на трубу): он смотрел через нее на небо и чертил какие-то колдовские фигуры (подает рыцарю уже измятые куски пергамента).
Р ы ц а р ь
Да черт с этим! Я не разбираю дьявольские буквы…
«К о л д у н»
Я написал здесь, что звезды представляют собой огромные огненные шары, находящиеся очень далеко и - лишь поэтому - кажущиеся всего лишь точками. Звезды скапливаются группами на небе. Я попутался только изобразить те фигуры, в которые они складываются, чтобы изучать звезды было проще.
К о н в о и р
(то, что держит трубу)
Он врет! Это его труба превращает звезды в огонь! Мы видели: он вставлял в нее какие-то дьявольские стекла…
Д р у г о й к о н в о и р
(неожиданно горячо и громко)
И еще он утверждал, что Конец Света не настанет в тысячном году!
Р ы ц а р ь
Безбожник! Колдун! Колдун!
Толпа гневно подхватывает, как один: «Колдун! Колдун! Колду-у-у-ун!»
Р ы ц а р ь
Повесить его! На столб!
Толпа бросается на «к о л д у н а», сбивая с ног не только его, но и его к о н в о и р о в. Облитый с т а р ик вырывает трубу и со всей силой ударяет ею о мостовую. В этот момент весь свет гаснет. Тишина.
Занавес.
Конец ПРОЛОГА.
СЦЕНА 1
Занавес раздвигается
На сцене темно.
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
(твердо и властно)
«Вначале было дело!»
Ж е н с к и й г о л о с з а с ц е н о й
(страстно)
«Все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест <…> описание места действия, речь героя и — нравоучение. Национального, русского нет в них ничего, кроме имен».
Сцена освещается.
Комната в доме Рылеева. В креслах вокруг стола, на котором лежит множество бумаг, сидят П е с т е л ь, Ры л е е в, К а х о в с к и й, М у р а в ь е в – А п о с т о л, Б е с т у ж е в – Р ю м ин, Т р у б е ц к о й.
П е с т е л ь
Недолжен боле император
На величайшую страну
Взирать, как мелочный плантатор -
На вотчину свою одну!
Народ не собственность владыки
Или фамилии его –
Лишь те правители велики,
Что для народа своего
Служить и жертвовать готовы!
Ужасна произвола власть –
В век Просвещения оковы
Рабовладенья должны пасть!
(Вставая из кресла и кладя руку на стол)
Так будет же республика, собратья!
Муравьев-Апостол
(рассудительно)
Лишь радикальное крыло
Согласно с вами. Демократья?
Республика? – но не пришло
Для них еще в России время:
Не в одночасье родилось
И крепло самовластья бремя,
Не за неделю развилось
У нас засилье бюрократов!
Убить царя? Созвать конгресс?
Разбить решетки казематов? –
Но исторический процесс
За крепостничество, правленье
Самодержавное – увы! –
Сиюминутным повеленье
Его не отмените вы.
Монархию сломать неможно –
Возможно только оградить
Законом. Вижу: очень сложно
Вам грезы с жизнию срастить!
Р ы л е е в
Все это лишь пустые споры:
Как можно что-то изменить,
Коль вместо дела разговоры?! –
Дворянство дальше будет гнить,
Прокуда власть его и планы
Из кабинетов и дворцов,
Где собирались наши кланы
Свободы ветреных певцов,
Не выйдут к гражданам, народу!
Мы «Правды» утвердили стать –
Чего же медлить?..
Т р у б е ц к о й
Лучше оду
Свою продолжите писать!
В России нет еще гражданства,
А институты создавать
С опорой на ее крестьянство –
Что палкой по воде писать!
Невежество – как корень власти,
Так и ее отвратный плод!
И будут царствовать династьи,
Пока не просвещен народ…
Одно есть семя демократий –
Образование, друзья;
Путь силы, крови и проклятий –
То якобинская стезя!
Вы говорите, как французы,
Хоть русскими хотите стать,
Но эти планы и союзы
Лишь обернут Россию вспять.
Вы не художник и картину
Из общества не сделать вам:
Триумфа аркой гильотину
Придется вам по площадям
Таскать! А если вам победы
Не одержать – труд, кровь тогда
И либеральные беседы
Исчезнут просто без следа!
(Р ы л е е в у)
Твое перо острее шпаги,
И с ним рука твоя сильней.
