Эпилог-кода

Жара – нет сил! И снова Лизавета
Есенина читает наизусть.
На ней майчонка потная надета
И юбка не поймёшь  какого цвета.
Из глаз струится лагерная грусть.

Она черна,  как  старая мулатка,
Суха,  как казахстанский саксаул,
Грудей и бёдер у нее «не знатко»*, (* не заметно. – алтайск.)
А ноги – вспомнишь колченогий  стул.
Пред нами – по проекту,  -  стройплощадка,
Вдали,  на горизонте  - Барнаул.

Наш  бригадир читает  «со слезою»:
Восторг перемежается тоской.
Нас, землекопов, с бригадиром, - трое,
У каждого  - лопаты под рукой.
С «бригадой ух!»* большой гараж я строю,(* ирония тех лет)
Вернее -  «зачинаю» таковой,
Кидаю грунт лопатой загребною,
А в землю углубляюсь - штыковой.

И наша норма - семь кубов «на брата»,
Хоть у меня в  бригаде – две «сестры».
И «сёстры» так орудуют лопатой,
Что я пред ними – птенчик непернатый,
Из  гнёздышка упавший до поры.

Елизавета сроки «оттянула»,
Хотя ещё  ей  нет и сорока.
И видится мне тётка Мариула*,(«Цыганы», мать Земфиры)
Дошедшая пешком до Барнаула
С колонной политических «зэка»,
«Крещённая» затем в «трудовика».

«Сестра» вторая – это «тётя Маша»
С пока неясной для меня судьбой.
Она Елизаветы много краше,
Была «когда-то хороша собой».
Как говорит, давно лопатой машет,
Да и «хвостом» - перед  мужской  гурьбой…

… «Перекурили» -  снова за работу.
Не делим мы её:  у нас «общак».
А деньги – по разряду, вот и всё тут,
Не надо лишних заполнять бумаг.
Хоть упашусь  я  до седьмого поту,
Но больше их не получу никак:
Ещё я новичок, согласно КЗОТу,
И, по сравненью с «сёстрами»,  слабак.

Они двужильны, «прут» без перекура -
Вот разве почитать стихи порой.
И все-таки мой труд здесь - «синекура»:
Ни дрязг, ни разбирательств - рой да рой!
Опять же плюс - растёт мускулатура
И хоть сейчас мне в гренадерский строй…

Но два часа. Обед. Полбулки хлеба,
Пяток конфет съедаю в стороне.
Приходится  обуздывать  потребы:
Ещё зарплату не давали мне.

В отделе кадров дали в долг немного,
Не хватит до аванса всё равно.
Зато в бараке у меня - «берлога»:
Там две кровати и одно окно
И столик покалеченный – «тренога»,
Опёртая  на тонкое бревно.

И есть сосед. На вид ещё мальчонка.
Мне по плечо, красив, русоволос
И с кожей гладкой да настолько тонкой,
Как будто он ещё молокосос.

Ему семнадцать.  У него нет глаза,
Лицо в рябинках:  разряжал патрон.
Он  варит кашу, и уже два раза
Делить с ним ужин был я приглашён,
Но он – не продовольственная база,
И мой черёд пополнить рацион.

Кончаются его запасы риса,
А у меня отсутствует запас.
Да, по богатству и с церковной крысой
В один разряд нельзя поставить  нас.

До первых денег  - минимум неделя,
А нам никто не даст рублЯ  взаймы,
Но чтоб мы  хоть по минимуму ели,
Должны иметь в день по пятёрке мы.

… Конец обеда. Прыгаю в траншею,
Она по грудь и в метр шириной.
Вот если я «сестёр» догнать сумею,
Те  сжалятся, конечно, надо мной:

Пожертвуют чего-нибудь съестного –
Картошки прошлогодней или круп,
И мы тогда протянем до второго,
Соображая каждый вечер суп.

Вгрызаюсь в грунт я. Он сплошная глина:
Давно мы сняли мягкий верхний слой…
Работаем часа три с половиной
И  дружно направляемся «домой».

Живём в многоячеечном  бараке,
Вдвоём,  втроём и даже впятером.
Есть  двое,  состоящих в давнем браке,
И лишь для них здесь настоящий дом.

Другие, как и я же,  -- бедолаги,
Обласканные  «Тётенькой  Судьбой».
И все мы «на харчах»  в одном сельмаге,
А наши документы и «бумаги» --
У коменданта, в  «Книге домовой»*.
           (*Общая "тетрадь" с данными  о жильцах)

Все скопом существуем  без прописки,
А потому наш адрес – номер СМУ.
У некоторых,  впрочем, нет и близких,
Вот и не пишут писем никому.

Я ж известил далёкую  маманю,
Что  жив-здоров,  что бросил институт,
Просил простить за то, что сердце раню,
И обещал вести себя «зер  гут».

Особо подчеркнул,  что я мужчина,
Сам буду зарабатывать  на хлеб.
«Цидулька» получилась очень длинной,
А стиль местами был весьма нелеп:
Свалили, мол, пигмеи, исполина,
Но исполин  поднялся  и окреп.

