Сатира. Конспектив и личные тезисы. Стихи
// "Сатирикон" и сатириконцы. М., ЭКСМО,2006. (Антология Сатиры и Юмора
России xx века).
"Когда тот или иной режим начинает, ... благодаря своей порочности и глупости,поставлять такие типы,темы и сюжеты,которые не могут восприниматься иначе как карикатурные,тогда благородный дух ... принимается бурно негодовать,а затем и яростно издеваться как над этим режимом,так и над теми власть имущими,что цинично позволяют себе не считаться ни с добродетелью,ни с правдой". ((В переломные времена сатира становится максимально популярной. - совершенно иначе в наше время, Н.О.)) (с.16).
((Сатира не чает воскрешения мёртвых,но заботится о преображении живых. Делает дурное смешным,а пугающее нестрашным.))
"Главное в сатирическом произведении - это глубокая мысль,проникающая общественное явление до дна,до истины,и подчиняющая себе всё остальное - и прелесть слова,и движение сюжета,и характеры героев." (( А.Платонов: "Потешное - неполноценно.)) (С.17).
...И смех,волшебный алкоголь,
Наперекор земному аду,
Звеня,укачивает боль,
Как волны мёртвую наяду.
(Саша Чёрный.) (с.19).
+++++
О "Сатириконе".
Легкомысленное издание "Стрекоза" было реорганизовано его молодыми сотрудниками - поэтами,художниками,прозаиками - в язвительный "Сатирикон". Возглавил его Аркадий Аверченко. (с.16).
Позднее многие члены "сатирикона" были репрессированы,погибли или подались в эмиграцию.
В 1931 г. за границей журнал был возрождён,но всего на несколько месяцев.(с.19).
В "Сатириконе" начал свою литературную деятельность "Александр Грин,будущий автор "Алых парусов". (с.18).
------------
От себя. Тезисы о сатире.
1. Существует два основных вида сатиры - печальная (элегия-обличение - не путать с "нытьём")и как смесь иронии-сарказма-юмора.
2.Сатира всегда оппонирует современности,обращая внимание прежде всего на её недостатки. Сатира становится не только преемницей прошлого,но и представителем прогрессивного будущего.Явно показывая недолжное,она косвенно внедряет в наше подсознание и сознание представление о дОлжном.
3.Сатира всегда связана с нравственностью,она всегда облечает,ради какого-то идеала.Иначе она уже не сатира,а пасквиль и клевета.
4.Существует разновидность сатиры - доведение до абсурда,гротеск,преувеличение.В этом случае сам абсурд помогает созидать разумное,гуманное,рациональное.
5.Когда человек в своей жизни не в силах противостоять "мгле реальности",он успешно противостоит ей в Слове. Чем он слабее в жизни,тем сильнее в творчестве.
5.Сатира - мощное оружие против тёмных властителей века сего - именно поэтому эти властители делают всё,чтобы сатира не имела в настоящее время никакого общественного значения.Если сатиру сейчас не изгоняют явно,то общее равнодушие делает её всего лишь призраком наших дней,от которого легко отмахнуться.
_-------------
Стихи из "Сатирикона". (Та же книга).
Аркадий Бухов.
Поэтам. (с.127).
Пусть душа безвременьем убита:
Если в сердце алая мечта,
Не бросайте розы под копыта
Табунов усталого скота.
Замолкайте.Время не такое,
Чтобы нежность белого цветка
Разбудили гордое в герое,
Увлекла на подвиг дурака...
Всё мертво.Ни песен,ни улыбок,
Стыд и муть,и вялость без конца.
Точно цепь содеянных ошибок
Нам связала руки и сердца...
Все сейчас - моральные калеки,
Не для них ли,думаете вы,
Говорить о счастье,человеке
И о тихом шелесте травы...
Не поймут,не вникнут,хоть убейте,
Вашу святость примут за обман,
Не играйте,глупые,на флейте
Там,где нужен только барабан...
Нашим дням,когда и на пороке
Шутовства проклятого печать,
Не нужны ласкающие строки:
Научитесь царственно молчать.
(1912.№44.)
Валентин Горянский. (с.195)
Кто победит?
О,легкомысленные женщины!
О,кружевные существа!
Над вами две рапиры скрещены:
И Дьявола и Божества.
Кто победит - того в свой дом она
Возьмёт владыкой и рабом.
Ах,Божества рапира сломана -
Повергнут рыцарь в голубом.
В глазах пчела соблазна плавала,
Курил греховностью цветок,
Когда луна узрела Дьявола
У Евиных точёных ног.
Над миром две рапиры скрещены,
О,кто решит его судьбу?
Чья воля - Дьявола иль женщины -
У мира будет на горбу?
("Новый Сатирикон",1916,№15.)
Василий Князев. (с.343).
Признание модерниста.
Для новой рифмы
Готовы тиф мы
В стихах воспеть,
и с ним возиться,
И заразиться,
И умереть.
("Сатирикон",1908,№12.)
Михаил Пустынин. (с.428).
Прежде и теперь.
Нам цензор встарь давал "уроки",
И,как бы цензор не был строг,
В статьях обычно были строки
И мы читали между строк.
Теперь беру газет я груду,
Но в них зияют "островки":
Как между строк читать я буду
Статью,в которой - ни строки?
("Новый Сатирикон",1915,№34).
Свидетельство о публикации №112082407025