Сказание об Антонии Сурожском, глава 2

Григорий А. Бородулин

СКАЗАНИЕ ОБ АНТОНИИ МИТРОПОЛИТЕ СУРОЖСКОМ
ВРАЧЕ И ПРОПОВЕДНИКЕ

ГЛАВА 2.  ВЫБОР ПУТИ МИЛОСЕРДНОГО САМАРЯНИКА – ВРАЧА И ИНОКА В МИРУ/1/.

Бей в лицо и режь нам грудь ножами
Жги войной, усобьем, мятежами –
Сотни лет навстречу всем ветрам
Мы идём по ледяным пустыням, -
Не дойдём и в снежной буре сгинем,
Иль найдём поруганный наш храм?
(Максимилиан Волошин, «Северовосток»)

Труд земной возможен без раздела.
Пусть тогда в нем одном вниманье.
Послушание и земному делу -
Перед Господом послушанье.
Лишь бы сердце о земном не пело,
Но несло бы Богу все мгновенья.
И вокруг него все было бело
От цветов благодаренья.
(Архиепископ Иоанн (Шаховской), «Белое иночество»)



Презренье к Церкви, Бога отрицанье
И тьма невежества - России губит зданье.
Анархия ж семью и жизнь саму - косит
И, вновь, «от Бога власть» - императив звучит.

Жил древле терапевт/2/, зелот/3/ и фарисей/4/
Есть в христианстве - отзвуки таких идей/5/.
Что важно нам сейчас – зависит от эпохи,
В стране же каждой - так различны эти сроки:

Парижу нужен - богослов и  терапевт,
В Германии - крушили всё зелоты,
Спасал Россию – её жертвенный аспект,
Но чтили букву/6/ - Церкви выжившей оплоты/7/.

Распалась Церковь на три части до поры,
Но Трёхсвятительский приход/8/ в Париже создан - 
Чтоб Церковь-мученицу помнили сыны,
Чтоб путь единства был проторен и осознан.

Андрей-подросток/9/ к церкви нищей подошёл,
Что под землёй, средь гаража, тогда ютилась,
В монахе вышедшем – духовника обрёл/10/,
В ком Славы Божьей - свет и тишина таилась.

Средь терний - Афанасий шёл архимандрит/11/:
Из семинарии он вышел атеистом –
Не засиял ему живой там Бога лик,
Пошёл в рабочие, но и не стал марксистом.

Вихрь революции принёс и смерть и глад,
Он к голодающим шёл с  Армией Спасенья/12/,
Там, вновь, открыл ему - смысл жизни протестант
И ощутил он радость - к Богу возвращенья.

Он вместе с сектою - в Финляндию ушёл/13/,
Но ощутил там - притяженье Валаама/14/,
Там Православие - в монашестве нашёл,
Там вдохновила его - «христоносцев»/15/ слава.

Направлен инок - в Богословский институт
И там в Париже - он священство принимает,
Был не забыт - миссионерский его труд/16/
И  Трёхсвятительский приход - он возглавляет.

Позор России – трупом  Лазаря/17/ смердит,
Но, Иисус – смерть в сон-успенье превращает,
Путь верных жертвенный -  Мать-Родину целит,
С святых молитвой  – дух России воскресает.

Примером милости  - учил служить Христу –
Архимандрит – и сослужил Вениамину/18/,
И нищий мог любой придти в приход к нему,
Знал - что Бог дал/19/ – дадут – и на ночёвку примут.

Свет Валаама - в Афанасии горит,
Он и  Андрею – путь служенья освещает,
Путь в медицине – он как иночество зрит
И духовник - в нём мысли эти укрепляет.

