Мысли вслух или заметки на полях. 3 тур. Философск

Право, не знаю так ли уж нужны  тут слова, когда выставлены оценки, но все-таки
каждый арбитр делает, читая стихи, заметки на полях.. озвучим их..


Алексей Баскаков.

1. Откуда и куда                2, 2
2. Почти Экклезиаст            3, 2
3. Скомканы линии жизни  3, 1
4. двурукий бег                3, 2
5. ОЛЕАНДРЫ                4, 2
6. Кругами по воде              5, 3
7. Врата                5, 3 +1 бонус
8. Превратности                3, 3
9. Компромисс                4, 2
10. Как мне, скажи, сладить с судьбою     3, 2
11. Бумеранг                4, 2
12. Вечер                5, 3
13. Танцевать на песке         4, 3
14. Страшилка                3, 2
15. Неоконченный сонет      3, 2      


На мой взгляд, с философской темой справились успешно почти все авторы.
Не очень удачно раскрыта тема в стихах «Скомканы линии жизни», есть претензии к технике в стихотворении «Откуда и куда», но все участники могут быть смело отнесены к светочам философской мысли.
Ближе всего к заданной теме стихотворение «Врата», за что автор получил от меня бонусный балл. Очень оригинальным оказался подход автора к теме в стихотворении «Превратности».


Комиссарова Татьяна

1. Откуда и куда
1 и 2 балла
К сожалению, стих слабый – и по смысловому наполнению, и по исполнению. Ну сколько можно повторять туда-сюда и откуда-оттуда. А главное, зачем? Почему 2 за соответствие теме? Конечно, откуда мы и куда идем – вопрос философский, но стоило ли за него браться при таком невысоком уровне версификации.
.
 2. Почти Экклезиаст
2 и 3 баллаНе очень логично, на мой взгляд, местами бессвязно. Нехитрую мысль стиха многим удавалось выразить убедительнее. Весьма пафосно, с провальной последней строчкой. Однако теме соответствует.


3. Скомканы линии жизни
1 и 2 балла
Весьма небрежно. Скомканы линии жизни в линиях бровей – я не в состоянии этого представить. В прошлом было мало ли – как-то это не по-русски. Вспоминаю дни (…) наивностью наших лучших дней? Мне видятся проблемы с формулированием мысли и ее оформлением.

 4. двурукий бег
4 и 3 балла
Есть стихи, которые невозможно разъять на части. Вырванная из контекста, каждая строчка может вызывать недоумение, но все вместе складываются в единое целое. Но всё же автор, на мой взгляд, несколько увлекся).


5. ОЛЕАНДРЫ
3 и 1 балл
Не люблю слово «волнительный», как и «ванна» вместо «ванная». Автор хотел показать, что у ЛГ проблемы с русским языком? Тогда нужно было бы еще чего-нибудь добавить для колорита. Местами стих плохо прописан: ровесник ракеты, что лихо сносила Гагарина в космос, хотя на «Востоке» ему было тесно. «Сносила» – плохо. Тесно на «Востоке»? И почему – хотя? В целом – довольно банальная лав-стори. Конец мог бы вытянуть стих, но получился невнятным. К философской лирике, на мой взгляд, стих нельзя отнести.


6. Кругами по воде
2 и 3 балла
Кладь – это багаж, вещи, предназначенные ля перевозки. Как багаж (?) открытий может расходиться кругами по воде – не могу представить. И вообще про круги на воде писано-переписано, читано-перечитано. Что тут нового? Плачущие над рекой ивы? А куда ж без них? Плывущие непременно вдаль облака? Есть совершенно невнятные места: «Пытаясь обрести покой и глубь реки,/ Бесспорных истин не узнав, не видя смысла» – это законченная мысль?
Стих мог бы выйти неплохим (пусть и вторичным), будь автор построже к способу оформления мыслей.

7. Врата
2 и 3 балла
Второй катрен как будто из учебника физики. Дальше я вообще потерялась среди пафосных абстракций. От вектора практики риска – нагромождение родительных падежей плохо воспринимается.


8. Превратности
5 и 3 балла
Первое стихотворение, которое мне было нескучно читать. Иронично, хорошо выстроено. Хорошая лексика. И что особенно приятно – никакой назидательности.