Не написал, что голодаю стойко,
На булке хлеба – день,  а то и два,
Что у меня уже вторая стройка
И  часто беспокоит голова:

Виски болят порой невыносимо.
И что-то в поясницу отдаёт.
Горю огнём – пока ещё без дыма,
Колени ломит ночи напролёт…

Труда дурного мне всегда хватало,
Спина трещала от больших натуг,
Но вот насчёт «большого капитала»
Не получалось, хоть мечта витала,-
Всё как-то не хватало ног и рук.

… Вхожу «к себе». Сияет глазом Витя
И шепчет мне: «Сдаётся Нинка всё ж»
Сказала нынче: «В гости приходите!
Пойдём! Ты посидишь, потом уйдёшь».

Красотка  Нинка – общая  «присуха»,
Глотают слюнки наши мужики.
Но с ней живёт такая ли толстуха,
Что всем им подступиться «не с руки»:
И матерится, и заедет в ухо,
И, осерчавши,«вытурит в пинки».

Но завтра  выходной - соседки нету:
Она опять отправилась  в  село,
И можно просидеть у них «до свету»,
А Витька «туго знает ремесло»*.  (* дока по этой части)

- Ставь плитку и вари нам, не жалея!
От пуза наедимся и пойдём! –
Уверен он, что в этой лотерее
Его осыплют золотым дождём.

Проходит  час, и всё у нас готово,
От сытости хоть стоя засыпай.
Пора идти: уж скоро полвосьмого,
Сияет Витька, как на Первомай.

Идти недалеко, вдоль коридора.
Стучим. Нам Нинка отвечает: «Да!
… Здорово, Витя! Добрый вечер,  Жора!
Садитесь вот сюда и вот сюда!»
Ну что мы наедались-то,  обжоры:
У Нинки наготовлена  еда!

Отменный суп, но места нет для супа.
Приходится  божиться, что я сыт.
Смеется Витька: мол, стесняться глупо,
А у него, мол, волчий аппетит.

Я говорю, что спать хочу, нет мочи,
Простите, мол, боюсь, сейчас  засну.
И ухожу. И ради новых строчек
Беру перо, потом иду к окну.

Перед окном – пустынная равнина,
Пока не отгорожена она.
Всегдашняя  унылая картина -
Предместно-городская  целина.

Пройдёшь по пустырю версты четыре,
И пред тобой – убогие дома,
Где  в каждой переполненной  квартире
Живёт сегодня Нищета сама.

Чем ближе к центру, тем строенья краше,
Светлей дворы и больше этажей,
И вот он, особняк ЕЁ папаши,
Который  обходил я, как злодей.

Глухой забор, ворота и калитка,
А за оградой - пара злых собак.
Дом запечатан в панцирь, как улитка,-
Отдельный дом, особый, особняк!

Домище – двухэтажная махина,
А рядом – баня и большой сарай.
Когда к воротам подрулит машина,
Откроет их седеющий  мужчина,
В котором сила брызжет через край.

Есть во дворе какие-то «лабазы»,
На них замки амбарные висят.
Понятно: здесь живёт «Директор базы».
Которому  сам чёрт уже не брат…

Кем можно стать, когда во всём достаток,
К тому же в изоляции такой?
НалОжит ли на душу отпечаток
Ничем не возмущаемый покой?

Когда всегда с тобою «папа», «мама»
И  старшая ближайшая родня,
Захватит ли тебя чужая драма,
Покой души тревогами сменя?

Конечно,  у неё отцова воля,
Бесстрашие – от этого двора.
А остальное?  Научили в школе?
Наследственно, в кого-то там, мудра?

Навеки всё останется загадкой.
И будут до моих последних дней
Щемить мне сердце болью горько-сладкой
Видения единственной моей?..

… Пишу, тоску в строку переливая…
Вот полночь.  Вот уже и час.
А всё она передо мной. Живая!
И как тогда, с меня не сводит глаз…

… Но входит Витька … Глаз  его  лучится.
Усталый, гордый – Нельсон-адмирал!
- Не думал, - говорит, - что так случится,
Что Нинка – целка! … Еле уломал!

Она сперва, конечно, ни в  какую!
Шарь, мол, где хочешь, а ТУДА не смей!
На жалость бил! И растопил статУю!...
Не знаю, как я завтра  встречусь  с ней?!

Шептал: «Люблю!», «Давай навеки вместе!»
Ну, знаешь, что там бабам говорят!
Меня учили: мол,  побольше  лести,
На  лесть и жалость их берут подряд!..

… Ох, спать хочу! Давай туши  лампаду! –
Сказал он,  засыпая "на лету".
А я не спал еще часа два кряду
И представлял себе картину ту.

И видел нас – у старого болотца,
В скирде соломы, в поле и в стогу,
И ощущал, как сердце к сердцу рвётся,
Но вот ТУДА войти я не могу.

Не мог и не смогу уже вовеки,
И «градом скорби» стал мне Барнаул…
... На то и существуют в мире реки,
Чтоб иногда в них кто-нибудь тонул...


