Отринь суету мирскую. Цикл стихотворений
Каждому, в соответствие его веры,
даются от Бога дарования на пользу
Св. Василий Великий. Правила
богоугодной жизни. Правило 58 (2).
И слово мое и проповедь моя не
в убедительных словах человеческой
мудрости, но в явлении духа и силы.
1-е послание коринфянам
св. Апостола Павла, гл. 2, стих 4.
ТВОРЕЦ ВЛОЖИЛ МНЕ В РУКИ ЛИРУ
Творец по множеству щедрот
Как дар вложил мне в руки Лиру,
Благословил творить Добро –
Благую весть нести по Миру.
Пою не часто, лишь о том,
Что открывает мне Создатель.
Моих стихов едва ли том
Составит будущий издатель.
Не знаю я, как будет строг
К моим стихам читатель новый,
Но пусть прочтет он среди строк,
О чем я пел в наш век суровый.
Я пел о Мире и Творце,
Создавшем этот Мир реальный,
О Боге-Сыне, и Отце,
И Святом Духе – безначальных;
О вечных истинах Добра,
В Мир льющих Свет неугасимый, –
Дороже злата, серебра,
Дороже милостей просимых
И ожидаемых щедрот
Из века в век, из рода в род;
О той борьбе Добра со Злом,
Что в душах праведных ведется,
Когда же к Правде перелом,
То тьме особенно неймется:
Идет все старое на слом, –
Откуда ж ветхое берется?
И вот открылся всем секрет,
Когда Христос познал страданья:
Нагорной проповеди свет
Остался Миру в назиданье.
Христос распят, распят грехом, –
И все по Ветхому Завету.
Узнаем истину потом,
Когда нас призовут к ответу.
ВЕЧНАЯ СТРУЯ
С Л О В О
В начале было слово, и слово
было у Бога, и слово было Бог.
Евангелие от Иоанна, гл. 1, стих 1.
Но слово Господне пребывает в век.
А это есть то слово, которое всем проповедано.
1-е соборное послание
св. Апостола Петра, гл. 1, стих 25.
Нет мира сущего без слова:
В нем смысл и формы бытия,
Оно – всему первооснова,
Отражены в нем Бог и Я,
Земля и Небо, Дух и Пламя,
Душа и Плоть, Трава и Лед,
Что сохранила наша память,
И все, что было и придет...
Слова порой, что детский лепет,
А иногда рычат как лев.
Слова приводят душу в трепет,
Когда волной горбит их гнев.
В одних словах звучит услада,
В других – проклятье иль укор,
В них жизнь и смерть, дела, награда,
Но также смертный приговор.
Слова в поход крестовый звали,
Толкали к распрям и войне.
Словами писаны скрижали, –
Они нам дороги вдвойне.
Да что вдвойне – цены им нету,
Они составили закон,
Который стал Заветом Свету,
Как Христианский Рубикон.
Пророки словом же вещали,
Что уготовил людям Бог.
Слова рождались и ветшали,
Прожив начертанный им срок.
Но есть слова, что прежде века
Существовали в мире том:
Они в наследство человеку
Даются с радостью Творцом.
И Дух Святой особым Словом
В сердца вливает благодать.
Иисус Христос Заветом Новым
Зовет спасение принять.
К Р Е Д О
Ибо слово Божие живо и действенно
и острее всякого меча обоюдоострого..
1-е послание к евреям
св. Апостола Павла, гл. 4, стих 12.
Иисус сказал ему: “Я есмь путь и истина и жизнь;
никто не приходит к Отцу, как только через Меня.”
Евангелие от Иоанна, гл. 14, стих 6.
Что знаем мы о том, что можем
В недолгой жизни совершить.
Под гнетом мыслей изнеможем, –
Нам сей задачи не решить,
Что может знать наш ум незрелый
О планах, замыслах Творца?
Свершить нам подвиг, либо дело
Творить мы будем до конца,
Что заповедал нам Предвечный
Во имя жизни бесконечной?
Иль в суете суетной жизни
Здесь на земле отбудем срок?
Найдем ли вечную Отчизну,
Не уплатив сполна оброк
За радость жизни и печали,
За грех Адамов и за свой,
За все, что Богу обещали?
Иль наше слово – звук пустой?
Как жизнь прожить, чтоб дух нетленный
Душою правил здесь и там,
Чтоб не казалась дерзновенной
Нам о бессмертии мечта?
Не знаем мы простейших истин,
Что нас должны увлечь вперед.
Не ведаем того, что ищем....
Как нам понять, что духом нищий,
В награду благость обретет.
Возможно ли душе, заглохшей
В бурьяне мелочных страстей,
Через греховную порошу
Увидеть свет иных огней?
Возможно ль, чтоб в степи иссохшей
Сады цвели, пел соловей?
Что можно сотворить без Веры
Здесь на земле, когда один
Ты на один с грехом без меры,
А князь греха – всем господин?
Но даже, если где–то двое
Построят дом не на авось,
Им не свершить того, что Ною
Иль Моисею удалось.
Ответ один. Пойди тропою
Что к Правде, Истине ведет,
Борись с грехом, займись душою,
Свободный духу дай полет.
Пусть ищет дух Святого Духа
Знаменья – всюду средь людей;
Пусть обретет навечно друга
В Христе, чтоб вдаль смотреть смелей.
Господь сказал, где только двое
Во Имя встретятся Христа,
Там буду Я и Храм открою,
И души грешные омою
Святой водою и слезою,
Чтоб стали чище, чем кристалл;
Чтоб знали все и ведал каждый:
Здесь на земле построй свой Храм.
В одну и ту же воду дважды
Нельзя войти, – вот так и там:
Ты не построишь то, что сам
Не стал ты в этой жизни строить,
И не свершить душе, что прежде
Она могла создать в надежде, –
Творений чистых тьма не скроет...
Нам от Творца дано однажды
Включиться в вечную струю...
Не утолить познанья жажды,
Когда в недвижимом строю
Застынешь, словно изваянье,
Средь изваяний мертвых фраз
И догм, которые не раз
Перекрывали путь к познанью.
Вот потому смотри на Слово,
Что нам оставлено Христом,
Как на первейшую основу
Всего, что сказано потом.
Но только знай, Христово слово
Не есть замершая вода –
Оно и истинно, и ново,
Оно как вечная волна,
И как знамение живого,
Что развивается, растет,
И будет вечным, не умрет.
Забыли мы о том, что должно
Свой дух для вечности творить.
Все то, что истинно – не ложно;
Нам нужно к Истине спешить.
Не к той, что Правдою считают,
Да и стяжают в мире сем,
Но к той, что духом постигают,
Что в душах страждущих пылает
Всеочищающим огнем.
Христос апостолам поведал:
“Я – Жизнь, и Истина, и Путь”.
Слова сии возьмем, как Кредо,
Чтоб познавать явлений суть.
В О С К Р Е С Е Н И Е
Разве не знаете, тела ваши суть члены Христовы?
1-е послание коринфянам
св. Апостола Павла, гл. 6, стих 15
Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог:
“Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.”