Махать в пылу пустой отваги
Железом пред толпой людей
Заместо вас найдется много,
Поверьте, глупых смельчаков,
Туда которым и дорога -
Так было испокон веков.
А кто за вас писать сумеет?
Б е с т у ж е в – Р ю м и н
Легли сомненья, словно ночь,
И горизонт надежд темнеет…
Да, нам одним не превозмочь
Бюрократической машины,
В которой корень наших зол –
Опять встает вопрос старинный:
Не бросить ль все на произвол
Судьбы неведомой, опасной? –
Но ждать, пока взойдет заря
Свободы, как заря дневная,
Сама собой?! – Мне слишком жаль
Крестьян! Ужели честь земная,
Что русский меч в боях стяжал,
Теперь оставит нас?..
К а х о в с к и й
Мы ждали
Уже довольно, господа!
Пусть конституции скрижали
Штыков гвардейских череде
Народу вынесет. Свергался
Правитель гвардией не раз,
Но на’м последний ход остался –
И тот злодей, кто против нас! –
Кипи же лавой возмущенье,
Сжигая мрачну цитадель
Самодержавья, расхищенья
Свободомыслия! На мель
Давно посажена Россия! –
Наш долг, наш час ее поднять!
Кто, как не мы? Кто те другие,
Что смогут этот долг принять?!
П е с т е л ь обводит взглядом присутствующих, К а х о в с к и й обращается к нему.
Скажите нам, что вы решили?
Весь свет гаснет. Зажигается один прожектор, выделяющий только П е с т е л я.
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
Восстание обречено. Бюрократический аппарат покрывает тайной смерть Александра, подавая вам повод, тормозит деятельность правительства своей волокитой и необыкновенной оживляет высшее общество, затопляя его информацией о тяготах жизни крестьян, о военных победах и величии Родины, о жизни и просветительской философии Европы – общество оживлено, государство законсервировано, повод есть. Это бюрократия подготовила восстание, а не вы. Она избавится от самых выдающихся, активных представителей дворянства и будет властвовать над государством и обществом безраздельно.
П е с т е л ь
(в зал)
Столоначальник не выстоит против гвардии. Мы уничтожим бюрократию и построим новое государство на принципиально иных основах.
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
Невозможно создать институты в стране, где нет необходимых для них гражданских отношений. Общество не станет демократичным, оставаясь строительным материалом в руках элитарного меньшинства; меньшинство, довлеющее над обществом и перестраивающее его по своему усмотрению и невозможно, и не годится.
П е с т е л ь
(в зал)
Нам не нужны ни люди, довлеющие над обществом, ни общество, довлеющее над людьми. Нам нужны только общественный человек и человечное общество.
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
Эту идею не вынести на гвардейских штыках. Вы должны понимать, что идете на смерть в то время, как вы нужны России.
П е с т е л ь
(в зал)
Мы понимаем, что нам больше некуда идти.
Сцена освещается, прожектор гаснет.
П е с т е л ь
(собравшимся)
Где, как не здесь наш долг отдать
Все то, ради чего мы жили –
Восстанье мы должны поднять –
Пути назад нам с вами нету:
У нас есть шанс – ослаблен враг,
Господь нам дал возможность эту!
К а х о в с к и й
(вставая)
Согласен я.
Все поднимаются.
Т р у б е ц к о й
(вставая последним)
Да будет так.
Занавес.
СЦЕНА 2
Сенатская площадь. Небо пасмурно. Сенатская площадь. На середине сцены группа г в а р д е й ц е в, справа и слева от них г о р о ж а н е (одетые по-разному, в основном, бедно), так что почти вся сцена занята людьми. Декорации (или большой экран) изображают толпу на заднем плане, г о р о ж а н е выглядывают из-за кулис; в зале достаточно светло, г о р о ж а н е стоят в проходах, некоторые взобрались на принесенные и приставленные к стенам лестницы, все жадно смотрят на сцену. Гомон толпы, в котором нельзя разобрать отдельных слов, выражает ее крайнюю напряженность. Он слышен как со сцены, так и со всех концов зала, так что он окружает зрителей со всех сторон. Через 30-40 секунд из группы г в а р д е й ц е в на переднем плане выделяются П е с т е л ь и К а х о в с к и й (их голоса покрывают гомон толпы).
