Прелюдия
Хотим ли петь мы соло или в хоре,
Использовав наш тенор или бас:
Она неслышный отдаёт приказ,
И мы ЗВУЧИМ - в миноре и мажоре.
С рождения ПРИПИСАНЫ к ладам,
Они и задают судьбы тональность.
Вот и "звучит" мажорная мадам -
С банальности сбиваясь на банальность.
... Но нет на свете "Умниц" или "Дур" -
Есть лишь аранжированные свыше:
Вот та - как moll, а эта вот - как dur,
И moll бедны, а dur-ы - нувориши...
Герой романа тоже задан в moll,
На dur он реагирует смешливо,
И главная его тональность - боль,
Хоть в ней звучат и светлые мотивы.
Кто КОМПОЗИТОР* - для него вопрос, (*Создатель как Музыкант)
И он даёт различные ответы:
Природа, Дух, История, Христос -
Все так или иначе здесь "пропеты".
Роман и есть симфония души,
Мятущейся в сети противоречий.
А это - боли! Как их ни глуши,
Не избежать надломов и увечий.
В романе место действия - Алтай,
А время - перелом пятидесятых,
И как его прицельно ни листай,
Не сыщется отход от этой даты.
Бытописатель остается там,
Оттуда - все его речитативы.
Поёт их сам, но как бы и не сам,
А Истины его нередко лживы:
Почти всегда он в людях растворён
И потому поёт чужие соло,
Цитируя "солистов" тех времён -
От тёмных баб до шефов комсомола.
Тут "Сверхзадача" - выдержать их тон,
А здесь нужна классическая школа.
И школа есть, и музыка звучит,
Она везде проходит лейтмотивом,
И только некто, у кого отит,
Останется в неведенье счастливом.
...Характер, если он не искажён
Незнанием заветного людского,
В стихах собой являет унисон
Размера и насыщенного слова.
Представленный во множестве сторон,
Сплавляется в единый образ он -
И виртуальность новая готова!
Войди в роман доверчиво, как в храм,
На образы взгляни, как на иконы,
И, проводя рукою по слогам*, (Как по решетке ограды и т.п.)
Заставь звучать рифмованные стоны.
... Нелёгкий выбор - это фуга мук,
Смятение душевного оркестра..
Прослушай это как "читатель-друг"* (*термин С.-Щедрина)
Героя и сурового маэстро*. (* Автора-"ком-пози-тора")
Свидетельство о публикации №112090102249
Игорь Карин 15.12.2022 15:30 Заявить о нарушении