Рисуя знак священный
"Я никогда не умру, -
сказал как-то Шрила Прабхупада,
- я всегда буду жить в моих книгах"
Как манит нежностью рассветная зоря,
Как мириады Звёзд глаза пленяют,
Те, кто увидел, тут же понимают,
Что этот Человек здесь был не зря!
Ты в притяженье его глаз войдёшь
И тут же просветленье наступает,
И Сердцем понимаешь: «Да, Он знает,
Как ты сейчас по Совести живёшь»
Проходят мимо тысячи Святых
И много Книг проходит через руки,
Но почему же Маха Мантры звуки
Тебе близки, как Гиты каждый стих?!
И каждый шаг, что сделан на Земле,
Ты посвящаешь Кришне откровенно -
Ты служишь преданно, светло, самозабвенно,
Рисуя знак священный на челе.
*** Абхай Чаран Де явился в этом мире в 1896 г. В Калькутте (Индия). Впервые он встретился со своим духовным учителем, Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами, в Калькутте в 1922 г. Бхактисиддханте Сарасвати, выдающемуся ученому в области религии и основателю 64-х Гаудия Матх (Ведических институтов), понравился образованный молодой человек, и он убедил его в том, что ему следует посвятить свою жизнь распространению Ведического знания. Шрила Прабхупада стал его учеником, и спустя 11 лет (в 1933 г.) принял у него формальное ученическое посвящение.
При первой их встрече, в 1922 г., Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур попросил Шрилу Прабхупаду распространять Ведическое знание на английском языке. В последующие годы, Шрила Прабхупада написал комментарий к Бхагавад-Гите, ассистируя Гаудия Матху в этой работе, и в 1944 г. начал выпускать журнал на английском языке «Бэк ту Годхед» («Обратно домой к Богу»), выходивший раз в две недели. В настоящее время это не остановлено; его ученики продолжают выпускать журнал на Западе и публикуют его более чем на 30 языках.
Признавая философскую ученость и преданность Шрилы Прабхупады, Общество Гаудия-вайшнавов присвоило ему титул «Бхактиведанта». В 1950 г., в возрасте 54 лет, Шрила Прабхупада удалился от семейной жизни, приняв статус ванапрастхи (отход от дел) чтобы больше времени уделять научным занятиям и литературной деятельности.
Шрила Прабхупада поселился в святом городе Вриндавана, где жил в очень скромной обстановке в историческом средневековом храме Радха-Дамодара. В течение нескольких лет он был вовлечен в глубокое изучение писаний и литературную деятельность. Он принял отреченный уклад жизни (санньяса) в 1959 г. В храме Радха-Дамодара Шрила Прабхупада начал работать над шедевром своей жизни: многотомным прокомментированным переводом к Шримад-Бхагаватам (Бхагавата-Пурана), состоящим из 18 тыс. стихов. Он также написал «Легкое путешествие на другие планеты».
В 1965 г., опубликовав первые три тома «Шримад-Бхагаватам», Шрила Прабхупада отправился в США, чтобы исполнить миссию, возложенную на него духовным учителем. В последующие годы Его Божественная Милость написал более 60 томов авторитетных прокомментированных переводов и других трудов по философской и религиозной классике Индии.
Когда Шрила Прабхупада впервые прибыл на грузовом судне в Нью-Йорк, он был практически без средств к существованию. Почти через год жизни в США, преодолев немало препятствий, в июле 1966 г. он основал Международное Общество сознания Кришны (ИСККОН). Перед тем как 14 ноября 1977 г. он оставил этот мир, он руководил Обществом и увидел, что оно выросло во всемирную конфедерацию, состоящую из более чем ста ашрамов, школ, храмов, институтов и сельскохозяйственных общин.
В 1968 г. Шрила Прабхупада создал Нью Вриндаван, экспериментальную Ведическую коммуну на холмах Западной Вирджинии (США). Воодушевленные успехом Нового Вриндавана, общины, занимающей более 2 тыс. акров земли, его ученики позже основали подобные коммуны в США и других местах.