10.07.-10.08.12

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Андрей Борисович  Блум - родился 19 июля 1914 в Лозанне в семье сотрудника российской дипломатической службы, учился в Париже, где получил профессию врача, стал монахом и священником, во время второй мировой войны служил во французской армии и Сопротивлении,  всю жизнь находился в каноническом единстве с патриаршей Церковью, отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Сурожский (предстоятель Московского Патриархата  в Великобритании) - 4 августа 2003 г.
2. Аскетическая древнеиудейская секта, выделившаяся из ессеев, Сторонники отождествления терапевтов с ессеями понимают слово ;;;;;;;;;; (терапевты) как греческий перевод арамейского слова ’asayya’ ‘врачи’, от которого, как полагают, произошло и название «ессеи».
3. Древнеиудейская секта воинственных ксенофобов
4. Древнеиудейская секта ревнителей и хранителей буквы библейского Закона
5. «На самом же деле в христианстве сохранились все силы, действовавшие в Ветхом Завете. Та же жестоковыйная, безразличная, удобопревратная толпа, те же блюстители закона, уже нового, Его закона, христианские книжники, фарисеи и законники, и ещё — те же побивающие камнями пророки, юродивые, не укладывающиеся в рамки закона беззаконники.», преподобномученица Мария (Скобцова), Оправдание фарисейства,  «Путь» №56, май–июнь 1938 г., архив Кривошеиных
6. После бесчинств, направляемых советской властью обновленцев, Церковный устав ( типикон) стал важнейшим оплотом истребляемой и унижаемой патриаршей Церкви в СССР.
7. В ходе  террора 1937-38 годов большая часть духовенства на территории Советского Союза была истреблена (см., написанное автором - Сказание о Свт. Луке Войно-Ясенецком, гл. 7)
8. Когда в июне 1930 года митрополит Евлогий решил выйти из-под юрисдикции Московского Патриархата, вместе с большинством последовавших за ним прихожан, среди них однако нашлось шесть человек, которые отказались поддержать это решение — одна женщина и пятеро членов Братства Святого Фотия в Париже. Эти шесть человек сообщили о своем решении митрополиту Сергию, который был в то время местоблюститель патриаршего престола Русской Православной Церкви, и этот последний перепоручил их митрополиту Елевферию Литовскому и Виленскому. Постепенно к ним присоединились священники и даже один епископ, Преосвященный Вениамин Федченков; постепенно сложился приход, и храм был освящен на Пасху 1931 года. Так возник приход Трех Святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, «трех величайших святителей Церкви», благодаря каноническому и богословскому рвению и «любви к Истине» (II Фс., II, 10) Братства святого Фотия. Маленькая группа, начавшая свою деятельность с июня 1930 года, быстро пополнилась многочисленными верующими : Преосвященный Вениамин (Федченков), архимандрит Афанасий (Нечаев), протоиерей Дмитрий Соболев, иеромонах Стефан (Светозаров), иереи Стефан Стефановский, Василий Заканевич, иеродьякон Серафим (Родионов, будущий епископ), Всеволод Палашковский (ставший священником гораздо позже), дьяконы Евфимий и Николай Шепелевские. Из мирян были, как сказано выше, среди первых Владимир Николаевич Лосский, Мария Александровна Каллаш, Владимир Николаевич Ильин, Михаил Бельский; были и Кирилл Шевич (будущий архимандрит Сергий) и Андрей Блюм (будущий митрополит Антоний). Некоторые важнейшие даты, связанные с историей Трехсвятительского прихода:
1931 - В январе митр. Виленский и Литовский Елевферий назначен Экзархом Московского Патриархата в Западной Европе на место митр. Евлогия (Георгиевского).
1934 - В марте - отъезд еп. Вениамина (Федченкова), возведенного в сан архиепископа Алеутского и назначенного Экзархом Московского Патриархата в Северной Америке. Архим. Афанасий назначен на его место настоятелем прихода.
1943 - Пострижение в монашество Андрея Блюма с именем Антоний. Кончина архим. Афанасия (Нечаева).
1945 - Воссоединение с РПЦ Моск. Патр. по инициативе митрополита Евлогия всех приходов, отделившихся от нее, под единым Западно-Европейским Экзарзатом. Митр. Евлогий назначен экзархом.
1946 - Кончина митр. Евлогия. Повторный разрыв с Моск. Патриархией всех западно-европейских приходов, находившихся в его подчинении. Приход Трех Святителей становится кафедральным храмом Экзархата Московского Патриархата. Преосв. Серафим (Лукьянов) назначен экзархом.
1947 - Иеромонах Николай (Еремин) назначен настоятелем прихода
1948 - Монах Антоний (Блюм) рукоположен в иеромонаха. Георгий Круг пострижен в монахи с именем Григория.
1949 - Преосв. Фотий (Топиро) назначен экзархом. Иером. Антоний (Блюм) отбывает в Лондон.
1951 - Преосв. Борис (Вик) назначен экзархом
1954 - Преосв. Николай (Еремин) возведен в сан архиепископа и назначен экзархом.
1957 - 30 ноября - хиротония во епископа о. Антония (Блюма) в Трехсвятительском приходе.
1958 - Кончина Владимира Лосского. Строительство нового здания, где церковь располагается в настоящее время, разрушение подвала и переход в новое здание.
1961 - Настоятелем прихода назначен протоиерей Александр Туринцев
1962 - Преосв. Антоний Блюм возведен в сан архиепископа
1963 - Митр. Николай (Еремин) отправляется на покой. Выскопреосв. Антоний (Блюм) возводится в сан митрополита Сурожского и назначается экзархом.