К а х о в с к и й
Он не явился! Он нас бросил!
П е с т е л ь
В чем дело?
К а х о в с к и й
Где князь Трубецкой? –
Остался на ковчег без весел!
Он честью выменял покой!
П е с т е л ь
Развал главенства – стимул смуты,
Его поступок подорвет
Гвардейцев веру…
К а х о в с к и й
Ни минуты
Нельзя терять: наш враг не ждет!
Избран быть должен вновь диктатор,
Да скрыть бы нам, что князя нет…
Из группы гвардейцев выделяется Р ы л е е в, он указывает рукой куда-то за кулисы поверх голов г о р о ж а н, К а х о в с к и й и П е с т е л ь поворачиваются в эту сторону.
Р ы л е е в
Смотрите: кто здесь!
К а х о в с к и й
(сухо)
Император.
П е с т е л ь
Да, не собрать уж нам совет!
Р ы л е е в
Берут в кольцо, их слишком много!
И Якубович не привел
Свои полки!..
К а х о в с к и й
Как?! – Нет! Такого
Я ждать не мог… Ужель пришел
Конец?..
Р ы л е е в
Пока противник медлит:
Своих не хочет бить солдат,
Да и гвардеец...
П е с т е л ь
Не во вред ли
Нам ожидание?! – Теснят
Во стычках мелких нас…
Р ы л е е в
Стемнеет -
Тогда толпа поддержит нас.
П е с т е л ь
Боюсь, что помощь не успеет,
Коль не начнем мы штурм сейчас!..
П е с т е л ь и Р ы л е е в растворяются среди г в а р д е й ц е в.
Г в а р д е й ц ы и г о р о ж а н е на сцене теснятся. В образовавшемся пустом пространстве появляется М и л о р а д о в и ч, на коне, демонстрируя саблю (два ряда г в а р д е й ц е в все же отделяют его от края сцены).
М и л о р а д о в и ч
(гневно и пафосно)
Скажи мне, гвардия России,
Зачем мы лили кровь свою
На штык француза в дни лихие?!
Кто был из вас со мной в бою?! –
Мне гнусно знаться с сим мерзавцем! –
Узнать я должен лишь одно:
Кто был под Малоярославцем?!
Под Лейпцигом?! Бородино?!
Г в а р д е й ц ы, как и г о р о ж а н е, безмолвствуют.
… О, слава Богу, что такого
Среди вас нет! Как вы могли
Забыть про клятвенное слово
Служить царю родной земли?!
Предать отечество, и брата,
И командира своего?! –
В веках честь русского солдата
Не омрачало ничего!
Для вас же честь гроша не стоит!
Вы все – пятно святой Руси!
Мальчишки! Трусы! И не смоет
Ничто с вас грязи! О, спаси
Россию, Господи! Позором,
Ужасней, чем Тильзитский мир,
Покрыли перед Божиим взором
Вы русский славленый мундир!..
Голос М и л о р а д о в и ч а становится тише и практически сливается с неумолкающим гомоном толпы, Хотя различить его голос еще можно, отдельных слов более не разобрать. Свет на сцене становится слабее, в зале – сильнее. В проходе справа от зрителей появляются новые г о р о ж а н е, приближающиеся к сцене.
Г о р о ж а н е
(кричат, перебивая и переспрашивая друг друга)
За Константина! – Правь на славу!
За Конституцию! – А кто
Она такая? – Да по праву
Сказать, не знаю я, да то
Не наше дело: все кричали
Про Конституцию. – Жена
Она царя! Эх вы! – Молчали б,
Коль невдомек вам, кто она!
- Да что ж за имя-то такое?
- А польское: я слышал сам.
- Ужели полька?! – Вот чудное
Ей дали имя! – Дело ль нам?..
Весь свет на сцене и в зале гаснет. Гомон толпы и голос М и л о р а д о в и ч а становятся значительно тише. Зажигается один прожектор, выделяющий только К а х о в с к о г о. Ка х о в с к и й не быстро и не медленно, а как будто привычным, естественным движением достает револьвер.
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
Они не знают, что такое конституция! Они не знают, что такое республика!
Каховский
(в зал)
Они узнают. Они узнают все.
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
Сейчас вам не на что надеяться. Общество не готово. Время еще не пришло.