Рецензии
Добрый вечер, Игорь Иваныч!
Уже два раза пыталась написать отзыв, но было ощущение, что надо подождать.
Кто ещё умеет так донести мысль, чтобы ни разу не было ни скучно, ни непонятно в столь широком повествовании... Я знаю только одного, чья душа в заветной лире пережила многое, и многое ещё переживёт. Даже сейчас, по прошествии времени, не получается найти нужных слов, чтобы не сказать того, что обычно говорят, когда читательские эмоции достигают апогея. Столько моментов "не в бровь, а в глаз", которые хочется хранить в записной книжке и перечитывать. Как то "Коллектив -- тебе на зло, Ты -- на радость коллективу", "У кого-то дар от Бога, у меня -- от жизни дар", "поднажал он на кого-то, тот и мебель произвёл" (это вообще супер-отражение нашего менталитета)), "Я вам... как ево?... дикан" -- хоть и не несёт науки, но безумно колоритное. Про скелет -- тоже жемчужина. У младшей дочки в классе стоит скелет, дети зовут его Петей, а учителя говорят, что это самый благообразный ученик))
Про Чайковского -- восхитительные наблюдения, сделанные совершенно простым языком... Напрямую, без ненужных "заездов". "И тебе хватало сил вызывать весь ужас снова". Глубже здесь вряд ли скажешь.
Более всего меня потряс момент, где он мыл девушку, как ребёнка, потому что она его попросила. "Ты сказала "мой ребёнка", я ребёночка и мыл" -- вроде бы так было. Для меня в этом какая-то невероятная сакральность, высота, глубина, целостность, качественность и осознанность Духа...
Конец пронзила печаль... Но читатель вынужден с ней примириться, поскольку главный герой подаёт пример своим смиренным мужеством:"На то и существуют в мире реки, Чтоб иногда в них кто-нибудь тонул".
Кроме того, я ещё раз прочитала "Мысли при чтении", которые Вы не приняли. Да, знаете, в некоторых местах, будь я автором, испытала бы желание возмутиться. Но со своей читательской колокольни вижу иначе. Другой человек, родившийся, как минимум, на четверть века позднее, питался совсем другими обстоятельствами и эмоциями. И все эти комментарии, как сыгранная на чёрно-белых клавишах мелодия, сводятся к одному. А именно, к глубочайшему уважению к Автору, его Герою, его Таланту. Оба романа так глубоко задели, что побудили другого человека пережить их заново в своих обстоятельствах... пропитать ими своё время... И финальная фраза --"два раза прочитал роман, сроднился я с его героем, тут надо что-то умное сказать, подумать надо головою, но сердце рвется чуть ли не до слез, а значит – живо – Автору – Спасибо! " -- вот оно, я думаю, истинное чувство...
Я тоже говорю Вам большое спасибо, Игорь Иваныч. И за Ваш Талант, и за красоту Вашей души.
P.S. Я нашла несколько опечаточек, но так как читала то с телефона, то с компьютера, то с другого компьютера, сейчас вижу только одну. Вроде, это 6 глава. Должно быть "самых лёгких и проворныХ, И на поиски... ". В третьей главе "овось" , но я подумала, что это алтайский сленг. По-моему, ещё в одном месте меня смутило, но уже не найду.
Некогда известная Вам,
Claudia

Екатерина Камаева   09.11.2018 18:17     Заявить о нарушении
Ave, Claudia! Дождался-таки! Доволен ли? Перечитал,- теперь вполне доволен: в меру похвалили, в меру поцитировали, на все достоинства указано было. Спасибо, Спасибо, Екатерина... Трудный марш Вы совершили, много времени угробили, как ни считай... Но довели дело до конца, а то я всё думал: Надоело, бросила читать. И правильно:ей ли, Городской да Европейской, принимать к сердцу такие "деревенские романы" (жанр был такой в советское время, и по тогдашним меркам, я - "деревенщик").
А опечатку одну я исправил - где не хватало буквы "х", - опять же спасибо! А ведь читал и перечитывал!! Нет у меня таланта наших корректоров:не вижу явных опечаток и ошибок... Но вот насчет Авось - пока не нашел,не помню где. Но буду искать при случае... Но сегодня и завтра буду занят Гениями,которых впишу в цикл "Личность",так, попутно:"нашел" двух - фантастически одаренных, Русских, великая Гордость России,по-моему, но не уверен,что все у нас ими гордятся, большинство,поди, и знать не знает...
Очень-очень Тронут Вами,дорогая! Простите, что привязался с этим романом... Больше не буду... Игорь Иваныч.

Игорь Карин   10.11.2018 15:07   Заявить о нарушении
Игорь Иваныч, мне было ОЧЕНЬ интересно читать. Я бы продолжила. Чтение обеих частей меня обогатило. Поэтому порекомендуйте мне, пожалуйста, что-нибудь ещё, на свой вкус. Вы пишете без лишних слов. Поэтому ни скучно, ни как-то некомфортно быть просто не может. Только, как я уже говорила, Ваши произведения надо читать не спеша.

Екатерина Камаева   10.11.2018 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.