Города

  Ирина КАЖЯНЦ

ГОРОДА

I

ГОРОД – КОЛЬЦО

   Одинокий художник жил на втором этаже небольшого двухэтажного домика, выходящего окнами в сквер.
   Он рисовал странные картины, которых почти никто, кроме его немногочисленных друзей, не понимал.
   И вот настал день, когда он нарисовал, должно быть, самую странную свою картину. Он назвал её  «Город – кольцо».
   Здесь были неуклюжие, непонятные постройки, а все улицы были кольцевыми. Художник был доволен своим творением. Но ночью ему приснилось, что он кружит по кольцевым улицам города, и ощущение безысходности было жутковатым. По городу ходили люди – не глядя друг на друга и не здороваясь, каждый шёл по своему кольцу, и не было другого выхода – только кольца, кольца, круги.
   С этого дня жизнь художника как бы разделилась надвое. Днём он ел, встречался с друзьями, рисовал. А ночью неведомая сила уносила его в город-кольцо.
   Несколько раз, проснувшись, он хотел уничтожить картину. Ему казалось, что по ночам город высасывает из него жизненную силу. Но каждый раз, словно что-то задерживало его руку, наступала ночь, и всё начиналось заново.
   Как-то днём в дверь постучали. Художник открыл дверь. На пороге стояла девочка лет четырнадцати – угловатая, веснушчатая, она смущённо улыбалась.
   «Извините» - сказала она, - «мы играли в бадминтон и воланчик попал на ваш балкон. Можно мне его забрать?»
   «Конечно, проходи» - художник невольно улыбнулся. Она нашла на балконе воланчик и, уже уходя, вдруг застыла перед картиной.
   «Как называется эта картина?»
   «Город-кольцо».
   «А птицы в этом городе есть?»
   Он внезапно вспомнил то, на что до сих пор не обращал внимания – птицы в городе были слепыми. Они кружили по кольцам улиц, то и дело натыкаясь на каменные стены.
   «Слепые птицы» - глухо произнёс он.
   «Выход из кольца там, где спираль» - неожиданно сказала девочка и выскочила, прежде чем художник успел среагировать.
   Ночью ему приснилось, что он и девочка бегут по кольцу, взявшись за руки.
   Внезапно кольцо превратилось в спиралевидный тоннель, в конце которого виднелся солнечный свет. Бежать было трудно, но он знал, что туда непременно нужно дойти. Они вышли из тоннеля и вдруг прошли через сияющую разноцветную радугу.
   В этот момент художник проснулся, чувствуя во всём теле небывалую лёгкость, а в голове – ясность мысли. Он подошёл к картине и быстрыми, уверенными мазками нарисовал радугу над городом.
 