К а х о в с к и й
(глядя на револьвер)
Время никогда не придет само. Нельзя пассивно ждать от истории прогресса, как дети ждут неизменного подарка на именины. Все зависит от нас.
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
Но вы не воспитываете общество – вы прибегли к насилию. Вы знаете, что это бесполезно – значит, вы лишь удовлетворяете собственные амбиции, честолюбие и разочарованность.
К а х о в с к и й
(в зал)
Нельзя спокойно взирать на творящееся вокруг! Мы не можем ждать, не можем бездействовать.
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
Так вы просто не можете совладать с собой?!
К а х о в с к и й
(в зал)
Можно сколько угодно рассуждать и поучать, но ничего не произойдет до тех пор, пока человек не начнет бороться. Сегодняшний день не канет в Лету – он положит начало освобождению России! Наше дело обязательно продолжат, оно не нуждается ни в поучениях, ни в примерах – оно само являет собой пример и будет питать поучения.
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
«В начале было дело»?
К а х о в с к и й
(в зал)
«В начале было дело»!
Свет на сцене и в зале зажигается. Гомон толпы становится таким же громким, как в начале сцены. К а х о в с к и й поднимает револьвер.
М и л о р а д о в и ч
(так же громко, как раньше)
Одумайтесь! Мы были братья! –
Ужели кровь мы здесь польем?!..
Во время произнесения этих слов К а х о в с к и й стреляет. М и л о р а д о в и ч негромко вскрикивает и падает, его подхватывают и уносят. Коня М и л о р а д о в и ч а уводят. К а х о в с к и й медленно исчезает из виду среди г в а р д е й ц е в.
Г о л о с о ф и ц е р а
(грубый, слышен слева от зрителей)
Я дал приказ! – Чего же ждать?! А?!
Г о л о с с о л д а т а
(растерянный, с той же стороны)
Но как ж?.. Своих мы разве бьем?!..
Г о л о с о ф и ц е р а
(слева от зрителей)
Задать пока что холостыми!
Через полминуты слева от зрителей раздается пушечный залп. Гомон топы усиливается, слышны и встревоженные крики г в а р д е й ц е в, начинается толкотня. Первые признаки паники. Так продолжается около минуты, но по большому счету и г в а р д е й ц ы, и г о р о ж а н е остаются там, где и находились.
Г о л о с д р у г о г о о ф и ц е р а
(справа от зрителей)
Картечью! Дайте залп картечи!
Г о л о с д р у г о г о с о л д а т а
(справа от зрителей)
Картечью?! – Так ведь не с чужими
Воюем!..
Г о л о с о ф и ц е р а
(грубо, справа от зрителей)
Мне не сметь перечить!
Справа от зрителей раздается новый пушечный залп, секунд через десять он повторяется со стороны сцены. Г в а р д е й ц ы и г о р о ж а н е в панике. Все кричат, некоторые падают (большинство упавших более не двигаются, некоторые пытаются подняться), прочие в страхе пытаются бежать. Свет на сцене и в зале медленно и равномерно гаснет. Постепенно все актеры покидают зал и сцену (упавшие так и остаются на ней) – как раз в этот момент весь свет гаснет полностью. Тишина.
Занавес.
СЦЕНА 3
Внутренний двор Петропавловской крепости. В зале и на сцене одинаковое неяркое освещение. В центре сцены – виселица. Р а б о ч и е укладывают на нее бревна, доски, подставки под петли. Слева и справа на сцене - ряды с о л д а т, спускающиеся в зал, так что один ряд стоит справа от зрителей, другой – слева. На авансцене с правой стороны сидят Р ы л е е в, П е с т е л ь, Б е с т у ж е в – Р ю м и н, М у р а в ь е в – А п о с т о л, К а х о в с к и й. Их руки связаны. Возле них стоят еще пятеро с о л д а т.
П е р в ы й р а б о ч и й
(вместе с другими укладывая бревно на виселицу)
Находит каждого гниенье,
Утрата разума и сил –
Напрасно все сопротивленье:
Как бы себя не возносил
При жизни смертный, он не сможет
Избегнуть участи всех тех,
Кого уж червь могильный гложет…
В т о р о й р а б о ч и й
(помогая и поддакивая ему)
Ропать на скору гибель – грех!
Мы выгадать не можем много
У смерти хитростью своей –
Не бойся зря конца святого
И своего, и всех друзей!
