Миракль
Соблазнившись линией за морем.
Горизонт ни пядью не приблизив,
Потеряла свой заветный берег.
Бабочка опомнилась, взмолилась
Силе бестелесной, мудрой, вечной,
Той, что всеми бабочками чтима:
- О, великий бабочек Создатель!
Помоги, не дай пропасть в пучине,
Не исполнив жизненного долга,
Не продлив существованья рода!
А пока молитва ввысь летела
По беспроводному интернету,
Бабочка безвольно опустилась
На зеркально-зыбкую поверхность.
Лёгкий бриз - ни волн, ни брызг - на счастье!
Но не тут-то было: равновесье
Потеряла бабочка - на горе!
Крылышки промокшие сомкнулись,
Завалились на бок, словно парус
В управленье новичка-яхтсмена.
Жизни счёт ведётся на мгновенья...
В этот миг и подоспел Создатель
В образе стареющей пловчихи,
Что жалеет мух, птенцов и кошек,
Слышит голос каждой божьей твари.
На плечо летунью усадила
И скользящим, осторожным брассом
В путь обратный добрая пловчиха
Устремилась, приближая берег.
Обе сохли под щадящим солнцем
На прогретом золотистом пляже.
Крылышки окрепшие взлетели.
Всуе ждал Создатель благодарность...
Свидетельство о публикации №112083003652
Можете не соглашаться, но по ней:
силы / приблизив / взмолилась / чтимы -- РИФМА!
Равно как и: долга / рода.
Не нужно равняться на "Гениев, которые, якобы, управляют хаосом" Это - утопия!
Не желание следовать правилам и канонам - это неуклюжая попытка скрыть свою беспомощность.
Вот вам наглядная музыкальная аналогия. В своё время в "Панк-роке" основополагающим
считалось полное НЕУМЕНИЕ играть на музыкальных инструментах. Отрицание всего и вся,
на этой волне, направление продержалось какое-то время. Ну и где оно сейчас?
О
Гольгертс 06.07.2015 14:45 Заявить о нарушении
А то, что рифмой назвали элементарные одиночные созвучия гласных (типа меня/тебя), это как?
Тамара Барышева 06.07.2015 17:44 Заявить о нарушении
О "беспомощности" я говорил в продолжение нашего диалога о нарушении правил, вообще.
Не имея в виду кого-то конкретно.
Что же касается рифмы-созвучия в белом стихе...
Такое ощущение, что все мои рассуждения по этому поводу под вашей рецензией
на "Парадокс" были пропущены мимо ушей.
Да, Тамара. "Элементарные одиночные" созвучия УДАРНЫХ гласных в конце строк -
это и есть рифма. Далее по созвучию всех заударных и послеударных фонем
определятся качество рифмы. Например:
СИЛЫ / прибЛИЗИв
.
С - З
И - И
Л - Л
Ю - И
.
Великолепная ассонансная рифма с анаграммной перестановкой.
.
Разумеется, это не правило и не закон. Просто я показываю вам вариант подхода
написания, говорю о "слуховом ожидании", которое чистый белый стих должен
нарушать, именно в этом нарушении заключается вся сила формы.
А перечисленные мной "совпадения" эти ожидания, наоборот, оправдывают, подтверждают.
По сути:
.
Бабочка не рассчитала сИлы,
Соблазнившись линией за морем.
Горизонт ни пядью не приблИзив,
Потеряла свой заветный берег.
Бабочка опомнилась, взмолИлась
Силе бестелесной, мудрой, вечной,
Той, что всеми бабочками чтИма:
- О, великий бабочек Создатель!
.
Это холостой стих с приблизительной, но рифмой.
То же самое, что вы ранее говорили о произвольном хаотичном применении клаузул,
которое, якобы, диктует ритм. Я уже говорил, что такой "хаос" в обычном рифмованном
стихе, не позволяют себе даже самые махровые графоманы.
У них может сбиваться размер, нарушаться стопность, могут быть банальные и неточные
рифмы, но редко когда кто начинает стих, например, "мух/жен" продолжает его
исключительно "жен", а заканчивает "дактилем".
И если кто-то считает, что в белом стихе это "прокатит" - то заблуждается.
Для внутреннего пользования - хоть сто порций, но это уже совсем другая история.
О
Гольгертс 06.07.2015 20:09 Заявить о нарушении
«…были пропущены мимо ушей» ------- не были, потому и вытащила этот стиш, и дала Вам возможность вернуться к теме.
Говорят, на безрыбье и рак рыба. Я поняла Вас: в белом и созвучие рифма. Как видите, я всё-таки добавила уточнение – в белом, а не вообще. Ведь послушав Ваши рассуждения, можно гладить по головке 99% авторов стихиры, чьё сочинительство сводится к рифмовке ударных гласных. И чтоб поставить точку на созвучиях, процитирую уважаемого теоретика:
«Созвучия, или неверные рифмы. Всем известна строка «…и целуй меня везде, восемнадцать мне уже…». «Везде - уже», «тебя - меня» — это не просто плохие, неверные рифмы, это созвучия. Что-то общее в этих словах есть, они созвучны (не «селёдка - таракан»), но это не является рифмой. Так рифмовать просто нельзя, потому что эти слова в действительности не рифмуются.»
Ожидаемые/неожиданные рифмы срабатывают при условии крепкой логической связи фразы. Если читатель не скажет «я так и знал» или «эх, тут прям просится…», значит эффект не достигнут. Но в большинстве случаев читатель рифмы не замечает. Горестно Вам такое слышать, однако, читатель воспринимает текст как целое. Говорю о массе, не о коллегах.
«о произвольном хаотичном применении клаузул» ------- я говорила?! Вы с ума сошли! Повторю для особо одарённых слухом: «Клаузулы в белом стихе соблюдаются автоматически, их диктует ритм, потому как именно точный ритм является стержнем белого стиха,» - вот что сказала я Автоматически не значит хаотически! Белый стиш – точное, построчное соблюдение ритма от начала до конца. Если дактилическая (к примеру) рифма сразу не возникла, ей не удастся втиснуться где-нибудь внутри – ритм не допустит. Клаузула не существует сама по себе, она часть ритмической единицы. Белый стиш – плавание по течению, и только истинному козерогу даже в приятном видятся опасности да трудности.
Скучно говорить об основах ритмики.
«И если кто-то считает, что…» - ну и пусть считает, мне-то какое дело до чужих тараканов? Я собственных культивирую – серо-буро-малиновых в крапинку.
Тамара Барышева 07.07.2015 08:02 Заявить о нарушении
К тому же в роли адепта своего "вИдения" я не важно смотрюсь.
Ну так и я "не корысти ради, а токмо волею пославшего мя стихосложения".
.
Читай меня, когда тоска,
болит душа, ни к чёрту нервы.
Когда устанешь для неверных
каштаны из огня таскать.
Читай меня, когда светло,
когда чудес уже не видно,
и даже если от обиды
скулу холодную свело –
читай меня. Я буду знать,
почувствую прикосновенья,
и цепь развалится на звенья,
а ты считав условный знак,
встречаешь ночь. Она – чиста!
Не то, что я – так много пятен.
Бываю часто непонятен,
но всё равно меня читай!
Гольгертс 08.07.2015 09:45 Заявить о нарушении