Междометия

Алёнка  любила уроки русского языка. Правда, так было не всегда. В 5 классе она,
отличница в начальных, вдруг стала получать по этому предмету низкие отметки,
даже 6 попадались. Мама это объясняла тем, что материал в 5 классе намного сложнее, чем
в 4, учителя по всем предметам разные и девочка ещё "не вошла в колею". Учебный год Алёна
закончила хорошо: в основном высокий и достаточный уровень. Но всё же русский не стал
её любимым предметом.

В 6 классе его стала преподавать другая учительница, потому что та, что была у них
в 5, куда-то уехала. С первого же урока Алёнка поняла, что ей интересно.
Было много занимательных упражнений, историй о происхождении слов и всего того, чего
ребята не слышали раньше. Теперь девочка могла твёрдо ответить на вопрос ,Какой предмет ей нравится: конечно, русский язык!

Сейчас Алёна лежала с высокой температурой, скучала и думала о том, что за то время,
пока она болеет, много интересного услышат ребята, а она - нет.

Вечером позвонили в дверь, мама открыла, и Алёнка услышала знакомый голос подруги
Маши: -Добрый вечер, тётя Надя, здравствуйте, будьте добры, скажите, пожалуйста, как
чувствует себя Алёна. Спасибо, благодарю Вас (это мама взяла у неё пальто - подумала
Алёнка). Извините за то, что я поздно пришла.

-Что это с ней?- подумала девочка.- Никогда так не разговаривала.
А Маша вошла в комнату, где лежала Алёна, со словами: -Ну и ну! Ай-ай-ай! Вот так так!
Батюшки! С ума сойти! Ужас!  Болеешь!

-Ну, болею,- удивлённо ответила Алёна.

-Ага! Господи, и ты уже знаешь!

-Что знаю? -не поняла Алёнка.

-Междометия знаешь.НУ сказала. Только не пойму, откуда ты могла их узнать, если мы сегодня на уроке изучали эту тему, но тебя-то не было.

-А что это такое?

-Вот тебе формулировка: междометия - живая и богатая часть речи, служащая для эмоционального выражения чувств и волевых побуждений.

-Это что же? Вас заставили зазубрить определение? - в двери стояла мама Алёнки.

-Нет! Это я сама записала и выучила, потому что наука требует чёткости.

-Заучила так заучила,лишь бы ты поняла, что это за часть речи. Вижу, что поняла,
раз с порога выложила мне их так много, - улыбнулась мама.

Она ушла в кухню, А Мария начала рассказывать больной подруге всё, что запомнила
о междометии.

- По значению их разделяют на эмоциональные, повелительные и этикетные.
Слышала, сколько я  использовала, когда пришла к вам? Это этикетные.

Эмоциональных больше всего. Они передают самые разнообразные чувства:  отрицательные
и положительные. Например: ура, увы,браво, ого, однако и др

Повелительные - это обращенные к людям или животным призывы и команды: кис-кис, марш,
стоп, эй,алло, караул и пр.

А ещё в междометия могут переходить и другие части речи. Вот послушай.
Батюшки! Беда! Глупости! Караул! Право! То-то же. ПОлно! Куда! Вот оно что!
Вот так-так! Вот те на! Дело - табак.

Вот учебник. Читай параграф, разбирайся и запоминай. Мне пора домой.

-Тетя Надя, до свиданья, всего хорошего! -с этими междометиями этикета Машка убежала. Алёна стала с интересом читать об этой интересной части речи.


Очень трудно жить на свете,
Не усвоив междометий.

Коль заблудишься в лесу -
Закричишь: - Ау-ау!

Обуял внезапно страх-
Вырвалось невольно: -Ах!

Удаляли зуб больной -
Застонал от боли: -Ой!

Если друг подвёл при всех-
Ты ему с упрёком: -Эх!

Матч на первенство двора-
Побеждаем мы: Ура!

Чипсы съел - до одного-
Удивляясь сам: -Ого!

Анекдоты не новы -
С огорчением: -Увы.

Мчался быстро, во весь дух
И устал, конечно: Ух!

Так что? Легче жить на свете,
Если знаешь междометья?

На вопрос такой всегда
Мы теперь ответим: - Да!

Может быть другим ответ?
Скажем мы: -Конечно, нет!


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.