9. Компромисс
2 и 2 балла
 Я не очень сильна в шахматной терминологии, но гамбит, по-моему, здесь как-то не к месту. «За белых» – слава и любовь, «За черных» – деньги и забвенье. Так, выбирай! Право слово, какой-то странный выбор – как такое могло случиться, при каких обстоятельствах, автор, увы, не объясняет, а вместо этого описывает банальнейший случай – к чему бы? Дальнейшее тоже весьма невнятно. И в чем тут философия? 


10. Как мне, скажи, сладить с судьбою
4 и 2 балла
Хороший ровный классический стих. Я бы стопроцентно отнесла его к любовной лирике. Маленькое замечание: тенёта.

11. Бумеранг
4 и 2 балла
Я так и не поняла: возвращающаяся бумерангом юность – это плохо или хорошо?
«Стала в обществе выше рангом» – как-то странно смотрится в поэтическом тексте.
«Глоток муската – ранней осени смелый хит» – почему хит да еще смелый? В начале ЛГ обращается к любимому, а потом вдруг к городу. Понравился ритм стиха. И я не уверена опять же, что это философская лирика.

12. Вечер
3 и 2 балла
Было бы понятнее, если бы первая часть прочитывалась как ожидание привычного, а вторая – как неожиданная реальность. А то непонятно, в каком они отношении. Не понравилось «долу» рядом с «телок комолый», стилистически разнородно. И всё же, несмотря на финал, на мой взгляд, это не вполне философская лирика.


13. Танцевать на песке
4 и 3 балла
 Не поняла главного образа – в чем смысл танца с судьбой именно на песке и почему этот танец вдруг превращается в хождение по канату. Почему необходимо «не забыть в исступленье, азарте, бреду, кем друг другу приходимся в этом аду»? Пара вальс-ритуал на общем фоне смотрится не вполне рифмой. Понравилась энергетика стиха.

14. Страшилка
4 и 3 балла

Какая-то неубедительная история). На деле всё в руках народной власти – а не на деле? И финал, на мой взгляд, не вполне вытекает из рассказанного. Впрочем, это моё имхо. А вообще – легко и мастеровито
.

15." Неоконченный сонет"
5 и 3 баллаХороший такой сюр. Однако всё же хотелось бы понять, что за герой, почему столетний, за что просит прощения? И если не ради скуки, то ради чего (ох, как любопытно!) он уводит ЛГ в сад?  Лично нести и нести самой – не одно ли и то же? Вечной-лично как рифма тут, на мой взгляд, не вполне хорошо смотрится. «Души тугое бремя» – понравилось. Высокий балл за несомненную самостоятельность мышления.

.

Людмила Шкилева
1 «Откуда и куда»

1.1
Очень подходит название "Рассуждение ни о чем"
Вполне бы хватило одного катрена. Тем более, что размер нарушен во всех, да и рифма далеко не нова.

2.Почти  Экклезиаст

3.1

 А где тут, собственно, философия? Скорее позиция автора. Я бы отнесла к гражданской лирике ))
Автор,видимо, имел ввиду цитату
"Нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека..." (Экклезиаст) 
В третьем, ключевом, катрене нарушен размер.
Если в первых двух  11/10,11/10, то в последнем - 11/12,11/13

 
3. Скомканы линии жизни

3.2

Рваный ритм, видимо, -  задумка автора, отсюда же и короткая строка. Хотя в длинной, произведение, пожалуй, выиграло бы...
"Скомканы линии жизни в линиях бровей.
Взглядом подозрительным не провожай, налей".

4. Двурукий бег

5.3
Сложное, интересное  произведение, насыщенное образами.На мой взгляд по технике - безупречно.  Философия, конечно.  Жизнь вообще - качели....   


.ОЛЕАНДРЫ

4.1"

Мне не показалось это произведение философским. "ВОЛНЫ-ФРИВОЛЬНО" - интересно! "Окошко - немножко" -  не впечатляет вовсе. Гагарин, которому было  тесно на Востоке - вообще не понятно к чему тут. Но, тем не менее - понравилось.


