Единоборство князя Мстислава В. Удалого с Редедем

В   лето 6530 ( 1022 )… Мстислав сущу Тмутаракани и поиде на касоги.

Слышав то князь касожский, изыде противу.

И ставшима обема полками противу себе, и рече Редедя ко Мстиславу —
"Что ради губиве
дружину межи себя,но снидевася сами бороти,да аще одолевши ты,то возмешь именье
мое, и жену, и дети ,и землю мою.аще ли аз одолею, то возьму твое все."

И рече — " Тако буди ". И рече Редедя ко Мстиславу –
" Не оружьем ся бьеве, но борьбою".

И ястася бороти крепко. И надолже борющимися има , и нача изнеиогати Мстислав,

бо бе велик и силен Редедя, и рече Мстислав – "Подай мне одоление, Божия Мати, храм в честь тебе воздвигну".

И рек се,удари им оземлю,и вынзе

нож и зареза Редедю. И вшед в земдю его ,взял именье его, и жену его, и дети его, и дань

возложи на косоги и пришел Тмуторокань заложи церковь святыя Богородицы,и соверши

ю ,яже стоит и до сего дни Тмутараканью".

                "Повесть временных лет"

«….храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскими.»
                «Слово о полку Игореве»

Как сошлись  Мстислав да с Редедем
Богатырской силушкой да померяться,
Ох, силен Мстислав, Тмураканский князь,
Крепок духом жуть, до победы хват.
Чует силушку да великую.
Но Редедя пусть и других кровей
Да двужилен бес. Непомерно аж.
От натуги глаз раскраснелся весь.
Так сосуды тонкие да полопались.
Бьются ястребы пуще прежнего.

А земля, как мать — ты для всех одна.
Силой полнит воинов на потехи час.
Разродилась да от бремени
Богатырской силищей непомерною.


Долго схватка шла. Присмирела рать.
Но ничьей не быть — до победного.
Тут взмолился Слав, да ко Господу.
Был язычником сын Владимира.
А крестилась Русь новой верою:
Константином стал, тот, что мстителен.
«Матерь Божия, не оставь меня.
Стойкость дай. Будь победы Путь!»

Наг и статен, знать, молодецкий князь,
Словно солнышко Великодоня.
Да, услышан был богатырский глас.
Чернатуча — прах, против Горнего.
И повержен схваткою богатырь чужой.
Только силы в нём не убавилось.
Тогда храбрый князь, изловчившися,
В горло нож вонзил злому демону.

Ты воспой, Баян, славу  воину.
За Победный час, за дружинушку —
Непорубленной воротилася.
Вот поставлен храм белокаменный
Богородице, Миру горнему.
И крестил в нем князь сыновей врага
От бесовских имён, от Редединых.
Стали Юрием да Романом —
Дети дюжего.
А пришла пора и Татьяну дочь
Обвенчал Мстислав за Романом тем.
Кровь Отца его в свой привел очаг.

Не вошел наш князь Константином
В память. А остался всё ж как
Мстислав*, что храбр.
Таки дало знать — двоеверие.
На изломе Русь. Христианская.


* Мстислав Владимирович (по прозвищу  Храбрый или Удалой) (ок. 983—1036, Чернигов), в крещении Константин, князь Тмутараканский (990/1010—1036), князь Черниговский (1024—1036), сын Владимира Святого и (предположительно) Адельи.



Редедя или Ридада (ум. 1022) — по летописям богатырь, предводитель абхазо-адыгского племени касогов.



Иванов Андрей Иванович (1776—1848).
Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей, 1812
Холст, масло. 285 х 205 см.
Государственный русский музей,
Санкт-Петербург.


Рецензии
Привет! Почтение! Понравилось! Прочёл,
Как писано. Всё грамотно и складно.
Однако я перечитал повесть временных лет,
и там история слегка не так изложена.
Редедю называют там Редедею!
Редедь, Редедедем - это Вы придумали.
Что аз же, многогрешный, на бренных сих листах
Не дописах поспешно или переписах,
То спереди и сзади, читая по вси дни,
Исправи, правды ради, писанья ж не кляни!
Я приглашаю Вас читать мои писанья.
Они без рифмы, просто запись мыслей.
Я к Вам с всенепременным уважением!

Мишель Филиппов   19.09.2012 11:49     Заявить о нарушении
Редедя — имя касожского князя : Тогда пущашеть (Боян) і̃ соколовь на стадо лебедѣи: которыи дотечаше, та преди пѣснѣ пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю(!!!!!) предъ пълкы Касожьскыми, красному Романови Святъславличю. 3—4.
1022: Въ си же времена Мьстиславу сущю Тмуторокани поиде на касогы. Слышавъ же се, князь касожьскый Редедя (!!!!!) изиде противу тому. И ставшема обѣма полкома противу собѣ, и рече Редедя къ Мьстиславу: „Что ради губивѣ дружину межи собою? Но снидеве ся сама боротъ. Да аще одолѣеши ты, то возмеши имѣнье мое, и жену мою, и дѣти моѣ, и землю мою. Аще ли азъ одолѣю, то възму твое все“. И рече Мьстиславъ: „Тако буди“. И рече Редедя ко Мьстиславу: „Не оружьемь ся бьевѣ, но борьбою“. И яста ся бороти крѣпко, и надолзѣ борющемася има, нача изнемагати Мьстиславъ: бѣ бо великъ и силенъ Редедя. И рече Мьстиславъ: „О пречистая богородице, помози ми. Аще бо одолѣю сему, съзижю церковь во имя твое“. И се рекъ удари имь о землю. И вынзе ножь, и зарѣза Редедю. Пов. врем. лет, 99 (1377 г. ~ нач. XII в.).

Г. Турчанинов (Летописный Редедя и черкесское „редадэ“. — Учен. зап. Кабардин. научно-исслед. ин-та, 1947, т. II, Нальчик, с. 246—247)
http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ss5/ss5-0311.htm

: „...мы можем сегодня повторить сказанную Н. С. Трубецким тридцать шесть лет назад фразу (Н. С. Трубецкой. Редедя на Кавказе. — Этногр. обозрение, 1911, № 1—2, с. 229—238, — В. В.):

«Таким образом разрешается миф о том, что черкесы будто бы сохранили еще какие-то воспоминания о Редеде. Весь миф — результат простого недоразумения, неверного использования припева к свадебным песням» и, добавим мы, приурочения этого припева к совершенно другому сюжету, не имеющему никакого отношения к легендарному единоборству Редеди“.

Редедю — вин. пад. ед. ч.

Татьяна Ульянина-Васта   19.09.2012 11:56   Заявить о нарушении
Вот и я читаю: "И се рекъ, удари имъ о землю, и вынемъ ножь, удари имъ в гортань ножемъ, и ту бысть зарьезанъ Редедя;"
Я к Вам с всенепременным уважением.

Мишель Филиппов   19.09.2012 13:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.