2-е послание коринфянам
св. Апостола Павла, гл. 6, стих 16
Солнце в куполах церквей играет бликами,
Звон малиновый в пространство изливается,
Сердце радуется радостью великою –
Имя Господа молитвой прославляется!
Церковь Христова живая
Жизнью Христовой живет,
Душу свою обнажая,
Спасителю славу поет.
Нынче праздник христианский – Воскресение:
Ум, и сердце, и душа в одном трезвоне.
Воскресение Христово – во спасение
Плоть распявшим по Евангельским законам.
Церковь Христова живая
Жизнью Христовой живет,
Душу свою обнажая,
Спасителю славу поет.
В храмах празднично, все благостью пронизано,
Слезы сладкие из сердца изливаются,
Свет свечей, тропарь, кадило с дымкой сизою, –
Имя Гoспода всем сущим прославляется.
Церковь Христова живая
Жизнью Христовой живет,
Душу свою обнажая,
Спасителю славу поет.
Молятся монахи пламенно и истово,
Славою Иисуса братия венчается,
Хор поет, воспламененный Божьей искрою, –
Имя Господа всем братством прославляется.
Церковь Христова живая
Жизнью Христовой живет,
Душу свою обнажая,
Спасителю славу поет.
Пусть гудят, звонят колокола-гудошники,
Для воскресшего Христа пусть сердце раскрывается.
Матерь Божия – заступница, помощница,
Вместе с Господом Ты нынче прославляешься.
Церковь Христова живая
Жизнью Христовой живет,
Душу свою обнажая,
Спасителю славу поет.
БЛАГОВЕСТ
ХРИСТОС РОДИЛСЯ НА ЗЕМЛЕ
И се, звезда, которую видели они на востоке,
шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Евангелие от Матфея, гл. 2, стих 9.
Христос родился в Вифлееме, –
Об этом Ангел возвестил.
Остановилась в это время
Одна звезда среди светил,
И ярче всех воспламенилась,
Лучом решая тот вопрос,
Где тайна тайн теперь свершилась,
Где воплотился Сам Христос.
Волхвы, ведомые звездою,
В знаменье приняли тот знак:
Спаситель волею святою
Явился в мир рассеять мрак.
На скотный двор, где ясли с сеном,
Волхвы вошли, дары неся:
В яслях лежал в сияньи белом
Христос, младенец-мессия.
Лицо таинственно лучилось,
Он улыбался в полумгле.
Что ожидали, то случилось:
Христос родился на земле.
С ним родилась Святая Вера
В святую сущность естества.
Пусть по Земле шагает Эра,
Где счет годам от Рождества.
БЛАГАЯ ВЕСТЬ
И сказал им: идите по всему миру
и проповедуйте Евангелие всей твари.
Евангелие от Марка, гл. 16, стих 15.
От века вместе смерть и радость,
Как неразлучны скорбь и жизнь;
Полыни горечь, меда сладость, –
Во всем Творцом заложен смысл.
Христос распят – здесь скорбь и слезы,
Христос воскрес – восторг и гимн!
А вместо терна – белы розы
Вокруг главы, и светлый нимб.
Благая весть правдивым словом
Вещала миру все о нем:
Его делах, Завете Новом,
О причащении вином,
Что сам Христос своею кровью
Там, на вечере, называл,
Ученикам своим с любовью
И тихой грустью наливал,
И хлебом, что своею плотью
Господь тогда именовал.
Благая весть о крестной смерти
Христа-Спасителя; о том,
Что претерпел на этой тверди
Безгрешный, посланный Отцом.
Как был оплакан горько Девой,
И как воскрес на третий день,
И как тот самый крест из древа
Ведет в спасительную сень...
Благая весть сперва ходила
Как и Апостолы пешком,
Святою правдою кадила,
Благословенная Христом.
Благая весть одолевала
Леса и горы и моря;
Она была подобна валу:
С земли язычество смывала, –
Теперь мы знаем, что не зря.
Она – Завета Нового заря.
Благую весть из Иудеи
Через Элладу, Кипр и Рим
На полуостров в Пиренеи
Принес подвижник – пилигрим.
И дальше, парусом ведома,
Пересекла тот Океан,
И утвердилась в Свете Новом,
Который стал ей тоже домом
Среди народов многих стран.
Благая весть путем окольным
Достигла Приднепровских круч,–
И для славян в их граде стольном
Блеснул надеждой Веры луч.
И сердцем приняли славяне
Христа-Спасителя в свой дом:
И горожане, и селяне,
И вдоль Днепра, и за Днепром.
И по Руси распространилась
Благая весть, как солнца свет,
И проявил Христос к ней милость,
И длится милость много лет.
Благая весть не затихала
Под вражьим гнетом, в пылу битв,
И бурным гейзером вскипала
При пеньи гимнов и молитв.
Когда же медь заговорила
Многоголосым языком,
Колокола с особой силой
Напоминали всем о Нем,
Что был Христос, он есть и будет,
Он в каждом праведнике есть.
Блаженный звук Надежду будит,
Передает Благую весть.
Благая весть живой водою
Обремененных напоит,
Ко славе Господа утроит
Их силы, и... опять летит.
Как ветер прах могил взметает,
Благая весть сметает грех:
Она есть Истина Святая,
И эта Истина – для всех!
Благую весть разносят волны
Различных радиочастот:
Эфир и космос вестью полны
И в мире нет уже пустот, –
Ведь всюду Бог, – и там, где люди,
Он продолжает мир творить.
Но день придет, после прелюдий
Христос, наш Бог, будет судить.
Ну, а пока...
На верность Новому Завету
Клянутся люди многих рас.
Теперь нет места на планете,
Где бы ни славили Христа.
И за Христом всегда готовы
Нести свой крест, как нес и он,
Христовой церкви миллионы, –
Неодолимый легион,
Кто увидал в Завете Новом
Несокрушимый бастион.
От века вместе смерть и радость,
Как неразлучны скорбь и жизнь;
Полыни горечь, меда сладость, –
Во все Творцом заложен смысл.
Христос распят – здесь скорбь и слезы,
Христос воскрес – восторг и гимн!
Ведь вместо терна – белы розы,
И золотисто–белый нимб!
ХРИСТОС И ФАРИСЕЙ
В мире был и мир через Него начал быть, и мир Его
не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
Евангелие от Иоанна, гл. 1, стихи 10,11.
Через туман времен безбрежных
Евангелист донес нам весть:
Жил на земле Христос средь грешных,
Садился с ними пить и есть;
И возлежал в беседах чудных,
И тем, кто слушал и внимал,
Он в притчах истину вещал:
Об умных девах, сыне блудном
И как того отец встречал;
И о смоковнице бесплодной,
О виноградаре, лозе,
Привитой ветви чужеродной, –
Вещал так просто, средь бесед.
Он накормил пять тысяч хлебом,
И рыб двух-трех делил на всех;
Он говорил, что послан Небом
Служить Отцу , – не для утех:
Творить пример служенья Богу,
И грех Адамов искупить,
К спасенью проложить дорогу
И смерти жало сокрушить...