В 1972 г. Его Божественная Милость ввел Ведическую систему начального и среднего образования, основав на Западе школу Гурукула в Далласе (штат Техас). С того времени ученики Шрилы Прабхупады под его наблюдением организовали школы для детей в Соединенных Штатах и по всему миру, с принципиальным центром, расположенным во Вриндаване, Индия.
Шрила Прабхупада также был вдохновителем постройки нескольких больших международных культурных центров в Индии. При Центре Шридхама Майапур в Западной Бенгалии запланировано возведение духовного города; постройка этого амбициозного проекта займет много лет. Во Вриндаване (Индия) возведены величественный храм Кришна-Баларамы, международная гостиница, Мемориал и музей Шрилы Прабхупады. Большой культурный и образовательный центр есть в Бомбее. Другие центры планируется расположить в других частях Индийского субконтинента.
Однако, самое важное из того, что оставил Шрила Прабхупада – это его книги. Высоко оцененные учеными за их авторитетность, глубину и ясность изложения, они служат стандартными учебниками для курсов во многих колледжах. Его труды переведены более чем на 40 языков мира. «Бхактиведанта Бук Траст» (BBT, издательство, основанное Его Божественной Милостью в 1972 г.) – самое большое издательство книг по индийской религии и философии.
Всего за 12 лет, невзирая на свой преклонный возраст, Шрила Прабхупада объехал вокруг земного шара 14 раз, читая лекции на всех пяти континентах. Но несмотря на предельную занятость, Шрила Прабхупада никогда не прекращал писать свои книги. Его произведения представляют собой подлинную библиотеку Ведической философии, религии, литературы и культуры.
Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж покинул этот мир в 1977 году.
После ухода Шрилы Прабхупады Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж произнёс речь, в которой он сказал следующее: «Я считаю его шакти-авеша аватарой — это подтверждают его дневники, написанные во время долгого путешествия через Атлантику, само его прибытие в Америку, основание Движения, его высочайшая степень преданности Кришне и зависимости от Него и то, что он отказался от всех желаний, кроме желания исполнить указание своего Гурудева. И поскольку у него не было иных помыслов, Сам Кришна явился и помог ему. И это есть доказательство того, что через него действовал Кришна.
В его стихотворении «Лотосным Стопам Кришны» есть слова: «Дорогой брат, твоя удача придет к тебе только тогда, когда Шримати Радхарани будет довольна тобой». Видя в своём Гурудеве, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати, представителя Радхарани и понимая в его воле божественное служение Ей, он со смирением признался, что не считает себя достойным или способным совершать служение, поэтому он занял Кришну в служении своему Гуру. Он целиком посвятил себя этой цели и настолько искренне молился Кришне о помощи в исполнении наказа его Гуру Махараджа, что божественная энергия низошла и помогла ему. Иначе было бы невозможно в одиночку совершить то, что произошло. Распространить по всему миру самое высочайшее (Кришна-сознание) среди тех, кто находится на самом низком уровне — не каждому по силам. Это вообще невозможно, если бы не божественная сила, которая воплотилась в нём в таком величии и могуществе! Поэтому он — шакти-авеша-аватара, в чём я совершенно уверен».
Воспоминания о Шриле Прабхупаде его ученика Майкла Гранта (Мукунды даса):
Во владении логикой Шрила Прабхупада не знал себе равных и был неутомим в философских дискуссиях. Ради дискуссий, которые иногда длились по восемь часов подряд, он даже прерывал свою работу над переводом. Временами в его маленькую, безукоризненно чистую комнату, в которой он работал, ел и спал на поролоновом матраце двухдюймовой толщины, втискивалось семь или восемь человек. Шрила Прабхупада постоянно говорил о том, что он называл "простой жизнью и возвышенным мышлением", и демонстрировал это на собственном примере. Он все время подчеркивал, что духовная жизнь - это наука, которую можно обосновать и доказать логически, ее нельзя строить на одних сантиментах или слепой вере. Он начал издавать ежемесячный журнал, и осенью 1966 года "Нью-Йорк Тайме" напечатала о нем и его последователях благожелательную статью с фотографиями. Вскоре после этого группа с телевидения сняла материал для программы новостей.
