Райские яблоки - книга Эллы Крыловой
Достоинство книги именно в том, что она полно и динамично охватывает многие аспекты воззрений и деятельности автора. Человеческий язык бывает недостаточным для описания некоторых состояний и сфер сознания, но Элла уверенно ведёт свой корабль по глубинам вселенной, ее душа, если вспомнить Мандельштама, «плывёт дельфином молодым / по седым пучинам мировым». Элла интегрирует опыт различных культурных эпох, создавая свой оригинальный гипертекст. Человек – существо переменчивое, и стать светлее или умнее – не главное. Главное – стать сознательнее. Это первая заповедь Эллы, красной нитью проходящая через весь однотомник.
Элла сама определила сущность поэта: «Поэт есть путь в Реальность за таможней реальности». Таким образом, участь поэта заведомо нелегка, он должен обладать чем-то большим, чем обычный человеческий разум - космическим сознанием, но без потери индивидуальности. Духовные переживания относятся к тонкому плану, откуда и нисходит откровение, и сознанию, открытому для такого откровения, доступны свет, всеобщая красота, вселенская любовь.
Подлинная поэзия – это действие. Она буравит скорлупу, в которую заключено наше обыденное сознание, и сквозь трещины в нас проникает Реальное. Индийские йоги используют поэзию и музыку, чтобы соприкоснуться с Всемирным разумом.
Людская светобоязнь,
черты исказив Твои,
подозревает казнь
в произволе любви.
Но смерть – не ржавый венок
на утрату лица,
а золотой манок
блистательного Ловца.
Много стихов Эллы посвящено любимому Петербургу, в котором она, москвичка, прожила двенадцать лет. Красоты города видны всем, но поэт всё видит особо, по-своему: «Нищенский мой неопрятный рай». Город выглядит не врытым в землю, а каким-то потусторонним. Причём он «родился древним, / как, по преданью, Лао-цзы».
Но взгляд поэта не затуманен красотой, он замечает и неуют, неустроенность этого хрупкого мира, который сотрясают неурядицы и войны:
На брата брат идёт и род на род,
и град на град, держава – на державу.
И горький хлеб испуганно растёт
на обесчещенной земле, от крови ржавой.
Мир, находящийся «под пятою сатаны», спасти трудно, но всё-таки возможно. Но не какая-то абстрактная красота спасёт мир, а люди, источающие, как святое миро, душевную чистоту и благородство.
Поэзия Крыловой многогранна, она охватывает практически все сферы человеческой жизни. Её стихи – маяки, свет в ночи, путеводная нить, чтоб не сбиться с дороги. Любовной лирики у Эллы не так уж много, но она вся посвящена одному человеку. И хочется задать глупый вопрос: «Неужели в наше злое и прагматичное время возможно такое сильное и чистое чувство любви, такое его постоянство на протяжении многих лет?» Стихи говорят сами за себя:
Ты станешь музыкой, я – словом, вместе
мы превратимся жизни на краю
в единство, именуемое песней,
какую Богу ангелы споют.
Только поэтам и музыкантам дана возможность входить в резонанс тонким миром, с той Великой Реальностью, которую мы называем Богом.
Н.И. Костомаров говорил: «Название великого должно даваться только тому, что способствует благосостоянию человеческого рода, его умственному развитию и нравственному достоинству». Исходя из этих слов, Эллу Крылову можно назвать великим поэтом нашей эпохи.
Через все годы Элла проносит тему служения Христа, обращаясь к Всевышнему с вопросом, стоили ли страдания Христа на Голгофе той жизни и того человека, который живет и сейчас, и который все так же зол и грешен. Миром добро не правит, зло кажется всесильным и как будто смеётся над добром.
Хлебом единым живёт человек.
Сытый – считай, просветлённый.
Впору сколачивать Ною ковчег:
будет он, определённо,
новый потоп…
Поэзия – одно из самых удивительных явлений человеческого творчества. Когда сталкиваешься с истинной поэзией, возникает почти благоговейное чувство: неужели и человек может словом своим творить, как творит Своим словом Создатель? Началось постоянное искушение человека мыслью, что терзает нашу плоть уже не одно десятилетие. Происходит «перетягивание золотой нити», как было во время соревнования богов с Зевсом. Конечно, Зевс победил. Так и поэзия должна победить на Земле. Когда мы, движимые духовной потребностью, найдем пути друг к другу, мы вернем Земле ее материнскую ипостась, отечеству подарим счастливых смелых сыновей, а будущим поколениям – добрую память о себе.
Новой Земли и иного неба
у Бога прошу, как голодный – хлеба,
пусть прав будет Иоанн,
тем паче сегодня, когда на ослице
пресветлый Сын Божий въезжает в столицу,
славою осиян.
Поэт стучится в сердца людей: может, дрогнет чьё-то сердце, раскроется бутоном и родит весну. Будем же принимать красоту как лекарство, и пока люди находятся на разных ступенях развития, будем тянуться к островкам света, постепенно меняя свою жизнь к лучшему, потому что за нас это никто не сделает. Чтобы жизнь не казалась пустой и ненужной, нам необходима истина, которая связала бы воедино душу и тело, небо и Землю. Попытка такого синтеза постоянно звучит в стихах Эллы Крыловой. Хочется пожелать поэту, находящемуся на пике своей творческой мощи, дальнейших успехов.
Август, 2012
Свидетельство о публикации №112082002782