II
ГОРОД В МОРЕ

   Сегодня утром я сжёг свой дом. Дом, стоящий на опушке леса, дом, сияющий весёлыми сосновыми брёвнами. Дом, где я жил вместе с Эльзой. Прошла неделя с того дня, как она ушла к другому, и любимый нами дом превратился в моего мучителя и палача. О ней напоминало всё – картины на стенах, вышитые подушки, посуда – весь тот незатейливый уют, который у неё был дар создавать.
   Я провёл семь полубессознательных, полубессонных ночей и сегодня на рассвете меня добила найденная на письменном столе коробочка с клеем ярко-зелёного цвета. Когда я нашёл её, у меня заболели глаза. Зелёный был любимым цветом Эльзы.
   Дом горел. Рушились стены, вот рухнул потолок. В этот момент я испытывал странное, неестественное облегчение. Но когда от дома остались лишь тлеющие угли, с удвоенной силой накатило отчаяние. Я сидел возле пепелища и по моим щекам катились непрерывные слёзы. Потом в какой-то миг глаза стали сухими и горячими. Наверное, кончились слёзы.
   Сколько я так сидел? Час, два, три? Было лето, солнце поднялось уже высоко. Вдруг позади меня послышался какой-то шорох. Я резко обернулся.
   На меня смотрела девушка лет семнадцати, в странных брюках из переливающейся ткани и в белой блузке с красивым орнаментом.
   «Вы не скажете, где это я ?» - неуверенно спросила она.
   «Станция Сосновая» - машинально ответил я – «До города ходит электричка».
   «Э-лек-тричка?» -= вопросительно повторила она по слогам. – «А что это такое?»
   «Чокнутая» - со злостью подумал я. – «Только этого мне сейчас не хватало».
   «Слушай, детка» – отчётливо произнёс я – «сегодня я сжёг свой дом, чтоб не покончить с собой. Что-то надо было уничтожить – или дом, или себя. По существу, я сжёг и себя – своё прошлое, настоящее и будущее. Катись-ка ты лучше отсюда и оставь меня в покое!»
   «Сжёг дом» – задумчиво произнесла она – «как это может быть? Дом нельзя уничтожить, он находит человека сам и вместе с ним умирает».
    Эти слова показались мне ещё более странными, однако не лишёнными определённой логики.
   «Ты вообще как сюда попала?» - неожиданно для себя самого спросил я.
   «Сорвалась со скалы, а потом заблудилась».
   «Где же здесь скалы?»
   «На юго-востоке, но это не совсем здесь».
   Для полной веры в собственное безумие мне не хватало только поверить в инопланетян, телепортацию и ещё бог знает какую чушь.
   «Что значит – не совсем здесь?»
   «Хотите, пойдём, покажу, тем более, что я боюсь заблудиться снова. Вы меня проводите?»
   Мне было всё равно – и так некуда идти. К своему удивлению я молча кивнул головой.
   Мы шли по хорошо знакомой мне сосновой роще. Вдруг неожиданно девушка свернула куда-то влево, и мы оказались на просторном, заросшем ромашками и васильками лугу, которого я раньше никогда не видел. На той стороне, где луг обрывался, громоздились скалы, издали показавшиеся мне пологими. Путаясь в высокой траве, мы пошли к скалам.
   «Нам туда» - сказала девушка.
   И мы начали подъём. Сначала идти было нетрудно, но чем выше, тем круче становились скалы. Девушка крепко держала меня за руку. Наконец, примерно через полчаса мы оказались на вершине. И тут от неожиданности у меня закружилась голова. Перед нами, соединяясь с высокой синью неба, раскинулось море. Я невольно схватился за хрупкое плечо девушки.
   «Где мы? Мы же только что были на станции!»
   «Мы в той стране, где я родилась. Добро пожаловать!»
   «А если я захочу вернуться назад?»
   «Отсюда нельзя вернуться запросто. Ты можешь оказаться в каком-нибудь совсем другом мире».
   «Но ты же вернулась».
   «Я сорвалась со скалы. Это не считается. Это случайность, в таком случае вернуться можно».
   Я внимательно посмотрел ей в глаза. Похоже, не врёт. Я подал ей руку и мы начали спускаться к морю. По мере приближения я заметил на волнах какое-то движение и вскоре смог разглядеть, что по морю плавают миниатюрные, из незнакомого мне материала яркие домики.
   «Я сейчас позову свой дом, и он приплывёт» - проследив мой удивлённый взгляд, объяснила девушка.
   Она протянула руки к морю и начала петь:

«Але афани сара ми
Але фантина ле фа ми»

   «Похоже на заклинание» - заметил я.
   «Так оно и есть».
   По волнам примчался розовый домик и остановился прямо перед нами. Рядом с ним остановился домик фиолетового цвета.
   «Это – твой дом, он выбрал тебя, ты ему понравился» - весело объявила девушка. Возразить было нечего – фиолетовый и в самом деле мой любимый цвет.
   «А ты красивая» - неожиданно для самого себя сказал я девушке.
   Что было дальше, рассказывать не буду, но это чудо останется со мной навсегда. К утру наши живые домики качались на волнах вместе, соединённые выросшим за ночь разноцветным мостиком.


Рецензии