имя второе Аристарх
Имя второе.
После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
(Лк.10:1-2)
И среди этих семидесяти (по другим данным семидесяти двух человек) был по всем параметрам юноша именем Аристарх. На основании сказанного о св. Аристархе в Апостольских Деяниях (XIX, 2; XX, 4; XXVII, 2) видно, что он был Македонянин, родом из Солуня (Фессалоники), по происхождению иудей. И хотя дело происходило в Иерусалиме, а имя Аристарх явно греческого происхождения, но поверим священному писанию на Слово. Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания.
"Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников."(1)
В 1839 году у иконописцев на Афоне обнаружена рукопись известная как греческая Ерминия Дионисия из Фурны. Ерминии, или по-русски разъяснения и истолкования в живописном искусстве — особый род руководства по иконописи. Согласно этому своеобразному справочнику по иконографии ученик Аристарх (под номером 62) имеет образ «старец кудрявый». Местом его деятельности считается должность епископа города Апамеи Сирской. Второй Аристарх, называемый Аристарх другой, и значившийся под номером 66, остался лицом загадочным и явно не явленным в Писании.
В списке Адона (2) упоминаются два Аристарха: один за № 63, а другой за № 68. Однако полной уверенности в том об одном ли человеке либо о разных идет речь получить не
удаётся.
«В сказании под именем св. Дорофея о 70 Апостолах, — пишет святитель Димитрий, Митрополит Pocтовский, — имеется многая сумнительная, четырех от седьмидесяти апостолов, имена всуе повторяются. … и паки: Аполлоса, Трофима и Аристарха, ихже единых тех же, а не двойственных воспоминает Павел святый»
Однако кончина каждого из Аристархов не была безоблачной. Апостол Аристарх пострадал при Нероне в 66 году одновременно со святым апостолом Павлом. Аристарх другой был замучен в царствование Домициана (86—90 г.).
Но вернемся к этимологии. На сегодня имя Аристарх считается мужским русским личным именем греческого происхождения, состоявшим из сложносочиненной связи двух греческих корней, обозначающих «арист» — «самый лучший» и «архос» — «повелеваю, властвую». Кроме того упоминается как одно из имен громовержца Зевса. Человек под его покровительством может предвидеть будущее, возвещать предначертания судьбы с помощью сновидений.
Не знаю как на счет сновидений. Знаю, как на счет, предвещать другими доступными способами.
Епископ Русской православной церкви, архиепископ Гомельский и Жлобинский, который скончался 23 апреля 2012 года в родительском доме в деревне Осовецкая Буда от сердечного приступа на 71-м году жизни, носил имя Аристарх. Мирское его имя было Андрей. Один, как известно, из наиболее почитаемых апостолов земли русской. Согласно завещанию погребён в Гомельском Никольском мужском монастыре, настоятелем которого являлся при жизни.
В соборе Петра и Павла г. Гомеля есть иконная лавка. Там, как и в любом месте с подобными фукциями, можно приобрести всё, что касается нужд православных прихожан. Однако….
Была в том месте при жизни Аристарха одна особенность. Книги подбираемые в иконную лавку имели свою специфику. Можно было бы списать все на богатое воображение верующей души, но не все поддается описанию.
Когда мне стало ясно, что возвещать предначертания судьбы можно с помощью книг, которые разрешалось читать в помещении Собора не покупая, ибо доходы крайне ограничены, но не вынося за двери, то первое что показалось — случайность. Как в одном бородатом анекдоте: когда спорят атеист и священник по поводу чудесного спасения самоубийцы трижды пытавшегося покончить с собой, выпрыгивая из окна на девятом этаже. То, что по мнению верующего было прямым доказательством божьего чуда, по мнению его оппонента было: случайностью, во втором случае — совпадением, а в третьем — привычкой. Собственно в логике отказать трудно. Так же, математически мысля в пределах теории вероятности, не трудно было уловить резонанс Слова в Соборе и реалити за воротами его.
— Это мы научили тебя, — как подтверждение вышесказанному прозвучало в одном из снов.