Т р е т и й р а б о ч и й выходит у самой сцены слева от зрителей, затем поднимается на сцену, на плече у него короткая доска, он начинает говорить, как только появляется в зале. Другие р а б о ч и е оборачиваются к нему и прислушиваются к его слова.
Т р е т и й р а б о ч и й
Мы прыгнуть чрез ступени жизни
Своей не можем. – Нет. Для всех
Один проложен путь до тризны
От детства раннего утех.
Вместе с другими р а б о ч и м и укладывает доску на виселицу.
Бессильны люди пред судьбою,
Конца никто не избежит.
(В зал)
Нам жизнь измерена с тобою –
Не нам она принадлежит…
Во время произнесения этих слов за зрителями появляется ч е т в е р т ы й р а б о ч и й, который проходит справа от зрителей через весь зал к сцене, неся на спине доску побольше. Когда т р е т и й р а б о ч и й замолкает, ч е т в е р т ы й уже у сцены.
Ч е т в е р т ы й р а б о ч и й
(поднимаясь на сцену)
В том справедливость: все мы равны
Пред сим законом. Не поняв
Его, становимся бесправны
И несвободны – переняв
Его, лишь можем быть мы вольны -
И в жизни видеть красоту –
Самодостаточны, довольны.
П я т ы й р а б о ч и й
(он работал у виселицы с самого начала сцены)
Душой оставить пустоту
Дано, однако, лишь немногим
Тем сбросить бремя наших пут
Ограничений и тревоги –
За это избранных и чтут.
Остальные кивают ему. Р а б о ч и е укладывают последние бревна и доски и уходят. С момента произнесения последних слов проходит секунд тридцать-сорок, весь свет становится в два раза слабее. На сцене появляются в с а д н и к (человек на белой лошади, на нем генеральский мундир, эполеты и шелковая лента), с ним двое пеших о ф и ц е р о в, один из которых держит в руках раскрытый лист бумаги.
О ф и ц е р
(читает очень громко и отчетливо)
Решением Верховного суда, Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский, за преступление против государя, отечества и Бога приговариваются к повешенью.
В с а д н и к
Начинайте!
Свет становится прежним. С о л д а т ы, стоявшие около осужденных, ведут декабристов к виселице и надевают на их шеи петли. Вместе с ними на виселицу всходи с в я щ е н н и к.
С в я щ е н н и к
(подходя к К а х о в с к о м у и кладя на него крестное знамение)
Земная пройдена дорога.
Прости, Господь, тем, кто грешил…
К а х о в с к и й
(дерзко перебивает с в я щ е н н и к а, но в голосе его звучит глубочайшее горе)
Святой отец! Молите Бога…
Россию чтобы Он простил!..
С в я щ е н н и к крестит по очереди всех осужденных, затем уходит. Декабристам надевают на головы мешки. Совершается повешенье. Р ы л е е в, Б е с т у ж е в – Р ю м и н и К а х о в с к и й срываются с виселицы.
О ф и ц е р
(в с а д н и к у, говорит растерянно)
Что ж их? - Помиловать?... Так надо:
Обычай строго нам велит!..
В с а д н и к
(бесцветно)
Увы! Предательской плеяды
Вины ничто не умалит.
Продолжить! Вешайте!
С о л д а т ы идут к упавшим.
С о л д а т
(растерянно и боязливо)
Ну дело!..
Что?! – Пут хороших нет у нас!
Упавшие пытаются подняться.
Вишь! Удушить их не успело
Д р у г о й с о л д а т
(деловито)
А! Все исправим мы сейчас.
Р ы л е е в срывает с головы мешок, поднимается на ноги, но тут же, обессиленный, падает на колени. Весь свет гаснет, зажигается один прожектор, выделяющий только Р ы л е е в а. Далее свет не зажигается вплоть до начала ЭПИЛОГА, в темноте с о л д а т ы, стоявшие в зале должны до конца СЦЕНЫ 2, не привлекая к себе внимания зрителей, подняться на сцену.
Р ы л е е в
(в зал, говорит сдавленным голосом, жадно глотая воздух)
Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать! Проклятая земля трусости, рабства и гордыни!
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
(сокрушенно)
Ужасная напрасная гибель! Гибель молодости и молодой надежды!
Р ы л е е в
(в зал)
Напрасная… Гибель… Нет!.. Нет! Ненапрасная! Не может быть напрасна!
