2012 - 4 конкурс. Итоги. Маргарита Шмерлинг
Она сама за себя всё сказала, поэтому уступаю ей место :-)
Уважаемые авторы и организаторы конкурса!
Я хотела бы заверить вас в том, что всё, изложенное ниже, - это моё сугубо личное впечатление от прочитанных стихов. Точнее даже сказать - ощущение, которое я попыталась вербализовать. И если у меня не везде получилось достаточно ловко и мягко, то я вполне готова обсуждать и уточнять формулировки. Но прошу вас помнить, что я, прежде всего, - одна из читателей, со своим восприятием стихов, со своим вкусом, со своей позицией, если угодно, и я совершенно не претендую на то, чтобы все разделяли моё мнение.
Считаю нужным подчеркнуть этот момент, поскольку знаю, как часто авторы, недовольные судьёй, начинают его упрекать и бранить, но разве стоит упрекать человека за то, что у него есть мнение, и оно отличается от авторского?
При этом я прошу вас поверить мне: я видела стихи, читала стихи, ощущала стихи, но совершенно не задумывалась, кто их автор. Я редко могу угадать автора по его стихам, даже если стараюсь, а здесь я и не пыталась гадать. Возможно, я даже попаду впросак из-за того, что недооценю стихи признанного авторитета, но что теперь поделать!
Можно, я в дальнейшем не буду больше подчёркивать, насколько все мои комментарии - IMHO?
Вот как для меня ранжировались стихотворения:
1 позиция - № 5
2 позиция - № 4
3 позиция - № 2
4 позиция - № 11
5 позиция - № 7
6 позиция - № 6
7 позиция - № 10
8 позиция - № 9
9 позиция - № 3
10 позиция - № 12
11 позиция - № 8
12 позиция - № 1
Почему именно так?
№ 5. Когда я вышел, или Путешествие астрального тела
Миг, - или не миг, - когда душа покидает тело и, видимо, в последний раз оглядывается на мир (апостол Пётр уже торопит)... Вроде бы, было уже много раз, но здесь как-то интересно получилось, просторно и широко, - необычно.
Правда, я не поняла, почему "и дальше шёл, чтоб стать несущим боль". И мне кажется не очень подходящим эпитет "разношёрстная" к гурьбе девчонок.
№ 4. Перед зимой все призрачно-неважно...
Очень цельная, гармоничная картинка получилась. Очень понравились "зашторенные сны многоэтажек" и, особенно, "ветрами измождённые афиши". А вот "безвременье слоняется по свету/сюжетом неоткрывшейся страницы" показалось нарочитым.
№ 2. голос.
Мне этот диптих понравился, причём второе стихотворение понравилось больше. Здесь нет надрывности, так часто заменяющей истинное чувство, зато есть интересный взгляд и смысл.
Правда, кое-что царапнуло глаз. В первой части на строке "но вкуса-то не лишено" возникло впечатление, что это "вкуса-то" появилось исключительно для соблюдения размерности. Если даже посчитать, что так написано для создания атмосферы доверительного разговора, - на мой взгляд, это чересчур разговорно, тем более, что ни раньше, ни потом ничем не поддержано. "Балакать" ещё отчётливей выпадает из общего строя стиха.
Рифма "корой-вновь" уже почти не рифма, очень отличается от прочей рифмовки стиха и (для меня) несколько разрушает целостность восприятия.
№ 11. Так первозданны Плёсовы холмы…
Чудесное чувство любви к природе мне, закоренелой урбанистке, вообще-то чуждо. Но это стихотворение меня покорило какой-то хрупкой прозрачностью, и "В ней солнце, как серебряная рыбка,/полощется" - так явно увиделось!
Но "мудрость матушки-земли" - Вы уж простите, автор, - чуть всё не испортила. Ну банально это, а хотелось чего-то такого же, как всё остальное в этом стихотворении.
№ 7. Перелётное
Хорошее стихотворение, создаёт образ не просто осени, а человека-в-осени. Хорошие рифмы, интересный ритм...
Но мне мешает второй катрен. Если "цветное коромысло" - радуга, то, вроде бы, осенью радуг не бывает? Если ошибаюсь, прошу прощения у автора. Но и дальше непонятно, почему перелётные мысли улетят "погодя"? Подумалось, что только для рифмы.
В следующем катрене зацепила "звёздная пыль" - это ещё у Джека Лондона было, помните, - эссе "Звёздная пыль" Мартина Идена? Но это лишь один из образов…
№ 6. У западной стены
Стена Плача... Люди с записочками, на которых - самые сокровенные просьбы... Только надо правильно найти это, самое сокровенное...