Он исцелял больных проказой
И тех, кто бесами томим;
Им воскрешен был мертвый Лазарь
Пред входом в град Иерусалим.
О, зависть, зависть , ты с гордыней, –
Соль многих низменных страстей.
От века , вы, да и поныне
Сердца терзаете людей...
И фарисей, законник, книжник,
Гордыней с завистью страдал,
Против Христа негодовал.
Христу любой из грешных – ближний,
Коль скоро с ним в завет вступал.
Провозгласил он девять Истин,
Страстей смирял девятый вал,
Кто шел за ним, тем души чистил,
А тем, кто каялся – прощал;
Он отвергал земли богатства
И нищих духом возвышал,
И утверждал земное братство,
И Царство Духа обещал;
Ведь не единым только хлебом
Жив человек, коль дух силен,
Как Божий сын всем на потребу
Невинным Агнцем послан Он,
Чтоб смерти сокрушить закон...
А фарисей, законов бдитель,
Радел о славе лишь своей:
Ему хотелось, чтоб “ Учитель!”
Его звал каждый иудей.
Но лишь Христа все звали “Равви!”
На том древнейшем языке;
Он по земле ходил во славе
И не нуждался в ярлыке...
Все фарисея раздражало
В Христе – Учителе людей;
Измены, лжи, коварства жало
Пускает в дело фарисей.
В душе у каждого Иуда
Имеет тайный уголок,
В котором дремлет он, покуда
Пробьет предательству свой срок.
И зло свершить из мрачной тени
Являлся он во все века.
О, слабый дух! Ты вечный пленник
И раб порока и греха...
Первосвященники хитрили,
Что не хотят Христа убить:
Они народу объявили,
Что прокуратор суд свершит.
И вот Иисус перед Пилатом...
Недолго длился тот допрос.
Не закуешь же Правду в латы,
Ответ быть должен на вопрос:
“Виновен ли Иисус Христос?”
Сказал Пилат: ”Он неповинен,
Его могу я отпустить,
Но вы должны теперь же, ныне,
Вопрос по совести решить.”
Народу дал Пилат возможность
Свой выбор правильный свершить.
Язычник он, но осторожность
Считал не лишним проявить,
Чтобы невинных не сгубить...
Когда Христос творил всем чудо,–
Кто удивлялся, кто молчал,
Кто для себя чего-то ждал,
Но незаметно дух Иуды
Сердца к предательству склонял.
Народ хотел Христа на троне
Увидеть в царствии земном;
Но князь греха во тьму всех клонит
И шепчет людям не о том,
Что проповедано Христом....
Народ, народ, ты с неба манны
И царских милостей все ждал,
Кричал “Христу-царю”: “Осанна!”
И ветви пальм ему бросал,
Но в нем мессию не признал...
Христос отверг земные царства, –
Он все о Небе говорил;
Не дал ни злата, ни богатства, –
Да и себя не защитил.
Но... кто сердцем чист, в том дух творящий
Не сломит слабенькую трость
И не угасит лен дымящий.
Христовой правды плод иль гроздь:
“Не отвечай на зло насильем,
Врага, как друга, возлюби, –
Проявишь силу – не бессилье,
Да и на Бога не злобись.”
Все зрелищ жаждали и мести
Разочарованных сердец,
И дружно все кричали вместе:
“Распни, распни же, наконец!”
“Взамен Христа отдай Варраву:
Пусть он разбойник, даже тварь, –
Простолюдинам всем по нраву,
Понятней более, чем царь!”
Пилат умыл в волненьи руки
В знак непричастности к тому,
Что невиновный примет муки, –
Пилат сочувствовал Христу.
Зачем на казнь стремятся люди?
Что для себя хотят познать?
Иль состраданье казнь в них будит,
Дух заставляет трепетать
В связи с чужим мученьем, страхом,
Последним вздохом и концом?
Или на казнь спешат гонцом,
Чтобы увидеть крест иль плаху
И всем рассказывать о том?...
Иль упиваться мести жаждой,
Отмщеньем душу усладить?
Душа, душа! О чем ты страждешь?
Страданий чашу будешь пить!
И вот Голгофа. Толпятся люди.
Иисус распят и слезы из глаз.
О, люди, люди! Что с миром будет:
Предатель тайный – любой из нас.
Первоапостол и тот отрекся,
Когда Христа увели на суд.
А тот Апостол Петром зовется,–
Церковный камень он весом в пуд.
И коль отрекся, то предал значит,
Хотя петух не пропел трех раз.
Своим поступком Петр озадачил
Всех христиан, включая и нас.
Быть может кто–то себя невинным
Считает: “Я чист, не из рода Иуд”.
О, нет! Все люди мира с повинной
Должны явиться на Божий суд.
Ведь тот, кто ныне в Христа не верит,
Кричал бы тоже: ”Распни, распни!”
Перед Иудой он сердца двери
Раскрыл бы настежь и в наши дни...
Но то, что сбылось по воле Бога, –
Не жди, уже не вернется вспять.
К спасенью лишь одна дорога:
Себя с грехом в оправданье распять!...
А фарисей, законник, книжник,
Со всеми казнь ту наблюдал.
Не ведал он: Христос – подвижник,
И смертью он других спасал.
* * *
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал
Сына Своего единородного, дабы всякий,
верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Евангелие от Иоанна, гл. 3, стих 16.
И вот Христос взошел на эшафот
И на кресте распяли плоть земную...
Кто знал, что воскресение грядет,
Христа мы будем славить: ”Аллилуйя”!
Да направится молитва моя
Фимиамом Всесвятому Творцу.
Господи Иисусе, кровь твоя
Ради грешных нас струится по лицу.
Давным-давно свершился первый грех:
В библейский век, еще во время оно,
Адам и Ева для земных утех
Покинули божественное лоно.
Да возносится с молитвой мой дух,
Продираясь сквозь греховные тернии.
Воздеянье к небесам моих рук,
Да воспримется, как жертва вечерняя.
Да, грешны мы, – грешнее, чем Адам:
Несем наш грех соборно и смиренно.
О, Боже, ты прости грехи уж нам,
По воле чтоб твоей воскресли мы нетленно.
Да направится молитва как дым
Сокрушенных и сожженных сердец.
На распятие себя отдадим, –
Была бы воля твоя, Бог-Отец.
К Р Е С Т
Повсюду крест: в земных пределах,
И там, в таинственных мирах...
Крестообразны формы тела,
Когда руками сделан взмах.
Мгновенье это разум зрелый
Остановил для нас в веках.
И небо вышито крестами,
Когда летит за строем строй,
И птицы радостно крылами
О воздух бьют – то крест живой.
Нас Южный Крест на небосводе
Из четырех ночных светил
В нерукотворный мир уводит
К Тому, Кто чудо сотворил,
И Вечный Крест воздвиг от века.
Глубок был замысел Творца:
Крест есть знаменье конца
Греховной жизни человека,
И форма Вечного Движенья, –
Крест – явный символ Воскресенья
Христа-Спасителя и всех,
Кто на земле попрал свой грех.