6.Кругами по воде

4.2

Хороший бы получился романс.Кое-где  сбивается ритмический рисунок стиха

.
7.Врата 

5.3
Хорошо! Несомненно, есть интересные, на мой взгляд, находки.


8.Превратности

5.3
 Забавная философия, но - почему бы  и нет?  А написано хорошо.
               
9.Компромисс
5.3
Рифма " не нов - любовь","озадачит - иначе"  и др. понравились.

.

10.Как мне, скажи, сладить с судьбою
5.3

Хорошие по смыслу стихи. Действительно жизнь-качели.. автору удалось это связать.


11.. Бумеранг

5.2

 Интересное по смыслу и исполнению произведение, богатое образами.Размер сложный, но хорошо выдержан. Есть несколько  знакомых с детства рифм типа: домой-зимой, рассвета-лета. но они вроде бы и не мешают.  Мне показалось это произведение ближе к любовной лирике, а не к философским рассуждениям. 


12. Вечер
5.2

Замечательно написано, а как знакомо! Рифмы понравились, длинная строка,  хорошо выдержан размер.
От философии здесь только две последних строчки.

13. Танцевать на песке
5.3.+1
Радуюсь - все есть. И достаточно свежая, для Стихиры, тема, и  хорошие рифмы, и выдержан размер. Живое повествование не отпускает до последнего слова. Понравилось. 

.
14.. Страшилка
5.2

Забавная страшилка.
Исполнено замечательно.
Но скорее это сатирические стихи, а может новый жанр: Философский юмор?

.

15." Неоконченный сонет"

3.1. Все как-то надумано - ну сон... что с него взять?
Название как нельзя лучше подходит к данному произведению.
С размером порядок, а вот "руки-скуки", "время-бремя" не впечатляют

.

Л.К))


Рецензии
Татьяне Комиссаровой.
Вы правы - я допустил просторечие.
(Впрочем, в стихах нередкое... - но меня это не очень оправдывает, поскольку просторечие не сознательное, а от невежества).
.
Ко всем арбитрам:
Теперь о том, чего как я думаю, большинство арбитров не заметило.
Оценивая мастерство и технику.
Звучание стиха. Расширенные и внутренние рифмы, аллитерации, параллелизмы итп.
Звук.
То, к чему я всегда внимателен, а судьи, к сожалению - далеко не всегда.
Возьмем только коду.
нА берегУ тИхо мечтАешь
Я не могУ тЫ не желАешь
А вот огласовка
АееУИоеАе
ЯеоУЫееАе
:-)
Неужели подаваемые на конкурс стихи переполнены такими вещами?
Что они не стоят быть хотя бы отмеченными.
(не обязательно - оцененными.).
И неужели это - не проявление техники?
Причем на вполне безыскусно, на первый взгляд, построенном тексте. (потому, возможно, и малозаметно?)
.
Впрочем самый большой розовый слоник в моем стихе, явно не замеченный арбитрами - это форма стиха.
.
Ну во-первых, я лично не знаю ни одного стиха написанного таким размером. Хотя название у него есть. (заимствовано у антиков)
Ну да ладно - главная фишка не в этом.
А как называется этот размер?
Не буду томить - хориямб.
стопа хорея - стопа ямба.
.
По частям
И хорей и ямб.
Вместе
и ни хорей и ни ямб.
А теперь вспомним о содержании стиха.
Теперь понятно?
Дополнительно вспомним хорей - плясовой, ямб - серьезный, грустный.
.
Вы когда-нибудь встречали стих, в котором форма была бы завязана с содержанием?
.
Неужели и это не заслуживает хотя бы упоминания?
:-)
.
Вот, как-то так.
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   06.09.2012 14:55     Заявить о нарушении
Тимофей, я не знаю, увидела ли Татьяна Комиссарова Ваш комментарий, но должен заметить, что у Вас и арбитров, очевидно, полярно противоположные азгляды на любовную и философскую лирику. Если бы Вы выставили на второй тур это стихотворение, то его все восприняли бы именно как любовную лирику. И наоборот, не только я, но и другие арбитры посчитали Ваш стих во втором туре философским произведением, но никак не любовной лирикой. Может, их в самом деле надо было поменять местами?
А стихотворение "Как мне, скажи, сладить с судьбою", в самом деле, получилось очень оригинальное. Причем, внешне это не бросается в глаза. Я просмотрел эту особенность рифмовки, отметил про себя, что нечто подобное встречал у Андрея Вознесенского, но никак не предполагал, что это хориямб (темнота, однако)!

