Тезисы о фантазии
Ф.расцвечивает бесцветное,усложняет простое,заполняет пустое.Она устраняет равнодушие, стимулируя эмоции.Часто она спасает обманывая.Ф. - источник глупости и мудрости,фанатизма и вдохновения.Из ничто она творит всё.
2.
Ф.слишком пристрастна,логика слишком суха.Нужен их союз,хотя бы временный.
3.
Ф.можно сравнить с листьями капусты. Под листьями - сердцевина (=истина). Ф.подготавливает незрелый ум к новой истине.Она как бы внешний шифр внутреннего,сокровенного, подсознатель ного.Она выявляет скрывая,символизируя,говорит языком разных метафор,т.е. преобразует свои истины во многие формы,образы,сюжеты.
4.
Ф.спасла человечество от безумия.Был долгий период недостаточности знаний о явлениях мира и души - при великой потребности логического (по сущности,не по форме)объяснения реальности.
Мифическое имеет свою логику,пусть ложную,но и она помогала древнему человеку адаптироваться к среде,ко всему странному и "чудесному".
5.
Ф. - самая первобытная,невежественная,иллюзорная,примитивная тем не менее учила человека творить,облегчала тяжесть и тоску жития.Быт она делала интересным,заполняла его знаками сокровенного и даже божественного. По своему объясняя таинственное,потенциально опасное,Ф.примряла человека с действительностью,побеждала страх перед ней. Что кажется сейчас безумием,спасало древнего человека от безумия.
6.
Истинная убогость,примитивность - это не только и не столько невежество,которое можно преодолеть знанием,сколько неспособность фантазированья.
7.
Ф. имеет ряд форм.Она по разному сочетая элементы целого,способствует решению рациональной задачи.Она учит воображать разные варианты одного и того же.
8.
Замыкаясь на фантастическом и окончательном выводе,Ф.превращается в догмат и суеверие.
9.
В эстетическом,в художественном аспекте Ф.есть специально созданная условность.С одной стороны этой условности придаётся статус якобы-реальности,с другой она осознаётся как условность и специально создаётся в качестве таковой.Так возникают миф и сказка,а затем и литература вообще.Ф.помогает осознать важность идеального мира.
10.
Ф. как лиричность,поэтизация реальности удовлетворяет не только эстетическую,но и эмоциональную потребность человека.Недаром робот,лишённый Ф.,лишён и эмоций,не-человечен при всей своей "разумности".
11.
Ф. является и способом юморизации и иронизации произведения.
12.
В неком целом важна мера Ф. Максимум Ф.делает целое предметом эстетики,минимум - науки.
13.
Графоманство - наличие эстетической потребности при недостатке Ф.
14.
Ф. может и чудовищное превратить в святыню,а святыню в нечто чудовищное.Безобразное она может называть прекрасным,а прекрасное безобразным.Она делает печаль светлой и может привнести грусть в радость.Она дочь и мать разнообразия.
Свидетельство о публикации №112081904505