Иоанн Грозный
Умирая, чадит фонарь,
Прямо в сердце стучат шаги,
Это шествует русский царь.
В подземелье и крик, и стон,
Словно розы, клещи горят...
Будто демон, вступает он
В доморощенный адский сад.
А в палатах среди лампад
Под живой колокольный звон
Просветляется грозный взгляд
Силой древних святых икон.
Нежно-розовую зарю
Застилает клубами гарь,
Как Малюта предан царю,
Предан Богу великий царь.
Улетают молитвы ввысь,
Но слетают головы в грязь...
И опять от церковных риз
Он идет к палачу, крестясь.
Жжет свирепый опричный вой,
Содрогнулись и стар и мал...
Русь, как посох тяжелый свой,
Царь до крови в ладони сжал.
Разрывалась его душа:
В ней то дьявол царил, то Бог,
То творил, а то сокрушал,
Из всего извлекая прок.
Лишь в страданиях Русь свята,
Но когда уж невмочь терпеть,
То нелепый колпак шута
Отведет и топор, и плеть.
2000
Свидетельство о публикации №112083105338
Илья Репин вернулся в Москву...
Европа вовсю клекотала вновь
Кровью с полотен своих мастеров.
И он видел сон на яву: «Антаром»*
В умах сюита предвосхищала
Месть, которая завтра сегодня
Резней обжигала, кляня и гоня,
И яд, выжимая из жезлова жала.
Он шёл по проулкам и зрил уже
Лица: Грозного и его сына.
Убийство и смерть, как живая – десна**
Как влекущая сила Суда – лишь нужен
Предлог – и участь тотчас решена,
Того, кто посмел помыслить инако.
Царь зверем ведется – однако!
И требует зверь крови сына невинной.
Потом изувер свою душу
Стенает, но прошлого не изменить,
И мёртвого не воскресить,
И правда выходит наружу:
Кому сей алтарь возведён.
И люди в восторге немея
Картину его прославляют – Кощея
Предвечная участь времён,
И мир поделён на жертву
И палача – и третьего...
Стоящего Тенью проклятой
У трона, утолившего жажду……
Долго стоит Абрам Балашов***
У этого странного места
И, силу вжимая в жало холста,
Исполосовал трижды зверя, сошёл
Кровавым венцом очищенья
С картины величия дух,
И ужас на лицах потух.
Не требует боле отмщенья…….
А Репин кричит, что подкуплен
Абрам, что это рука Саваофа
Терзала шедевр - катастрофа
Такая утрата. Почему не смирен
Не блажен, как надобно этот
Москаль? Наново пишутся лица,
Кровь на лице, на руках отца...
И зверь зорко зрит на сюжет.
*симфоническая сюита «Антар».Н. А. Римского-Корсакова.( в переводе – «Месть»)
** от ст.-слав. деснъ ; «правый»
*** старообрядец- иконописец уничтоживший в 1913 г. лица на картине, что потребовало восстанавливать её практически заново
на фото: фрагмент картины И.Е.Репина "Иван Грозный и его сын" , автор, в центре Абрам Балашов
Татьяна Ульянина-Васта 31.08.2012 15:05 Заявить о нарушении