Детская радуга

Поэтесса её видит раньше других.

Наталья ЛИМОНОВА одна из немногих новгородских писателей, специализирующихся на детской литературе. Её стихи уже публиковались в разных сборниках, а в этом году наконец-то вышел и собственный — «Радуга детства».

— Наталья, детские стихи сегодня не пользуются большой популярностью, всё больше о любви да о природе пишут. Как же вас занесло на эту стезю?

— Честно говоря, раньше я и сама всё больше о любви писала да о собственных переживаниях! Ну и о природе, конечно, тоже. (Смеётся). А изменилось всё, когда у меня у самой родились сыновья. Все герои моих стихотворений — зайки, мишки, львята, котята — всё это либо мои дети, либо дети моих знакомых. А ещё иногда увидишь в автобусе какую-нибудь интересную ситуацию, и потом из этого рождается стихотворение.

— Например?

— Например, недавно ехала в автобусе и видела девочку пяти-шести лет с прабабушкой. И было видно, что ребёнок этот так избалован, что дальше некуда. Она не понимает, что взрослых надо называть на Вы, уважительно к ним относиться, для неё все — ровня. И вот эту девочку, которая сидит, случайно задела стоящая рядом пенсионерка. И девочка таким возмущенным тоном стала жаловаться бабуле: мол, её, принцессу, специально толкнули. Бабушка ей объясняет, что это не так, что нельзя так говорить, а девочке всё равно, она настаивает на своём. Из этого у  меня тоже обязательно родится стихотворение, естественно, о том, как не надо делать. Очень неприятно наблюдать такие сцены, но ведь ясно как белый день, что этот ребёнок таким стал, потому что его родители так воспитали. А вернее — не воспитали.

— Знакомая воспитательница говорит, что дети в её группе в детсаду делятся на две равные части. Половина вежливы и послушны, вторая половина называют её на ты или Светкой. А всё потому, что так делают родители этих детей.

— Абсолютно верно, дети — как губка, они впитывают всё, что видят, и главный для них пример — это, конечно, мама с папой. Сейчас многие родители мало занимаются с детьми, слишком много времени проводят на работе, не понимая, что дети вырастут очень быстро и то, что уже упущено, не вернешь. Многие женщины сейчас стремятся сделать карьеру, а я считаю, что для нас все же первоочередным должно быть воспитание детей. Я сама работаю два через два и счастлива: у меня есть время сходить куда-нибудь с моими детьми, позаниматься с ними. Да, зарплата маленькая, но приходится чем-то и жертвовать. В своих стихах я стараюсь давать хорошие советы и для девочек, чтобы они учились маме помогать, выросли потом хорошими хозяйками. Это очень простые советы, но ведь с них-то всё и начинается.

— Вы сказали, что главные герои ваших стихов — это зайчики и мишки, но можно ли ещё современных детей увлечь такими героями, когда они постоянно видят по телевизору спайдерменов, симпсонов и спанч-боба?

— Можно. И, поверьте мне, тенденция, когда родители стараются оградить своего ребёнка от иностранных мультфильмов и показывают ему только старые русские сказки, — не такая уж и редкость в наше время. Я сама знаю многих родителей, которые поступают именно так. Думаю, что это правильный подход. Современные мультики — яркие, приковывают внимание ребёнка, но что они ему дают в морально-нравственном плане? Да ничего. Я, когда сама посмотрела «Симпсонов», в шоке была. Родители должны следить за тем, что смотрят их дети и чем они интересуются, а не сваливать всё воспитание на детский сад или школу, как сейчас принято.

— Наталья, а как вы распространяли свой сборник? Пользуется ли сейчас спросом детская литература?

— Сейчас мало покупают поэтические сборники, потому что все эти стихи можно прочесть в Интернете, а вот ребёнку с экрана читать не будешь, да и ему ведь самому хочется книжку в руках подержать, полистать. Так что к проблемам с распространением я готовлюсь при выпуске лирического сборника.

— Говорят, что детскую литературу надо писать как взрослую, только лучше. В чём всё же залог успешности детского автора?

— Детские стихи должны быть простыми, чистыми и светлыми. Вот и всё. Они должны учить добру. Не надо мудрствовать над формой, все должно быть просто. Я свои детские произведения сравниваю с природой, в которой всё есть, все красиво и в то же время просто. А лирика — как новогодняя ёлочка, её постоянно надо украшать, шлифовать слог, много над ней работать.

Алина БЕРИАШВИЛИ
Фото из архива «НВ»


Рецензии