Да, так и есть. Но стиль стиха - рубленые фразы, резкий ритм - мешают восприятию, создают ощущение раздражённости, если не злости. Не сердитесь, автор, пожалуйста, такое ощущение возникло, когда читала (не один раз читала, думала, сгладится, а оно, ощущение, ещё и усилилось).
Но вместе с тем, равнодушной стихотворение меня не оставило.
№ 10. до Moulin Rouge
Мастерски написано, очень мужское стихотворение, но, как говорят, - не моё. Увы, "не моё".
Кое-что непонятно.
Не спрашиваю, что здесь подразумевается, - "Услужливый козлик бросает украдкой взор:/а вдруг за эспрессо последует что-то еще?" - скорее всего, внимательный официант, но почему он тогда козлик?
Про воздух "как папье-маше" - из папье-маше не лепят, это папье-маше лепят на готовую форму, - и как закат, слепленный из папье-маше, может "стекать"?
№ 9. Еще года тревожно не считаю…
Грустное, даже горестное стихотворение, сдержанное, чувства без пережима.
Но - большой привет Расулу Гамзатову. Мне кажется, если автор настолько откровенно, даже настойчиво делает аллюзию на "Журавлей", хорошо бы в названии как-то отразить, или эпиграфом строчку-две поставить. И получается, что совсем неплохое стихотворение воспринимается уже не с таким чистым сердцем, как хотелось бы.
№ 3. Дочке
Милое, тёплое стихотворение. Только уж очень много раз всё это было, и образы, и чувства, - кроме парусиновых туфель домовёнка. Вот эти туфли, на мой взгляд, действительно, находка, - домовёнок запомнится.
№ 12. После грозы
Как-то не прочиталось стихотворение так, как задумывал автор. Никак не прочиталось. Не получилась картинка (для меня).
Не воспринялся второй катрен, образ безмолвия, которое гром оглушил, дождь исхлестал, молнии искололи (слово "иссёк" сначала прочиталось в медицинском смысле, - иссекать омертвевшие ткани организма)... Не совсем понятно, почему ночь "опрокинет чернильницу" на города, а на "луг, перевязанный лентой реки", значит, не опрокинет...
№ 8. Восемь
Очень многабукафф. А4 не спасает. И в них уложено очень много всего, что плохо и даже отвратительно автору. Оборванные, резкие фразы создали бы нужное ощущение, если бы стихотворение не было таким длинным, а так, как есть, выходит навязчиво. И в какой-то момент сам смысл стихотворения тоже получается рваным. Я его (стихотворение) даже в столбик отформатировала - не помогло.
Мне показалось, что много... неточных образов, что ли. Кое-какие обороты плохи с точки зрения фоники... Поскольку стихотворение большое, я не буду здесь конкретных примеров приводить. Если автор захочет, это можно в личной переписке обсудить.
№ 1. Кто был со мной...
Очень эмоциональное стихотворение, накал чувства ощутим с первых же строк. Нетривиальный ритм и схема рифмовки.
К сожалению, рифмы преимущественно точные, кое-где и вовсе грамматические, что несколько снижает восприятие стихотворения.
Тоже многабукафф, много-много образов, все замечательно красивые и впечатляющие, но только возникает такое впечатление, что по ходу написания, автор теряет логику происходящего.
В начале стихотворения исчезнет всё, - небеса, реки, страны, времена... -
а ЛГ останется, потому что останется в возлюбленном, - иглой, печатью и пр. Т.е., пропадёт всё, но останется возлюбленный, который не сможет забыть ЛГ никогда, и, следовательно, сама ЛГ останется тоже. А в конце стихотворения возлюбленный канет в реку вечности, и сама река канет в вечность, но ЛГ останется, "неизбывна, как небесный ветер" (хотя небеса пропали в самом начале стиха). И вот сюрприз: возлюбленный канет - но не канет. Он храним, "и болью в тебе - игла" (а игла - это ЛГ), "и в ней бессмертье". Т.е., бессмертье - в ЛГ... "Распалась связь времён..." (с)
(Кстати, стихотворение Оксаны Стоминой "Каждый, кто был с ней..." (http://www.stihi.ru/2010/12/16/3374), по мотивам которого написано конкурсное произведение, гораздо короче, совершенно лишено красивостей и очень мне понравилось, как и автору конкурсного стиха. Большое спасибо за ссылку!)
Маргарита Шмерлинг
Свидетельство о публикации №112082603405
Не знаю, прочтет ли меня Маргарита, но если нет - готова перейти к обсуждению на свою страничку.