О Т К Р О В Е Н И Е
... если пребудете в слове Моем, то вы
истинно мои ученики, и познаете истину,
и истина сделает вас свободными.
Евангелие от Иоанна, гл. 8, стихи 31,32.
Услышал свыше откровенье:
Мой дух – явленье божества.
Отпали тяжкие сомненья
Насчет бессмертья естества.
Ведь естество есть дух во плоти,
А Высший Дух – суть Бытия.
Да, смертна плоть, но дух – напротив,
И вечно живо в Боге – ”Я”.
Живу Творцом своим отмечен
За путь, который я избрал,
Но кто же был моим предтечей?
Тернистый путь кто указал,
Чтоб шел я вечности навстречу?
Кто подвиг духа совершая,
Свободным был, страдал, любил?
Спасая грешных, кто сгорая,
Пример всем праведным явил?
Вопрос преемственности вечен,
Но мне Господь решил вопрос
О том, кто был моим предтечей.
Как он сказал, я вам отвечу,
Отвечу точно: Сам Христос!
Б О Г О Р О Д И Ц Е
С неба пророкам знамения – птицей,
Чтоб духом святым могли прорицать.
Сказано ими – Спаситель родится,
Где и когда – до поры не узнать!
Богом избранную отроковицу
Мир будет Божией матерью звать!”
В Рождество твое, Богородица,
Припадаем к иконам святым.
О, Всепетая, дай нам сподобиться
К покаянью пред сыном твоим!
Сказано было библейским пророком:
“Время наступит Мессию распять.”
Трудно скорбящей быть Матерью Бога:
Сердцем терзаться душою страдать...
Но удостоилась Мать пребывать
С сыном воскресшим в Отцовском чертоге.
В день Успения Богородицы
Херувимская песнь во устех.
О, Всепетая! Дай нам сподобиться
Искупить перед Господом грех!
Славят Царицу Небесную разом
Все православные люди Земли:
“Радуйся, Мати Бессмертного Спаса!
Видишь, по небу плывут корабли:
Там души усопших седьмого ждут гласа, –
Их покаянью, Царица, внемли!”
В православных церквах Богородицу
Каждый грешник на помощь зовет:
“О, Всепетая! Дай же сподобиться
После причастья в бессмертный полет!”
К Р Е С Т Н Ы Й Х О Д
Выносят из храма хоругви и крест,
За ними икону святую,
И Господу славу запели, окрест
Стоящие люди, волнуясь.
Вот вышли священник с кадилом и дъяк,
И певчие с пением гласа;
Тогда же знаменья увидели знак,
Идущий от образа Спаса.
От пустыни Саровой в дальний поход
Идут они духом едины,
И будто бы их Преподобный ведет
Наш Отче, Святой Серафиме.
Идет крестный ход по холмам и полям, –
В просторах черпаются силы:
Их дарят березы, поля, тополя
И с неба дневное светило.
Размеренным шагом идет крестный ход,
Негромкое слышится пение,
Святая икона над миром плывет
И мир преклоняет колени,
И все замирают, молитве внемля, –
Уж так на Руси нашей водится.
Идет крестный ход и Святится земля, –
Четвертый удел Богородицы.
АНГЕЛ – ХРАНИТЕЛЬ
Ангеле Божий, хранителю мой святый,
Живот мой соблюди во страхе Христа Бога,
Ум мой утверди во истинном пути,
И к любви горней уязви душу мою,
Да, тобою направляем, получу от Христа
Великую милость.
Тропарь, глас 6–й
Вот Ангел, – мой хранитель:
Он светел, как звезда,
Земли и Неба житель
Со мной везде, всегда.
Живет одной заботой:
Не дать душе пропасть, –
Такую вот “работу“
Ему вручила власть
Небесных сил бесплотных
По промыслу Творца.
Он действует свободно
От имени Отца,
И Сына и Святого Духа:
Они – его порука.
Меня он защищает
Всей силою Христа.
Он обо мне все знает –
От мыслей до перста.
Он действия сверяет
С предписанной судьбой
И за меня вступает
С нечистой силой в бой.
Моим призывам внемля
(Нас связывает нить),
Спускается на землю
Меня оборонить.
Я был ранен в бою
И смертельно был бел, –
Он тогда прилетел,
И остался я цел.
Он из мрака меня
В светлый Мир выводил,
Из сплошного огня
На крылах выносил, –
Он всегда рядом был.
Когда я погибал,
Или в море тонул,
И когда “Караул!“
Я со страху кричал, –
Он всегда прилетал.
Он меня поучал,
Быть послушным просил,
Из беды выручал,
Коль я падал без сил, –
Он всегда приходил.
Он, Ангел, – мой хранитель:
От бесов защититель,
Недугов – избавитель,
Болезней – исцелитель,
Работы – покровитель,
Рассудка – просветитель,
Души моей – учитель,
Он – Бога представитель.
Он Ангел Божий Святый,
Я – грешник рядовой.
Но нас Христос распятый
Связал одной судьбой.
СВЯТЫМ ДУХОМ
Но каждому дается проявление Духа на пользу:
одному дается Духом слово мудрости,
другому слово знания, тем же Духом;
иному вера, тем же Духом.
1-е послание коринфянам
св. Апостола Павла, гл. 12, стихи 7 – 9.
* * *
Где плоть и грех, там смерть и тленье.
Душа подвержена паденью,
Когда греховными страстями
Ее сковали, как цепями,
Земные помыслы и страх,
Что впереди лишь мрак и прах...
Душа волнуется, трепещет,
Но как стена глуха, и вещий
Не слышит глас, зовущий нас
К Нему, к Творцу, где Свет предвечный...
Лишь Дух бесплотный тверд как камень:
Ему не страшны тлен и пламень,
Над ним не властны тьма и звезды,
Чреда событий страшных, грозных,
Ни острый меч, ни крест распятья,
Ни брань, ни смерть и ни проклятья.
Он сам, что искра, – Дух творящий,
Ведущий к свету, грех разящий...
Дух беспределен, бесконечен,
А потому бессмертно вечен!
* * *
Ибо так говорил Господь: распашите себе
новые нивы и не сейте между терниями.
Иеремия, гл. 4 стих 3
Разве не знаете, что вы храм Божий,
и Дух Божий живет в вас?
1-е послание коринфянам
св. Апостола Павла, гл. 3, стих 16.
Отбросьте мечи и огниво,
Займитесь полезным трудом,
Вспашите все новые нивы,
Засейте отборным зерном:
Весною поднимутся всходы,
В садах бушевать будет май,
И радость получат народы,
Богатый собрав урожай;
И скажут: Господь нас не бросил, –
Он в правде и в истине жив.
А пахарь озимую проседь
В полях уже вновь проложил.
Вспашите молитвами души,
Посейте на нивах любовь:
Она всех со всеми подружит,
Откроет всем истины новь;
Исчезнут и распри и войны,
Обиды с мечами – на слом.
