без стихов...

интересные вещи
в том весеннем лесу...
и Есенин отец им
что они нам несут...

ССЫЛА НА ТЕКСТ (который ниже) -

Все проще,господа,все проще-победили словари одного издательства,причем неизвестных в широких кругах авторов.Дэнги,дэнги,дэнги!!!
А учат по Розенталю и Грекову.А еще есть Даль и Ожегов.И портал Грамота.ру.И тесты для чиновников Нижнего Новгорода,которые не понимают разницы между раненый и раненный -как прилагательным.
А с дОговором пусть они идут к Вельзувулу.Потому как хотя бы правила грамматики русского языка не сменили.Хотя корректоры иногда такое пропускают -никакому Розенталю не приснится.
Кстати говоря,я из Рязанской области,поэтому стихи Есенина -не тайна.И это не совсем местный выговор.Первопуток-у Шолохова,а парагуш -это вот что...Должна в скобках заметить,что воспоминания о татарском иге на этой земле имеют абсолютно материальные значения.

Таинственное словосочетание
Рубрика: Слово и художественный текст Тогда я читаю стихотворение С. Есенина «О товарищах веселых...», какое-то особенно светлое и теплое, каждый раз меня охватывают совершенно невеселые мысли. Однако вовсе не от задушевного и грустного есенинского произведения, а по совсем другим, «внелитературным», основаниям. Ведь как это ни может показаться странным, ни в одном издании поэта — большом и малом — ни один есениновед не только не объяснял, но даже и не касался одного совершенно непонятного и темного восьмистишия, без толкования которого пейзажная зарисовка наступающей зимы кажется если не простым набором, то странной композицией удивительных в своих сочетаниях и самих по себе слов.
И дело здесь не только в своеобразности перифразы (т. е. описательного наименования) первой строчки восьмистишия («Ловит память тонким клювом...» = «вспоминаю»). И не столько в имеющихся здесь диалектизмах (о них я расскажу ниже). Больше всего языкового «шума и помех» содержится в словосочетании третьей строки второго четверостишия — па-рагуш квелый. Но приведем соответствующий отрывок:
Ловит память тонким клювом Первый снег и первопуток. В санках озера над лугом Запоздалый окрик уток.
Под окном от скользких елей Тень протягивает руки. Тихих вод парагуш квелый Курит люльку на излуке.
Память и интуиция (а в крайнем случае словари, например словарь В. И. Даля) легко подскажут вам, что в санках озера значит «по краям озера» (буквально — «в скулах озера»), люлька — «трубка», а на излуке — «на излучине, на изгибе». Но вот что такое парагуш квелый, будет (и есть даже для специалистов) поистине тем, что принято называть фразеологизмом «темна вода во облацех». И причиной этому примечательному факту прежде всего... простая опечатка (!), кочующая из издания в издание: вместо нужной буквы к в слове карагуш неизменно печатается буква п. Ну а зная это, легко будет уже разгадать «таинственное» сочетание. Карагуш квелый — это терминологическое, но широко известное обозначение птицы, которую мы иначе называем подорликом. Оно точно соответствует латинскому прототипу Aquila clanga (Aquila — «орел», clanga — «кричащая, клекочущая, каркающая», от глагола clango). Здесь, как и во многих других случаях, нас выручает В. И. Даль. В его «Толковом словаре...» находим: «карагуш — вид небольшого орла, татарский орел, Aquila clanga; кве-лить — писклявить, плакать, жалобиться, хныкать». Указываемое В. Далем значение «татарский орел», несомненно, представляет толкование, отражающее не реальное значение слова карагуш — «небольшой орел, подорлик», а его этимологическое объяснение. Слово каракош — «небольшой орел» является в русском языке заимствованным из татарского, где оно буквально значит «черная птица» (кара — «черная», кош — «птица»).
Однако разгадка словосочетания карагуш квелый еще не конец нашим поистине детективным поискам художественной истины отрывка. Ведь странным выглядит и само это терминологическое обозначение подорлика в соседстве с глаголом курит: птицы не курят. Расшифровывать надо и это. Дело здесь в особой стилистической манере С. Есенина, в специфическом образно-метафорическом употреблении поэтом (а таких фактов у него хоть отбавляй) слов, нам уже в прямом значении известных. Поэт использует скрытое сравнение. Подорлик у него, как курящие старики на завалинке, отдыхает на излучине «тихих вод» (обратите внимание на инверсию и дистанционное расположение слов тихих вод... на излуке, восходящее к поэтическим вольностям, известным в стихотворном синтаксисе со времени их появления в XVIII в.). Вот, как видим, какой запутанной и сложной оказывается иногда словесно-художественная вязь, казалось бы, у одного из самых простых и доступных поэтов.

_________________
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

Басё


Рецензии
Очень интересно, спасибо!

Екутик   22.08.2012 22:36     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отклик, Екутик...

Роник   22.08.2012 22:45   Заявить о нарушении
Всё нашёл в словарях кроме санок. :(

Екутик   22.08.2012 23:53   Заявить о нарушении
этот образ только в строках того, кто писал...

Роник   23.08.2012 00:27   Заявить о нарушении