2012 - 4 конкурс. Итоги. Михаил Козловский
известного более на портале Графоманов.НЕТ, но которого мы с удовольствием рады приветствовать и на нашем конкурсе.
*тапки, помидоры и всякую ерунду можете не готовить, ему есть что ответить и без этих атрибутов (знаю на собственном опыте :-)
Тексты можно посмотреть здесь: http://stihi.ru/2012/08/17/2703
Для начала – краткий экскурс в арихитектуру. Если я захожу в панельную новостройку и вижу там кривые полы, вопросов не возникает: брак строителей. Но если я точно такие же, казалось бы, кривые полы набюдаю и ощущаю под ногами в авторском доме Хундертвассера, то восприятие уже совершенно другое: это – творческая концепция арихитектора; ее можно принимать или не принимать, но в любом случае судить именно как осознанный творческий акт, а не как небрежность или халтуру исполнителя .
Именно в этом и заключается особая прелесть анализа финалистов нынешнего конкурса. Представленные стихотворения уже прошли строгий первичный отбор, и от них не ждешь поэтической небрежности или неряшливости. А если что-то в тексте заставило споткнуться, насторожило – то спрашиваешь себя не о том, плохо ли автор написал, а скорее о том, хорошо ли ты его прочел?
Именно исходя из принципа презумпции таланта – "Автор считается гениальным до тех пор, пока не докажет мне обратного" – я и постарался взглянуть на предложенные двенадцать стихотворений. А, поскольку все они "равны, как на подбор", то пришлось помимо Общего Впечатления (ОВ) руководствоваться еще и двумя дополнительными критериями. Первый - это изюминка, необычность взгляда, образа, прочтения, то самое "лица необщее выражение" (ЛНВ), о котором мечтал еще Баратынский. А второй критерий – чисто техническое совершенство и изысканность поэтического слога (ИПС).
Итак, мои оценки (в 10-балльной шкале):
Произведение ОВ/ЛНВ/ИПС Место
№ 1. Кто был со мной... 9/7/9 II
№ 2. голос 7/9/7 VIII
№ 3. Дочке 8/9/8 IV
№ 4. Перед зимой все призрачно-неважно... 7/6/8 XI
№ 5. Когда я вышел, или Путешествие астрального тела 6/8/4 XII
№ 6. У западной стены 8/8/8 VII
№ 7. Перелётное 9/10/9 I
№ 8. Восемь 8/9/8 V
№ 9. Еще года тревожно не считаю… 7/7/8 X
№ 10. до Moulin Rouge 7/8/7 IX
№ 11. Так первозданны Плёсовы холмы… 8/9/9 III
№ 12. После грозы 8/9/7 VI
А теперь – вкратце по стихотворениям.
№ 1. Кто был со мной...
Вроде бы как о любви и расставании... Но на самом деле любит ЛГ лишь саму себя, этакая мадам Нарцисс перед зеркалом, "что само по себе и не ново" (с). Впрочем, делает она это очень ярко и образно, с массой выпуклых деталей. Особенно понравилась строка с незатасканной и парадоксальной игрой слов:
"я страшный суд, я самый бесстрастный суд"
№ 2. голос
Первый же образ – луны как худющей коровы – показался несколько неубедительным. Впрочем, основная идея диптиха – "Вначале, еще до Слова, был Язык" – достаточно интересна, хотя и теологически небесспорна.
Но причем здесь корабль Одиссея – так и не понял. Классического образвания не хватило, наверное. Если бы речь шла о Ноевой Ковчеге ...
№ 3. Дочке
Очень приятное, искреннее "материнское" стихотворение. Особенно приятно читать такое в наш век острого дефецита родительской любви.
№ 4. Перед зимой все призрачно-неважно...
Милая зарисовка, небесталанная... Но при этом какая-то достаточно стандартная. Этакая поэтическая двухходовка: "Предзимье года – предзимье жизни". Писано и до нас, и не раз.
№ 5. Когда я вышел, или Путешествие астрального тела
Я уже обсуждал это стихотворение на странице у автора, но взаимопонимания мы с ним так и не нашли. Повторюсь и здесь: строка
- Когда я вышел из себя, из я,
представляется мне неоправданно безграмотной. Предлог "из" требует родительного падежа: из себя, из меня... И если автору необходимо здесь "я" в именительном падеже, оно обязательно должно быть закавычено:
- Когда я вышел из себя, из "я",
В меру моего понимания грамматики и творческой задачи, которую ставит перед собой автор, разумеется.