О, люди, вы мира достойны,
Беседы за круглым столом
О хлебе насущном и Боге,
Делах повседневных, судьбе,
Единственно верной дороге,
Что каждый избрал бы себе.
Отбросьте мечи и огниво
И в душу вглядитесь свою:
Вы – храм, и свершится в нем диво,
Коль Духу Святому дадите приют.
* * *
Так много в мире есть дорог, –
Любую выбирай.
Благословит одну лишь Бог:
Она – в небесный край.
Дорога эта нелегка,
И ноша тяжела.
Но милость Божья велика, –
Лишь стоит возжелать
Идти по трудному пути,
Идти – не уставать.
Бесовским силам не сломить
Благочестивых рать.
Коль заколеблется иной
(Дорога ведь трудна),
Пусть припадет к воде святой,–
Отступит сатана.
Грешат и падают, но вновь
Молитва на устах.
Спасает их лишь только кровь
Распятого Христа.
Но где-то там, в конце пути,
Увидится чертог.
Кому дано идти – иди!
Хранит идущих Бог.
* * *
Внимайте, обладатели множества
и гордящиеся перед народами.
Ибо вы, будучи служителями Его царства,
не судили справедливо, не соблюли закона,
не поступали по воле Божией.
Книга премудрости Соломона,
глава 6-я, стихи 2,4
Возьми Премудрость Соломона
И прочитай в главе шестой:
О. вы, сидящие на тронах,
Во всем довольные собой,
Вы не судили справедливо,
Не соблюли Его закон,
Вы были слишком горделивы,-
За все с вас спросит строго ОН.
Закон вам писан на скрижалях
Нельзя в нем букву изменить
Его в секрете вы держали,
Чтоб беззаконие творить;
Но тот закон - глас сущий Божий,
Нельзя его захоронить.
Земных владык намного строже,
Чем поданных, должно судить.
Любой из нас сидит на троне
Порока, собственных страстей,
В греховной мантии, в короне
С гербом лукавого на ней;
В руках у нас, нет, не держава,
Не меч, что всех врагов крушит, -
Для духа нашего отрава
Оковы собственной души;
Но, как владыки, что от века,
Мы судим в гневе все и всех,
Поправ закон, забыв свой грех,
Святое имя человека.
Возьми Премудрость Соломона,
Вчитайся в смысл премудрых строк,
Поймешь, что наступил тот срок,
Предсказанный во время оно:
Грядет возмездье, наказанье, –
Не опоздай же с покаяньем.
Суди грехи свои, пороку
Дай бой и разорви круги,
Суди себя, но не других,
Как было сказано пророком.
И как бы ни был грешник плох,
Судить его лишь может Бог.
* * *
Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный
Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
1-е послание коринфянам
св. Апостола Павла, гл. 7, стихи 22, 23.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Евангелие от Матфея, гл. 5, стих 3
Мы перед Богом все равны, –
Все перед Господом рабы,
Но не рабы Любви и Света;
Согласно Новому Завету
Рабы мы смерти и греха.
О, тленья мутная река, –
Исток твой там, где грех Адамов:
Отсюда все земные драмы.
С Адамом нас не кровь роднит:
Гордыня – вот греха родник.
С библейских лет всем людям мнится:
Как бы с Творцом в делах сравниться,
Сперва на миг, потом на век.
Но забывает человек,
Что неразлучны грех и тленье:
В грехах же нет ему спасенья.
Власть над людьми и славы власть, –
В них упоение и сласть.
Но где же вы, цари Вселенной?
Вы, как и поданные, тленны:
Пред смертью испытали страх,
А кости ваши ныне – прах.
Но пред Творцом душа трепещет
За все мирские злые вещи.
А вы, иные гордецы,
Себе стяжавшие венцы
Среди невежд, холопов разных,
Вельмож, господ растленных, праздных,
Хотели вечность обмануть?
Но вы не тот избрали путь!
Блаженны те, кто духом нищий,
И сердцем чист, и Бога ищет.
С Л Е З А
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Евангелие от Матфея, гл. 5, стих 4
“Блаженны плачущие”,- так,
Сказал ОН в проповеди той;
Тому не страшны враг и мрак,
Кто утешается слезой.
Слеза слезе, конечно, рознь:
Одна - спасительная трость,-
Кто с ней, уж тот не упадет
Ни в снегопад, ни в гололед;
Другая, что горящий смоль,
Хотя и причиняет боль,
Все выжигает в грешном сердце;
Любую скверну, грех и мерзость;
А третья - чистая вода , -
Она врачует сердца раны,
И пересилится беда,
Когда слеза прольется в храме.
Слеза тем чище и светлей,
Чем выше осознание
Грехов своих, вины своей
У Божьего создания.
Открой духовные глаза
В молитве покаяния,
Как жемчуг скатится слеза -
Святое достояние.
Того, кто льет потоки слез,
Сердечных слез,
Душевных слез,
Утешит Сам Иисус Христос.
* * *
“Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю”
Евангелие от Матфея, гл. 5, стих 5.
Блаженны кроткие. Они
Душой и сердцем близки Богу, –
В своем стремлении сильны
Идти к заветному чертогу.
Они в терпении своем
Одолевают все невзгоды:
Их распинают, жгут огнем, –
Они несут свой крест сквозь годы.
Идут они верста к версте,
И, обретая твердь земную,
Живя с Христом, живя в Христе,
Лишь о любви его ревнуют.
Поскольку их кротки сердца,
И не щадят себя во Имя,
С Христом готовы до конца
Идти во все века и ныне.
Господь проявит милость к ним,
Стяжать поможет совершенство.
Кто кроток, тот всегда гоним,
Наградой – вечное блаженство.
И землю, ту, что обретут
Они для плоти своей тленной,
Смиренно, кротко отдадут
Творцу – создателю Вселенной.
* * *
Отринь суету мирскую,
Томление духа забудь,–
Пусть сердце твое не тоскует
И камнем не давит на грудь.
Низвергни гордыню людскую,
Страстей с вожделением край,
Распни свою немощь земную,
Любовь неземную познай:
Откроются дивные дали
И вся запредельность конца,
И жизнь без тоски и печали
Согласно уставу Творца.
Узришь ты гармонию Мира,
Вневременный духов полет...
Струнами волшебными Лира
К бессмертию в вечность зовет.
Пройди же достойно путь к счастью,
Унынье с тоской подавляй,
Земные обуздывай страсти,
В распятии Христовом страдай!
К Р Е Щ Е Н И Е
Кто будет веровать и креститься, спасен будет,
а кто не будет веровать, осужден будет.
Евангелие от Марка, гл. 16, стих 16.
Вошел в купель, как в Иордана воды,
Чтоб с Господом завет крещением скрепить:
Святого храма зазвучали своды
Призывом славить Бога и любить.
Душа моя откликнулась призыву
Наполнилась вся благостью святой.
Да, вот пришел тот самый миг счастливый
Преображения, вступленья в мир иной.
Вода святая тело омывала,
И святость придавала плоти всей,
И грязь грехов бесследно исчезала...