Но человек на то и человек чтобы либо знать, либо верить. Коль на веру воспринималось сложно, хотелось понять: как? То есть когда это была допустим старообрядческая икона на обложке книги, повествующая о Черном Монахе, явленном в образе черного креста с факелом и чашей, о которой сама реализатор не имеет не малейшего представления: что собственно она продает и пропагандирует — это одно.
Но когда наугад раскрытая книга напечатанная на тончайших с папиросную бумагу листочках точнейшим образом о чем-то свидетельствует — это другое. Это как с Аристархом другим. Вот вроде бы и «старец кудрявый» — однако страшной смертью был покаран не при Нероне вместе с апостолом Павлом, а при Домициане, фактически основоположнике домината по формуле «господин и бог» (dominus et deus).
— Кто Святой на этой территории?
— Иоанн Кармянский.
Карма у них такая что ли. Корма – это городишка в верховьях Сожа, Верхнеднепровского речного пароходства по структурному делению рек бывшего Советского Союза. По имени этого местечка и получил свое местовызначенне протоиерей Иоанн.
Проповедуя слово Божие, он призывал всех к покаянию, ибо, говорил он, что грядущее поколение узрит в храмах мерзость и запустение. Однажды сказал, что за кровь помазанника Божьего прольёт Россия много крови, что и сбылось. Свой ум батюшка занимал Иисусовой молитвой, поучая этому своих сыновей и духовных чад.
— И много тебе помогла Исусова молитва?
— Осталась жива…
— И только то…..(театр времен Нерона в расправе над религией рабов).
Батюшка Иоанн говорил: “Будут прыгать по мне, да гроб крепкий будет”. Так и вышло: в 50-х годах храм его сожгли, а всё оставшееся от пожара счистили трактором в ров.может быть оттуда эти видения траншей с трупами….. При этом плиты и кресты тоже снесли. Место стало ровное, и там устроили футбольное поле и площадку для танцев. Сколько ни прыгали, но гроб выдержал и остался почти целым. Только при раскопках фундамента церкви, его нарушили, когда трактор чуть не провалился в яму. Тогда люди и вспомнили, что здесь похоронен забытый ими пастырь.
Обретение мощей совпало, по промыслу Божиему, с приездом в Гомель в 1991 году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И в среду, в день приезда Святейшего Патриарха в Гомель, когда в Корме открыли храм, от мощей шло благоухание. Запах исходил неземной.
Когда представился Аристарх, слышно было, что «запахло жареным». Однако тот на кого пал выбор наследовать Аристарху приход не дает ошибиться. Тогда четыре года назад,
называя имя местного святого, никто не ошибался. Наследовавший Аристарху Стефан как раз и берет свое начало в приходе Иоанна Кормянского.
Церковнославянская форма, принятая в православии — Стефан, есть русское личное имя греческого происхождения — Степан. Стефанос — «венок, венец, корона, диадема». Согласно биографии епископ Гомельский и Жлобинский Стефан взял имя покровителя Стефана Первомученика. Святой Стефан — первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев.
И где твои корни? Старый трухлявый пень мертвой хваткой вцепившийся в землю. Навуходоносор — легендарный царь Вавилона, который вошел в истории ибо перечил еврейским семьям.
— Почему она?
— Когда ты как она будешь произносить имя — Навуходоносор, ты узнаешь почему….
Он посмел взять ученика на небеса, чтобы убедить в реальности Царствия Божьего. Он провел его через кардоны стражи. Поверил ли ученик, после того как Учителя не стало, в возможности знать за небеса?
Аристарх имя по всем канонам редкое. Стефан же имя римских пап, сербских королей, господарей Молдавии, армянского князя. Поэтому заметить четкую грань судьбоности имени гораздо сложнее. Ведь слово «архос» — «повелеваю, властвую» берет в истоке слово «начало, начальство». Что стало с началом после венчания его диадемой?
1. Евсевий Кесарийский. Церковная история. кн. 1, гл. 12
2. Полн Месяцеслове Прав. Востока
© Copyright: Волна Поль Домби, 2012
Свидетельство о публикации №21208260803
Свидетельство о публикации №112082604572