Но и помимо этого – стилистически очень неоднородно. С одной стороны, есть прекрасные строки, особенно
- Казалось, что... но не был я замечен,
с обрывом посередине предоложения. Но с другой, совершенно непонятные и ничем не подтвержденные претензии ЛГ на то, "чтобы стать несущим боль", неуклюжая инверсия "рассолом кислым", пересечение Леты на каноэ, в котором для Харона вроде бы и места не найти...
Не могу удержаться от того, чтобы привести в качество контрпримера прекрасное стихотворение Ольги Фефер "о том, как я распускалась" (http://www.stihi.ru/2011/01/13/9052)
Очень похоже и по содержанию, и по структуре, хотя и в провокативно-дамской стилистике, в отличие от брутальной мужественности автора конкурсного стихотворения №5. Но насколько же больше объема, места для домысливания и для прочтения между строк! Особенно если сравнивать "ударные" финалы.
№ 6. У западной стены
Стихотворений о Стене Плача написано, наверное, не меньше, чем в нее воткнуто записочек с пожеланиями. И написать что-то новое, свое – задача не всякому под силу.
Сегодняшнее конкурсное стихотворение показалось мне, при всей его искренности, чересчур преисполненным гражданского пафоса и ветхозаветной пассионарности.
Лирики не хватило, наверное...
№ 7. Перелётное
На мой взгляд – лучшее произведение подборки. Очень удивила и понравилась цепочка образов "перелетные птицы – перелетные мысли - ... чувства - ... годы - ... рифмы". Ярко, визуально, воздушно, с отчетливой интонацией.
Цепляет не сразу, но надолго.
№ 8. Восемь
Есть у меня поэтический цикл "Времена суток"... Стихотворение "Восемь" прекрасно в него вписалось бы, не случайно оно казалось восьмым по счету и в конкурсном списке.
Ярко, насыщенно, разнообразно – восемь часов утра у каждого свои. Лаконично, скупые рубленые фразы... Резануло только в одном месте:
- Дама с косой не спит. С теми, кто душу занял.
Мне здесь точка посередине мешает, разрубая тему слияния Эроса и Танатоса... Впрочем, на слух это должно восприниматься лучше и правильнее, наверное...
Ну, и жизнеутверждающая финальная строка, конечно!
№ 9. Еще года тревожно не считаю…
Написано технично, профессионально, с интонацией... Но что-то, тем не менее, мешает полностью проникнуться настроением и содержанием стиха. Наверное, легкий налет мелодраматичности, мексиканского сериала.
Мастерская слезовыжималка. Ну оч-чень жалостно.
№ 10. до Moulin Rouge
Есть в этом стихотворении какая-то отдаленная параллель с "Облаком в штанах" – интонационная, стилистическая... Но Владимир Владимирович все-таки помощнее писал – и ассоциативный ряд пошире был, и образность поярче.
К тому же, если уж автор решился сделать подстрочное пояснение по поводу "Moulin rouge", то следовало довести его до логического конца и упомянуть, что имеется в виду известнейший кабак со стриптизом в Париже, а не просто какая-то "Красная мельница".
№ 11. Так первозданны Плёсовы холмы…
Очень нежная и трепетная природная зарисовка. Предельно лиричная, отмеченная личностным отношением.
Вообще-то я не бог весть какой знаток и ценитель пейзажной лирики, но это стихотворение меня равнодушным не оставило – к несомненной чести автора.
№ 12. После грозы
И еще одна пейзажная зарисовка, но на сей раз, более отстраненная и философическая. Может быть, именно поэтому и глянулась мне чуть меньше, чем предыдущая. Хотя не могу не отметить наиболее понравившиеся строки:
- Вдалеке купола освящают безмолвие,
- оглушил его гром, дождь иссёк, исхлестал,
Но авторское "звездохранилище" наводит почему-то на очень пошлые ассоциации. В меру собственной испорченности, наверное...
В целом же, завершая обзор, не могу не отметить, что все 12 стихотворений заслуживают самой высокой оценки. Очень сильная подборка получилась. Дай бог, не последняя!
Свидетельство о публикации №112082505822