Свершалось, что пророчил Моисей.
Моя душа в союз вступила с Богом,
Ей радостно и благостно теперь.
Стремись, душа к заветному порогу, –
Господь откроет пред тобою дверь.
И вот, когда крещение свершилось,
И связан с Богом верой, клятвой я,
И все мои сомненья разрешились:
Теперь моя душа, о, Господи, твоя!
М О Н А Х
Так часто видим впереди
Лишь только хаос, кучи хлама...
Остановись, глаза протри,
И не минуй дороги к храму.
Там обретешь души покой,
Творца познаешь, его благость.
Из храма выйдя, встань, постой,
И ощутишь ты Мира радость.
А коль увидишь монастырь,
Перекрестись и вспомни Бога.
Засеешь ты души пустырь,
Когда придешь к сему чертогу, –
В храм монастырский поутру,
Когда свершишь посильный труд
Спасенья ради и во имя
Отца и Сына и Святого Духа...
Пусть благовест коснется слуха,
Зовет нас в Храм, – он всех приимет.
К монастырю лежит мой путь,–
Спешу к знакомому порогу.
Свободно чтоб дышала грудь,
Благослови, Господь, в дорогу!
Спешу я в монастырский храм
Соборно совершить молитву.
Там рано, рано по утрам
Христос ведет монахов в битву
За нас, за всех, против греха,
В спасенье душ живых и мертвых.
Пусть покаяния река
Живому Богу будет жертвой.
Спешить мне радостно туда,
В благословенную обитель.
О, сколько вложено труда
Ее сквозь мрак греха увидеть.
Давно я здесь уже не гость.
Уж улеглись былые страсти.
Никто не сломит веры трость,
Как лен горящий не погасит...
И вот уж Храм и монастырь
Заполнили пространство разом,
А купол храма и кресты
Воспламенили Дух и Разум.
И возгорелася Душа
Надеждой, Верой и Любовью...
Перекрестясь вошел под кровлю
Под свод обители святой...
Во всем мы ищем суть и соль,
Срываем с истины покровы.
Прошу тебя, Господь, дозволь
Сказать монаху добро слово.
Люблю тебя, монах, как брат,
Но младший во Христовом братстве.
Как трудно грешным подобрать
Слова, чтоб выразить богатство
Чувств, адресованных Творцу,
Началу всех начал, – Отцу,
И Сыну, и Святому Духу...
Но вот, твой голос зазвучал
И повинуясь внутреннему слуху
В молитву погрузился я,
Творцом все сотворенное любя.
Проникновенно ты псалмы
Читаешь в храме в час урочный.
Слова молитв предельно точны
В устах монахов непорочных:
И тем словам внимаем мы.
Провозгласил прокимен ты
Напевно радостно с амвона,
А хор вослед: ”Благословен грядый..”
Исполнил вместе с антифоном.
И снова хор, – звучит тропарь:
Хвалу творили пышным слогом
Во все века, чтоб славить Бога!
Ударь в колокола, звонарь, ударь!
Сам Дух Святой тебе в подмогу!
Люблю, монах, твой лик и глас,
Люблю твои одежды черны,
Сиянье радостное глаз
Души, очищенной от скверны,
Твое служение Христу,
И преданность твою служенью.
Так путник за верстой версту
Проходит вопреки сомненью,
Что мало сил и долог путь,
И что конца ему не будет,
И где он сможет отдохнуть...
Благая цель – надежду будит.
“Что свет без тьмы”, – звучит в ушах -
Контрастно все в земных пределах.
Покров твой черен, но душа,
Душа твоя – в одеждах белых.
И пусть зовут тебя “чернец”,
Зовут за черные одежды,
Тебе к лицу Христа венец,–
Венец страданий и Надежды.
И не стыдись, монах, ты слез,
Когда они порой прольются:
Их в мире пролито, что звезд,
Когда они в ночи зажгутся, –
Кто их сочтет? – один Христос.
Господь сказал: “Блаженны те,
Кто духом нищ, и те, что плачут,
Что Царство Вечное грядет,
И жизнь в нем вечная впридачу.”
Да упокоит тех Христос,
Кто сердцем чист, кто милосерден...
Молись, монах, молись до слез
За всех гостей на этой тверди...
Монах, обедню отслужив,
Благословясь, идет молится:
Молитвой крепкою он жив
И силой духа, чтоб поститься.
В трудах, молитве и посте
Он день за днем, живя, крепится
И только лишь на час в постель
Для сна иль отдыха ложится.
Ему неведомы ни страх,
Ни мрак холодной зимней ночи,
Все потому, что он монах,
Или служитель Богу, проще.
Не за себя, – за нас, за всех
Поклоны бьет и молит Бога,
Чтобы Господь простил нам грех, –
И для того живет он строго.
Несет он крест и мой и твой,
Несет он с братией соборно.
И в каждый миг, и в стужу, в зной,
Пред ними Спас нерукотворный.
Пред ними крест, что нес Господь,
Святой его омытый кровью,
И распинают они плоть,
И тяжкий крест несут с Любовью.
* * *
Мой мир распят и я распят для Мира,
И не страшится плоть теперь конца,
Поскольку дух вступил в контакт с эфиром,
Струящим Свет познания Творца.
Но путь познанья требует свершений:
Борьбы с грехом, страстями, князем тьмы,
Ежеминутных трудных отрешений
От мира и того, к чему привыкли мы.
А Мир зовет рекламой наслаждений
Нас от поста, терпенья и молитв.
Господь, оставь надежду на спасенье
И силу дай мне для грядущих битв.
Мне выпал крестный путь, как высший жребий,
Средь многочисленных земных дорог, –
И я за это благодарен Небу,
И, да поможет в испытаньях Бог.
* * *
“Я памятник воздвиг себе нерукотворный:
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.”
А.С. Пушкин
Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом,
как написано: “уловляет мудрых в лукавстве их”.
Итак, никто не хвались человеками, ибо все ваше...
Вы же – Христовы, а Христос – Божий.
1-е послание коринфянам
св. Апостола Павла, гл. 3, стихи 19,21,23.
Не возносись главою выше
Того, что ты сумел познать.
Гордыня самомненьем дышит
И ей невежество – под стать.
Что ты познал – не так уж много
И по понятиям мирским.
К познанью Истины дорогу
Давно нашли и грек, и скиф.
И египтянин в древних Фивах
Исконным знанием владел:
Он в пирамидах, злачных нивах,
В науках разных преуспел.
Индус, восточный созерцатель,
Вобрал в себя познаний вал.
Он дух стяжал, ему Создатель
Творений тайны раскрывал.
Бог дал свободу всем народам:
Ищите Истину и суть.
Под лучезарным небосводом
У нас один к бессмертью путь:
То путь Христа, его страданий
Во имя Истины Творца,
Тернистый путь самопознанья
И обретения венца, –
Венца тернового без славы,
Дающим право нам войти
В ворота истиной Державы,
Чтоб Правду с Истиной найти.