Маргарита, не подумайте только, что хочу оспорить Ваше мнение, и тем более, оценки. Но кое-что о своем стихе хотелось бы донести. В частности, о логике. При прямом прочтении ее действительно нет (как впрочем, ее нет и во многом другом, в нашей жизни, например, нам многое кажется нелогичным).
Но мой текст, хоть его здесь и называли философским, восточным и пр., я бы скорее отнесла к психоделике, где личностное перестает существовать, перетекает в надличностное, становится частью каких-то иных сил, более мощных, ЛГ на определенном этапе становится уже не просто женщиной , а олицетворением женского начала, если хотите.
Я конечно, не претендую на высокие познания в эзотерике и философии, но иногда кажущийся хаос - это просто логика другого уровня, не видимая с точки наблюдения. Так, например, представьте, что в начале стиха пропадают не небеса, а то, что мы на земле привыкли считать небесами, а небесный ветер в конце - ветер другого уровня небес:))). И пр.
Наверное, некоторые вещи не стоит воспринимать так буквально. В любом случае спасибо за внимательное прочтение.
С ув.
Алёна Лёшина 29.08.2012 13:39 Заявить о нарушении
Но видите ли, я ведь Ваше стихотворение прочла не раз и не два. И почему-то у меня не возникло ощущения эзотеричности вашего произведения, поскольку в эзотерике тоже должна быть своя логика, а в Вашем стихе я не увидела логики какого угодно уровня. Разве что - чрезвычайно завышенные притязания ЛГ на исключительное отношение к ней возлюбленного, - но при чём здесь эзотерика?
Небеса, раз уж Вы их упомянули, - Вы же никак не обозначили в стихе, какого уровня небеса исчезли, а ветром какого уровня небес является ЛГ...
И т.д.
Я согласна с Вами, что спорить относительно несовпадения авторской идеи и читательского прочтения вряд ли стоит. Я же честно обозначила в "предисловии", что высказываю сугубо частное мнение и совершенно не претендую на то, чтобы авторы со мной соглашались.
Я и сама вовсе не всегда соглашаюсь с мнением, которое рецензенты высказывают о моих стихах, и считаю, что это нормально :)))
С уважением,
Маргарита
Маргарита Шмерлинг 29.08.2012 22:35 Заявить о нарушении
Но читая Вас, я понимаю, насколько разным это восприятие может быть вообще. Например, меня удивила фраза о претензиях ЛГ на исключительное отношение возлюбленного, хотя стих - вообще не об этом, он весь - о периоде, когда уже нет никаких отношений, и на отношения нет никаких претензий, о том, что люди остаются друг в друге после любви. Крушение уже произошло, небеса исчезли, реки утекли... в переносном смысле, конечно:))), надеюсь, Вы это понимаете. ЛГ - не женщина, это что-то , что остается несмотря на апокалипсис.
Впрочем, Вы имеете полное право читать это по-другому, и объяснять дальше не имеет смысла. Я лишь хотела дать обратную связь и по-матерински заступиться за свое стихо.
Спасибо за то, что отозвались. С уважением,
Алёна Лёшина 30.08.2012 02:35 Заявить о нарушении
А то, что стихотворение может совершенно по-разному восприниматься автором и читателем, ни для кого не секрет, мы все наверняка сталкивались с этим. Иногда это интересно, иногда разница в восприятии настолько велика, что ошеломляет, но тоже интересно, и даже полезно, если автор всё же имеет в виду быть адекватно понятым читателями. Тогда есть материал, чтобы обдумать истоки возникшего различия и решить для себя, хочет ли автор исключить настолько радикальное различие в восприятиях, или его это, по большому счёту, не волнует :)))
Маргарита Шмерлинг 30.08.2012 08:30 Заявить о нарушении
Но есть еще разное восприятие стиха разными читателями. Даже в рамках конкурса восприятие этого стиха одной частью читателей (и арбитров) было очень близкО к моему, что меня конечно же, радует. А другой частью - радикально отличалось , и это, Вы правы, заставляет задуматься. В том числе и о том, что у каждого стиха - свой читатель, и что есть конкурсные и не конкурсные стихи, эта мысль всегда навевала мне грусть, писать стихи специально для конкурсов, по моему мнению, не стоит.
Но это уже другая история.
Алёна Лёшина 30.08.2012 09:43 Заявить о нарушении
Насчёт конкурсных и неконкурсных стихов я вряд ли соглашусь. Другое дело, что конкурсы очень разные. Не по уровню требований, - на слабые ходить нам незачем, - а по притязаниям другого рода. И знаете, Алёна, не мы подлаживаемся под конкурсы, напротив, конкурсы не сразу принимают нас, но постепенно привыкают к нам, и тогда...
Маргарита Шмерлинг 30.08.2012 18:12 Заявить о нарушении