Алексей Баскаков   08.09.2012 23:35   Заявить о нарушении
Поменять стихи местами?
Боюсь, у Вас это самообман.
Как помнится, к тому стиху были претензии - что там нет брутального мотания соплей на кулак. Типа эмоций маловато.
Так ведь этого нет и здесь.
Тема и здесь и там одниакова. Стиль и здесь и там философский.
.
"должен заметить, что у Вас и арбитров, очевидно, полярно противоположные азгляды на любовную и философскую лирику."
- опять самообман или лукавство. Правильно - у НЕКОТОРЫХ арбитров. Можно подумать, у меня одного иное мнение (см. оценки).
И не только у меня.
Еще и у яндекса мнение о том, что такое любовная лирика - ну никак не совпадающее с мнением некоторых арбитров.
:-)
.
Я ведь ясно сказал - тут некоторая "общепринятая" путаница - любовная - тема. Философская - стиль.
Чего никто не оспорил...
Почему такая неприязнь к философствованию на любовной теме. И к любовной теме в философской подаче?
:-)
Ну не люблю я мотать сопли на кулак. Ни в какой тематике.
.
Для меня вопрос в общем ясен - дело в неприязни к определенной стилистике стихописания.
Разве не видно без микроскопа - притапливание шло не только по соответствию, но и по технике.
.
Я расцениваю это просто как нежелание некоторых судей ограничиться легальными бонус-антибонус баллами по отношению к тому, что непонра (мало ли по какой причине). Ну вот хочется утопить поглубже то что незацепило. И арбитр перешагивает через объявленные правила, изобретает собственные интерпретации, и крайне необъективные "технические" придирки.
Причем это делается с весьма "индивидуальным" подходом.
Для других стихов арбитр эти самоизобретенные правила благополучно забывает.
.
Арбитр не желает втискивать свои оценки в заданные рамки. И когда встает выбор - наступить на горло своему ненра,(и признать, что незаце - может оказаться и неплохо сделанное стихо. Как и то, что очень понра - может быть далеко не блестящим по исполнению), или правилам и равному подходу - некоторые арбитры в некоторых случаях ничем не смущаясь топят стих по всем графам.
Как и наоборот, натягивают остальные оценки, не удовлетворяясь премиум баллом.
.
Все что я говорю - в общем банальность, подтверждаемая простейшим статистическим анализом.
.
И мне неясно - почему арбитрам не хватает честностии (или осознанности?) прямо сказать, что им не хватает рамок бонус-антибонус баллов и хочется большей свободы для неформализуемой компоненты оценки.
Вместо этого тихой сапой в жертву приносится первоначальная идея ограничения неформализуемого судейского произвола тремя баллами (+1 0 -1) и производится добавление/убавление баллов в графах, вовсе не для этого предназначенных.
Ну почему прямо не озвучить, что рамки в три балла мало, предложить например, пяти, и оставить в покое "левые" графы?
.
Вот мне просто смешно было обсуждать двойку за технику. Очевидно ведь, что оценка утоплена за что-то другое.
.
Фактически идея придать судейству более формализуемый и объективный характер молчаливыми услилиями многих арбитров практически провалена.
.
Кстати, любопытная информация к размышлению - на одной площадке, куда я получил приглашение, в правилах есть пункт - при явном завшении или занижении оценки арбитр ОБЯЗАН дать достаточно убедительную мотивировку. Если он этого не сможет или промолчит - его оценка аннулируется. Ну и при повторении - вплоть до оргвыводов.
.
Это к тому, что некоторые пытаются создать впечатление, что без полной анархии и безответственности арбитража мол нельзя. И что везде мол так.
И что уже сомнение в непогрешимости арббитра уже есть оскорбление.
:-)
.
С уважением

Тимофей Бондаренко   09.09.2012 17:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.