Не возносись особым мненьем,
Что превосходнее других;
Терзаться лучше уж сомненьем:
Зачем бесплодные круги
Свершаещь в этом мирозданьи,
Когда стремишься ты к признанью
Своих трудов, заслуг, стремлений,
К признанью будто бы ты – гений?
Земная слава скоротечна.
Власть над людьми, что сладкий дым...
Лишь солнце Правды безупречно
И сам Творец, всему предвечный,
И Сын его, благословен грядый...
Не возносись главой надменно,
Она дана тебе не впрок,–
Она лишь инструмент Вселенной
Творить духовное в свой срок.
И то творение нетленно,
Когда его источник – Бог.
Д У Ш А И П Л О Т Ь
Сам же Бог мира да осветит Вас во всей полноте,
и ваш дух и душа и тело во всей целости да
сохранится без порока в пришествие
Господа нашего Иисуса Христа
1-е послание фессалонийцам
св. Апостола Павла, гл. 5, стих 23.
Зачем живу? Зачем страдаю?
Зачем я смерти не ищу?
И от стыда я е сгораю,
И пред судом не трепещу.
Зачем гнетущее волненье
Души мятущейся в груди?
И эти тяжкие сомненья
О мною пройденном пути?
Душе дано освободиться,
Оковы плоти разорвать:
Она в тот светлый мир стремится,
Где будет вечно пребывать.
Но плоть земная – преземная,
И нет ей дела до души:
Она грешит, границ не зная,
Грехами душу истязая,
Плоть душу может сокрушить.
И то понятно: плоти места
В потустороннем мире нет.
Душа, небесная невеста,
Одна увидит Вечный свет,
Но лишь тогда, когда согласья
Добьется с плотью, наконец,
А та откажется от страсти,
Взамен терновый взяв венец.
Иисус Христос страдал во плоти,
Чтоб душу каждую спасти.
Душа, приняв Иисуса подвиг,
На подвиг плоть должна вести.
А если этого не будет,
И плоть окажется сильней,
Душа сама себя погубит, –
Путь в Божий мир заказан ей.
Я для того живу, страдаю,
Чтоб подвиг духа совершить;
Бог освятит меня, я знаю,
Чтоб дух, душа и плоть, терзаясь,
Могли единство сохранить,
Лишь триединства вечна нить.
Д У Ш А И Г Р Е Х
Подстерегают нас соблазны,
Грехи минуты ждут своей,
Но их усилия напрасны,
Когда в нас Бог, мы их сильней.
Отринешь зависть – кобру сердца,
Отбросишь алчность – камень зла,
И ты в душе откроешь дверцу,
Чтоб тихо праведность вошла.
И ты тогда смиришь гордыню,
Простишь обидчиков, врагов, –
Душа воспрянет из теснины
Пороков праздных и грехов...
Но вновь душа в плену у плоти:
Ее терзает гнев, как лев,
Но гнев грехов рождает сотни
И превращает душу в хлев.
Уймешь свой гнев, и ум твой светел –
Душой ты к Богу обращен,
И торжествует добродетель:
Порок исправлен, грех прощен.
С О Н Е Т
И час за часом, день за днем
Все ближе, ближе плоти тленье:
Гори, пылай, душа, огнем
Любви, страданий и терпенья,
Чтоб обрести к бессмертью путь
И миновать туман забвенья, –
О наслаждениях забудь
Во имя своего спасенья.
Пройдет, рассыпется все в прах,
Что смысл и форму здесь имело:
И жизнь, прожитая в пирах,
И славы власть, и страсть, и тело...
Нетленны в Мире и веках
Творящий Дух, Святое дело!
* * *
От праздных дум и наслаждений
Пора очнуться, милый друг;
Но круг порочных убеждений
Не разорвешь легко и вдруг, –
Так прочно связаны пороком
Душа, и плоть, и дух порой.
Возможно лишь духовным оком
Узреть незримый мир иной:
Усопших белые одежды,
Бесшумный ангелов полет, –
В них свет Сияющей Надежды,
Как солнца луч в зерцале вод.
Д У Ш А И С Т Р А С Т Ь
Каким же миром страсть измерить?
Каким законом охватить?
И как в такой закон поверить,
Что страсть не может укротить?
Терзает душу страсть любая:
И та, что нас зовет в полет,
И та, незрячая, слепая,
Что нас к погибели ведет.
Одни, рожденные от света,
Свет излучают как кристалл,
По зову Нового Завета
Возносят душу в мир Христа.
Другие страсти возникают
Из мрака злобы и греха, –
Они преграды все сметают
Как вешне-мутная река.
И нет основы измеренью
Грехов, идущих от страстей.
Грех – это тяжкое паденье
Души моей или твоей.
Нам не измерить силу страсти
Чувств пламенеющей души.
Не разделив на части счастье,
Не станем в радости тужить.
Душа и страсть всегда безмерны;
Их безразмерны сила, суть.
Душа и страсть друг другу верны,
Они в бессмертье держат путь.
* * *
Мирской суетою я день разменял,
Свершив неразумную трату.
Я голосу Духа ни разу не внял, –
Душа опустела к закату.
А мир так огромен, таинственно чист:
Для Духа свободны дороги.
На дереве жизни трепещущий лист
Рождает в нас чувство тревоги:
Волнуется сердце, пульсирует мысль,
Томится душа без причины.
О, если бы дух наш стремился лишь ввысь,
То не было б в жизни кручины...
В сиреневых сумерках день отошел
И канул в туманную Лету,
И вспыхнул над Миром космический шелк
С влекущей нас в вечность кометой.
* * *
Будь строг к себе:
К своим поступкам,
Делам и помыслам своим.
И не давай страстям уступки,
Развей желания, как дым.
Развей мечты о наслажденьи,
Для Бога сердце отвори,
Всечасно думай о спасеньи
И каждый час добро твори.
Будь добр к другим, любому люду,
Твори добро своим, чужим –
И будешь братом всем, повсюду,
И будешь Богом ты храним.
И вот тогда в твоем Успеньи
Душа воспрянет, наконец,
Услышав ангельское пенье,
Увидев царственный венец.
КРУЖЕВО ЖИЗНИ
Кружево жизни, мирской суеты
Из нитей душевных плетется.
Кружево будет такой чистоты,
Какая Творцом задается.
В кружеве петли, раппорты1, шаги,
Которыми жизнь отмеряют;
Жизни рисунок: зигзаги, круги,
Из нитей, что вечно петляют.
Кружево жизни творит человек,
Но мало об этом кто знает.
Путает нити он так, что весь век
По путанке2 жизни плутает.
Он незаметно из тьмы–темноты
Греховные нити вбирает;
Кружево будет такой черноты,
Какой на земле не бывает.
Черное кружево черной судьбы
Для князя греха созидают.
Черного цвета поступки-столбы
Путь страшный во Ад размечают.