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
Вы вызвали реакцию, а не реформы. Вы считаете, что подали пример, но разве ваше поражение не вселило более страха перед властью и силой, нежели веры в справедливость и разум?! Если перестал писать ты, будут ли писать другие?..
Р ы л е е в
(в зал, кричит в исступлении)
Будут! Обязательно будут!! Ибо наша гибель – это не поражение! Это первая победа над равнодушием, трусостью и толстокожестью!
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
Мы уже знали множество таких первых побед, но для кого они?! Для бесконечно терпеливого, безграмотного, трусливого и инертного крестьянства?.. Для ограниченных, замкнутых и бездушных дворян?.. Все это уже было! Может быть, другие и будут писать, а что нового сделали вы?
Р ы л е е в
(в зал)
…Не знаю, но мы поступили единственно правильно…
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
Так для чего же все это?!
Р ы л е е в
(в зал)
Для гарантии…
М у ж с к о й г о л о с з а с ц е н о й
Какой гарантии? – Вы ничего не могли сделать!
Р ы л е е в
(в зал)
Гарантии того, что мы сделали все, что могли… или… может быть – гарантии того, что мы ничего не могли сделать…
Р ы л е е в падает без сил. Прожектор гаснет.
Занавес.
ЭПИЛОГ
Наши дни.
Комната в петербуржском издательстве. На заднем плане окно, в которое виден город и огромные толпы людей. По краю сцены на полметра возвышается стена волнистым краем (эта стена как будто частично разрушена). На авансцене во все время ЭПИЛОГА слева – направо движется непрерывная колонна людей, одетых в одинаковые пальто с поднятыми воротниками и шляпы, так что лиц их практически не видно. В комнате стоят книжные шкафы, письменный стол с компьютером и грудой бумаг. Перед столом расположены два кресла. За столом сидит издатель, просматривающий какой-то печатный лист. И з д а т е л ь одет в серые костюм и туфли. Входит п и с а т е л ь, человек в черных брюках и светлой рубашке, в его руках кожаный портфель.
И з д а т е л ь
(поднимая глаза на вошедшего)
Добрый день! Чем могу быть полезен?
П и с а т е л ь
Здравствуйте. Две недели назад я принес вам свою новую пьесу. Пришел узнать, будете ли вы ее печатать?
И з д а т е л ь
Так-так, я вас вспомнил… К сожалению, печатать вашу пьесу мы не будем.
П и с а т е л ь
(доставая из портфеля какие-то бумаги)
Но почему?.. У меня есть заключения экспертов, оценивших ее очень высоко, есть письмо известнейшего писателя N…
И з д а т е л ь
Понимаете: эксперты и выдающиеся писатели – тоже люди и могут ошибаться. Вы помните, что Лев Толстой писал о Шекспире? – Так вот, у нас гарантии того, что ваша пьеса будет хорошо покупаться. Может быть, позднее мы издадим ее в каком-нибудь сборнике. Но пока – нет… сам я вашу пьесу, правда, не читал, но таково решение нашего коллектива.
П и с а т е л ь
Вы запретили печатать пьесу, не прочитав ее?!
И з д а т е л ь
Я не могу идти против всех.
П и с а т е л ь
Но ведь все они подчинены вам.
И з д а т е л ь
Я полагаю этот разговор бессмысленным.
П и с а т е л ь
(собираясь уходить)
Ясно. До свидания.
И з д а т е л ь
(неожиданно останавливая его, задумчиво)
Подождите… Вы не торопитесь? Нет?.. Сядьте. У меня сейчас будет перерыв. Знаете, а почитайте мне вашу пьесу - она ведь у вас собой... Хорошо?..
П и с а т е л ь садится и достает из портфеля несколько слегка помятых печатных листов.
Занавес начинает закрываться.
П и с а т е л ь
(начинает читать)
«ПОСЛЕДНИЙ ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ
Одноактная пьеса с прологом и эпилогом
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
П е с т е л ь.
Р ы л е е в.
М у р а в ь е в – А п о с т о л.
Б е с т у ж е в – Р ю м и н.
К а х о в с к и й.
Т р у б е ц к о й.
М и л о р а д о в и ч…»
На этих словах занавес закрывается полностью. Люди с авансцены уходят.
Конец.
Свидетельство о публикации №112090609050