Шрила Прабхупада был человеком, одного знакомства с которым было достаточно, чтобы перевернуть всю жизнь. Шло ли это от моего желания извлечь для себя какую-то пользу от занятий йогой и пения мантр или всего лишь от моего детского восторга перед ним, но я понял, что хочу идти все время рядом с ним по его пути. Его планы могли показаться дерзкими и непредсказуемыми, если не принимать в расчет того, что они, похоже, всегда увенчивались успехом. Ему было семьдесят лет, и он приехал в Америку, не имея практически ничего, и вот теперь, всего через несколько месяцев, без всякой поддержки он положил начало движению. Это не укладывалось в голове!
…в Сан-Франциско, в 1967 году Шрила Прабхупада положил начало празднованию Ратха-йатры, праздника колесниц, одного из праздников, которые благодаря ему теперь отмечаются во всем мире. Ежегодно в течение двух тысяч лет Ратха-йатра проводилась в Индии, в Джаганнатха Пури, а к 1975 году этот праздник стал так популярен среди жителей Сан-Франциско, что мэр города выпустил официальное воззвание "День Ратха-йатры в Сан-Франциско".
К концу 1966 года Шрила Прабхупада стал принимать учеников. Прежде всего, он подчеркнул, что никто не должен считать его Богом, но к нему следует относиться как к слуге Бога. Он осудил самозванных гуру, позволявших своим ученикам поклоняться им как Богу. "Эти боги" - дешевка", - часто говорил он. Однажды кто-то спросил его: "Вы - Бог?" Шрила Прабхупада ответил: "Нет, я не Бог, я - слуга Бога". И после минутного раздумья продолжил: "Фактически я даже не слуга Бога. Я только стараюсь стать слугой Бога. Быть слугой Бога не так-то просто".
Он написал около восьмидесяти книг, которые его ученики перевели на двадцать пять языков мира и распространили в количестве пятидесяти пяти миллионов экземпляров. Он основал сто восемь храмов по всему миру и дал посвящение приблизительно десяти тысячам учеников. Тех, кто считает себя его последователями, миллионы. Шрила Прабхупада писал и переводил вплоть до последних дней своего пребывания на земле, длившегося восемьдесят один год.
Шрила Прабхупада не был просто очередным мудрецом с востока, ориенталистом, гуру, мистиком, учителем йоги или медитации. Он был воплощением целой культуры и сумел внедрить эту культуру в странах Запада. Я и многие другие видели в нем прежде всего по-настоящему неравнодушного человека, полностью пожертвовавшего своим комфортом ради блага других. У него не было личной жизни, он жил только для других. Многие люди научились у него духовной науке, философии, здравому смыслу, искусствам, языкам, ведическому образу жизни - гигиене, питанию, медицине, этикету, семейной жизни, ведению сельского хозяйства, социальному устройству, школьному обучению, экономике - и многому другому. Для меня он был учителем, отцом и самым дорогим другом.
Я всем обязан Шриле Прабхупаде и никогда не смогу оплатить этот долг. Но по крайней мере я могу хоть как-то выразить свою благодарность, участвуя вместе с другими его последователями в исполнении его самого заветного желания - издании и распространении его книг.
"Я никогда не умру, - сказал как-то Шрила Прабхупада, - я всегда буду жить в моих книгах". Он ушел из этого мира 14 ноября 1977 года, но, несомненно, будет жить всегда.
Свидетельство о публикации №112090303036