Светлой душе кружева лишь под стать
Из линий простых или цвета, –
Ей кружево жизни не нужно сплетать,
А нужно стремиться лишь к свету,
1) Раппорт, повторяющаяся часть (мотив) рисунка или узора на ткани, трикотаже, кружевах – прим. автора
2) Путанка, беспорядочно перекрученные, смешанные в одну массу нити или пряжа, брак прядильно-ниточного производства – прим. автора
Крест свой упорно нести по прямой,
Ведущей к Святому чертогу,
Распорядиться своею судьбой, –
Судьбой, предначертанной Богом.
Белое кружево, будто венец
Из праведных дел и свершений,
На светлую душу возложит Творец
За кротость, страданье, терпение.
Д О Б Р О
Один в метро мне место уступил,
Другой же указал дорогу,
Когда об этом я спросил,
Улыбкой встретил третий у порога.
И кто-то руку мне пожал в беде,
И подбодрил: “Не падай духом!”
Иной помог в учебе иль труде,
А этот был мне просто другом.
Творя добро, они давали мне понять:
Все доброе угодно Богу.
Молюсь о том, чтоб подвиг их познать,
И чтоб идти по жизни с ними в ногу.
Р А З Г О В О Р С Д Р У Г О М
Мой друг, зачем вы говорите
О добродетелях моих?
Их – нет, как в черном колорите
Изображений нет цветных.
Где только круг, там нет квадрата;
Несовместимы лед с огнем.
Вся жизнь моя сплошная трата
Того, что духом мы зовем.
Растратил я свои таланты
И все, что Богом мне дано:
Стремлений чистых бриллианты
Золой рассыпались давно.
Казалось мне, за внешним лоском
Грехов не видна колея...
А жизнь стекала мутным воском
Во тьму, где прах небытия;
А вместе с жизнью добродетель
Подобно воску истекла,
И обнажилась сеть из петель
Греховных дел, коварства, зла.
Мой друг, хвалите осторожно
Мои достоинства, успех, –
Они, как правило, ничтожны,
Зато громаден всякий грех.
В мирских страстях и лени праздной
Жизнь промелькнула как во сне.
О, сколько дел греховных, разных,
Свершилось по моей вине.
Развеет кто мою тревогу:
Как проживу остаток дней?
Душа моя одета в тогу
Пороков, сладостных страстей.
Я знаю: ждет меня расплата, –
Терзаний чашу вечно пить,
Коль не прощу обиду брату,
Не научусь врага любить,
Не стану кротким, милосердным,
Не буду я добро творить,
Не возгорюсь Творца усердно
О всепрощении молить.
Душе моей так одиноко
В ущельях прошлых тусклых лет...
Вечерний быстро гаснет свет,
Во мгле теряется дорога...
Мой друг! Спасибо за совет,
Душой и сердцем обратиться к Богу!
* * *
Здесь – плоть с грехом и драмы Мира,
Там, в небесах, – гармония и Дух, –
Твердит мне непрестанно Лира
Неизреченной мыслью либо вслух.
Хозяин Лиры – Дух творящий,–
Ему обязан творчеством поэт:
Всем строем мыслей строф звучащих,
Что вечных истин отражают свет.
Весь Мир – театр, актеры – люди,
А постановщик жизни – Дух-Творец.
Никто не знает, что с ним будет,
Каков же у сценария конец.
Лишь иногда иным пророкам
Дано в сценарий заглянуть,
Да и поэт по духу ненароком
Судеб людских увидит путь.
ИЗ ГЛУБИНЫ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
И С К У Ш Е Н И Е
В таинственной системе мирозданья
Кружился шар земной из века в век.
По воле Вышнего для процветанья
Ступил на землю первый человек.
Бог поселил его в саду Эдемском,
Что позже люди Раем нарекли,
И счет пошел истории Вселенской, –
Златого века годы потекли...
За что же были изгнаны из Рая
Адам и Ева, жившие тогда?
За что же Бог сих грешников карая,
Увековечил грех их навсегда?
История проста до изумленья.
Адам и Ева на закате дня
Услышали змеиное шипенье:
“Созданья Божии, послушайте меня!
Там в зарослях в саду есть древо знанья, –
Оно как яблоня цветет. Но вот
Творец вокруг него своею дланью
Запретный круг провел, и зрелый плод
От века на века запретным объявил:
В нем тайны мирозданья он сокрыл.
Он вам сказал, что Вы подобны Богу,
Ссвободны в выборе, что делать и когда,
Но к древу тайному свободную дорогу
Он заказал вам раз и навсегда.
Итак, вы Боги, либо человеки?
Забавою Творца пребудете навеки?
Решайте сами, – вы его созданья”..
Что было дальше, говорит преданье.
Смолк искусителя коварный шепот, –
В невинных душах зародился ропот.
Сказала Ева, наготой блистая:
“Адам, сорви тот плод! Его вкушая,
Познаем все секреты Бытия,
Тогда Богами станем Ты и Я
И нам с тобой не нужно будет Рая”.
Чтоб утолить постыдное желанье,
Адам, как вор, без колебанья
Залез на древо зла-добра познанья,
И плод запретный с дерева сорвал,
И сам себя и все потомство обокрал...
Да, плоть есть плоть,– она подвластна тленью,
А плотский ум бесмертным хочет быть.
И ходит смерть за плотью черной тенью,
И начинает в страхе плоть грешить.
Вкусив плода, Адам проник за стену,
Что отделяла Человека от греха.
За яблоко одно невиданную цену
Не выплатить потомкам и в века.
* * *
Адамов грех есть грех паденья.
Адам, Адам! Зачем из Рая
Низвергся ты в суровый мир?
Уж не затем ли, чтоб без края,
Твои потомки заблуждаясь,
Могли грехами править пир?
И не тогда ль возникло право
Все захватить, продать, купить?
Продажи с куплею отраву
Свободно стали люди пить...
Провозгласил сей мир торговлю
Как дело нужное для всех,
Хотя в ее основе грех:
Обман с коварством; черной кровью
Омыты деньги для утех.
Да, первый грех есть грех паденья,
Второй, и третий, и любой
Паденью служат продолженьем
В глубины Ада по прямой.
Товаром стали скот, и люди,
Земля, имущество, вода,
Вино, и хлеб, и торт на блюде,
И упоенье женской грудью,
И ласка шалая бедра.
На нашей маленькой планете
Продажны совесть, стыд и блуд,
И честь, и доблесть, ум, и труд,
И все, и вся на этом свете.
Все продается здесь, в юдоли
Земных страстей, греха и слез;
Не избежал позорной доли
И Божий сын – Иисус Христос.
Врагам он продан был Иудой
За тридцать сребрянных монет.
Коварство, зависть, ложь под спудом
Лежат пока на Божий свет
Не извлечет их алчный бред
Порочный мир продажной сути
Людских страстей и бытия!
Твой час придет, Господь осудит
Как самый строгий судия!
Адам, Адам, тебя из Рая
Изгнал Творец лишь потому,
Что, от тщеславия сгорая,
Хотел стать равным ты Ему.
Украл ты яблоко из сада,
Чтоб сокровенное узнать,
Но вместе с Евою в награду
Навек досталась вам печать:
Душой и плотию страдать.
Свидетельство о публикации №112082704244