1968 - Архим. Петр (Люилье) рукоположен во епископа Корсунского. С этого момента все епископы, служащие в Париже, носят титул "Корсунский".
1974 - Высокопреосв. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский, назначен экзархом.
1978 - Митр. Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) назначен экзархом
1980 - Еп. Петр (Люилье) по благословению Моск. Патриархата переходит в Американскую Православную Церковь. Корсунская епархия управляется временно; сначала экзархами, затем председателем Отдела внешних церковных сношений митр. Смоленским и Калининградским Кириллом до 1993 г.
1984 - Митр. Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) назначен экзархом. Кончина прот. Александра Туринцева.
1985 - Кончина митр. Николая (Еремина). Прот. Лев Махно назначен настоятелем прихода.
1989 - Прот. Николай Иноземцев назначен настоятелем прихода.
1993 - Еп. Гурий (Шалимов) становится епископом Корсунским (епархия включает отныне Швейцарию и Италию).
1999 - В марте еп. Гурий покидает Париж. В декабре еп. Иннокентий (Васильев) становится управляющим Корсунской епархией и исполняет обязанности настоятеля Трехсвятительского прихода.
2004 - И.о. настоятеля прихода становится иером. Нестор (Сиротенко).
9. Святителю Антонию тогда было 17 лет
10. Архимандрит Афанасий (Нечаев Анатолий Иванович) (Afanassy (Athanassy) (Netchaev)) (1886 - 1943), родился в 1886 г. в Пензенском уезде в крестьянской семье. Окончил в Пензе духовное училище, а потом семинарию. После революции некоторое время служил миссионером Армии Спасения. В 1923 г. эмигрировал в Финляндию. Принял постриг в Валаамском монастыре. В 1926 г. прибыл в Париж и поступил в Свято-Сергиевский богословский институт. Во время учебы в институте принял священство и в 1928 г. был назначен временно исполняющим пастырские обязанности в обитель "Нечаянная радость" в мест. Гарган-Ливри (пригород Парижа). Настоятель православного прихода в г. Тур и приписной общины в г. Анжер (Франция). Впоследствии принял юрисдикцию Московского Патриархата. Настоятель Трехсвятительского подворья в Париже (1933-1943). Первый духовный наставник будущего митрополита Антония Сурожского. Во время второй мировой войны участник движения Сопротивления. Укрывал у себя людей, преследуемых гестапо. Скончался 14 декабря 1943 г. в Париже. Погребен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Библиография: Старый Валаам // Русский паломник (Платина). 1990. N 1, 2.
Составлено по источникам: Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1980-1981. N 105-108. С. 145, 147-156.
11. Афанасий
12. Армия Спасения возникла в Англии в XIX веке внутри английского методизма. Смысл веры для членов Армии Спасения — помощь нуждающимся и вразумление заблудших (алкоголиков, наркоманов, проституток и т. д.). Солдат Армии Спасения может принадлежать различным христианским вероисповеданиям, в т. ч. и православному. Главное — чтобы он придерживался традиционной христианской морали. На территории Российской империи Армия Спасения появилась уже в 1880-е годы в Финляндии. Во время Первой мировой войны Армия Спасения кормила и устраивала беженцев, открывала приюты для детей, среди населения Петрограда присматривали за больными, осуществляли уход на дому, старались трудоустроить нуждающихся женщин. С приходом советской власти начались гонения. Во время голода в Поволжье в Орловской и Вологодской областях были созданы детдома, в которые отправляли детей из голодавших областей. Но уже в конце 1918 года народный комиссар Бонч-Бруевич в письме к полковнику Ларссону заявляет: «Беспризорники нас не интересуют». Детские дома Армии Спасения закрываются, имущество конфискуется. В 1923 году деятельность Армии Спасения была официально прекращена с формулировкой «секту ликвидировать как антисоветскую организацию».
13. В 1923 году
14. В тот период Валаамский монастырь находился в пределах границ Финляндии, а не СССР.
15. Стоит только заговорить с любым встречным монахом, чтобы почувствовать необыкновен¬ность мыслей, оригинальность выражений, новый для тебя подход ко всему. Откуда все это у этих, грубоватых на вид, простых крестьян?
Позже я узнал, как идет обработка их ума; на камне Священного Писания и на оселке творений св. отцов проясняется их ум, умудряется их речь, обогащается душа. Образуются гранитные камни — иноки сего монастыря. «Я есмь камень — кто упадет на Меня — разобьется или восстанет». Разбивается на мел¬кие камешки каменное сердце человека, а потом соединяется вновь духом Христа. «И уже не я живу, но живет во мне Христос». Пред вами все — христоносцы.  (Воспоминания архимандрита Афанасия (Нечаева), Старый Валаам, Духовная жизнь монастыря).
16. Он несколько лет был миссионером Армии Спасения в Советской России и в Финляндии.
17. Евангельского праведного Лазаря Четырёхдневного
18. Митрополит Вениамин Федченков, (кстати митрополит Вениамин одновременно рукоположил в иеромонахи архимандрита Афанасия и своё духовное чадо будущего Архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского))
19. Митрополит Антоний рассказывал, что отец Афанасий, в ту пору настоятель церкви на улице Петель, не колеблясь, как и Преосвященный Вениамин, пускал в свою постель клошаров (бездомных) с улицы, а сам ложился на пол…


Рецензии