Как читать пейзажную лирику N
"Какой русский не любит быстрой езды? (с)
"Как же я жене
Объясню потом,
Что гулял всю ночь я с конем?"(с)
Соскучился ли ты, читатель, по чистому и прекрасному? А коли да, так внимай и замирай в глубочайшем книксене. Пора, мой друг, пора вновь припасть к живительному источнику - стихотворному творчеству N. Отметим, что данное произведение выбивается из тесного ряда его творений. Мизерный, по сравнению с другими полотнами, объем его ничуть не умаляет художественного достоинства написанного. Ну, не сложились еще девять четверостиший, зато те, что перед нами - "майский день, именины сердца!".
Итак,начало. Прекрасное начало, мой дорогой читатель:
Я утопаю в цветущих лужайках,
Я созерцаю полет голубей.
Анафора - ах! Ритм - песня! Аллюзии - на всех голубей Мировой литературы. Да что ты говоришь, аграрно-ландшафтный мой! Можно утопать в лужайках. Чай, не газон америкосовский! Буйным цветом цветет наша краснодарская лужайка, лирический герой в ней утопает,аки Ди Каприо, и на голубей снизу поглядывает безбоязненно. Верит в птицу мира и подвоха не ждет.Картина уходит своими корнями в пасторальное прошлое поэзии, отсылает к классике советского эстрадного текста. Не ты ли ,язвительный читатель,горланишь в караоке про " траву у дома", "на дальней станции сойду, трава по пояс" или как "травы не успели от росы серебряной склониться". А здесь с штангенциркулем высоту люцерны замеряешь. Фу таким быть!
Скажу больше, автору тесно в клумбе, и он расширяет пространство произведения: "степь да степь кругом" появляется внезапно. И, что немаловажно, появляется конь. Животное летит, ускоряя бег, " не больно нагайкой". Какая тебе, въедливое созданье, разница, где здесь грамматическая связь? Главное, небольно. Пафос гуманизма и гуманизм пафоса.
С ветром как будто они соревнуясь,
Воздух расплавленный режут собой.
В облаке поднятом, пылью пакуясь,
След оставляют парить над верстой.
Тончайшее переплетение образов! Не дано, так и не мельтеши, горемыка. Интертекстуальность, батенька, это вам не рясу в трусы заправлять! Фигуры речи свежи. Одно " пылью пакуясь" чего стоит! А след, парящий над верстой. Бальмонт постанывает, слышишь?
Внезапная смена времени суток по-новому высвечивает образы лирического героя и его домашнего питомца - они "дышат с биением сердца так часто" (аритмия?), что "запах впитали полыни" (аллергия?). И здесь автор торопится придать патриотическое звучание строчкам - полынь " родная"! (Альцгеймер?) Клеверок - не наш фраерок. Пижма за иностранца вышла. А полынь - родное сердцу имя.Но сердце, надорванное токсикоманией и ботаникой, довыеживалось.
И -гениальная находка!- через этот небольшой орган проложена трасса. Всех и все захлестнуло олимпийское строительство в Краснодарском крае.
Ибо ночь. Что сделала? Правильно - опустилась!
Как? Правильно - вдруг!
Чем? Ага, фатой!
Какой? Бляха-муха, читатель, ну, не белой же! Сам ты затрепанный, читатель. Автор демонстрирует приверженность традициям, строит фразы в расчете на интуитивное восприятие, внутреннее угадывание. Сам ты банальный, читатель!
Взгляни, какая метафоричность ожидает тебя и устыдись своих недавних кощунственных нападок:"Звезды раскрыли на небе бутоны". Бутоны лижутся! Свет-тьма, добро-зло. Следующие строки остаются за гранью философских оппозиций:
Ту красоту рассыпают пионы,
Манят, тревожат с далекой Луной.
Следи за базаром! Это мотивы Дали, выспренная экстравагантность постмодернизма, а не бред сивой кобылы. Работай над собой, глотатель строк и пожиратель смыслов!
Нет, не полный! Далеко не полный пи@дец в последних строчках.
Развязка гармонична, как сама гармония. Яркий аккорд олицетворений, живописующих победу доброго над прекрасным, и окончательный отказ от нагайки в финале как торжество человечности:
"Факельным шествием даль вдохновила,
Вспыхнув под утро трепещет заря.
Солнце ее до красна накалило,
Праздник застать, я пришпорил коня...."
"Это просто праздник какой-то"(с), мой дорогой читатель!))
Свидетельство о публикации №112090500370