Азбука звуков стихи и пособие для изучения звуков
художник: Чуракова Е.С., методическая разработка пособия "Весёлый паровозик" педагога детской развивающей студии Васильевой Л.А., консультант: педагог начальных классов прогимназии № 237 Сапарова А.Н.
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А О Ы У Э
Я Ё И Ю Е
А
Анечка упала на пол,
Кот ладошку расцарапал,
И не ладится игра,
Аня громко плачет: А-А-А!
О
Мы лошадку накормили,
Дать овса ей не забыли.
Не осталось ничего,
А лошадка: «Иго-го-о-о!»
Ы
Мыс песчаный у реки,
Рыбу ловят рыбаки.
Знаем мы, они могли бы
Наловить немало рыбы-ы-ы!
У
Пароход гудит трубой,
Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко:
«У-У-У!»
Э
Эх, забава! Эх, потеха!
Разбудить в пещере эхо!
Крикнешь громко: «Эге-ге-э-э!»,
А оно в ответ тебе: «Э-Э-Э!»
Я [ЙА]
Яна ягоды в лукошко
Собрала совсем немножко.
Обещает ей Илья:
«Поделюсь с тобою я».
Ё [ЙО]
Ёжик выбежит на лёд,
Поскользнётся, упадёт,
Неуклюжий я какой,
Причитает: «О-ё-ё-й!»
И [ЙЫ]
Запищали вдруг цыплята,
Корма дали маловато.
Мама, зёрнышек возьми-и-и,
Милых деток покорми-и-и!
Ю [ЙУ]
Воет вьюга от натуги.
Не боится Юля вьюги.
Вместе с вьюгой я спою:
«Баю- баюшки -баю-у-у-у!»
Е [ЙЭ]
Целый вечер снег идёт,
Козлик по лесу бредёт,
Бедный козлик плачет: «Ме-е-е!
Заблудился я во тьме-е-е!»
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Звонкие
Н М Л Р Й Б В Г Д Ж З
Глухие
П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ
Н
Но-но-но! Гоню коня.
Конь хороший у меня.
Но-но-но! Летит стрелой
Быстрый конь мой вороной.
Но-но-но!
М
Маму звал телёнок: «М-м-м-у!
Где же мама, не пойм-м-му!»
«М-м-му!» - зовёт корову сын –
«Я изм-м-мучился один!»
«М-м-м-у!»
Л
Ляле громко петь велят.
Спела Ляля: «Ля-ля-ля!»
Еле-еле слышно спела,
Видно каши мало ела.
«Ля-ля-ля!»
Р
«Р-Р-Р!» - Рычит Дружок сердито,
Зубы скалит, пасть раскрыта.
Чтобы подружиться нам,
Кость ему большую дам.
Д-р-р-р-ужок!
Й
Закричала Майя: «Ой!»-
«Укололась я иглой!»
Сразу принесли ребята
Майе йод, бинты и вату.
Ой!
Б
Окунь бил хвостом по мели.
Брызги в стороны летели.
Буль-буль-буль – вода кругом.
Мчимся к речке босиком.
Буль!
В
Ввысь взлетает самолёт,
В даль, в неведомые страны,
Он отправился в полёт
За моря и океаны.
В-В-В!
Г
«Га-га-га!» - галдел гусак.
Песню спеть не мог никак.
Голос у него не тот,
Говорит, а не поёт.
«Га-га-га!»
Д
Слышишь тихий перезвон?
Динь-дон! Динь-динь-дон!
Это в поле там и тут
Колокольчики растут.
Динь-дон!
Ж
У жука шесть лапок чёрных
И ужасно важный вид.
В жёлудь спрятался проворно
И жужжит, жужжит, жужжит!
Ж-Ж-Ж!
З
«З-З-З!» – звенела пчёлка звонко-
«Напугаю я девчонку.
Знаю, страшен мой укус».
А девчонка: «Не боюсь!»
З-З-З!
П
Пых-пых-пых! Пыхтит трубой
Паровоз, спеша домой.
Подъезжает: пых-пых-пых!
Вот подъехал и затих.
Пых!
Ф
«Ф-Ф-Ф!» - на пса зафыркал кот.
«Пёс ко мне не подойдёт,
Чтобы я не оцарапал
Пса своей когтистой лапой.
Ф-Ф-Ф!»
К
«У меня прекрасный слух!» -
Кукарекает петух.
«Ко-ко-ко!» - наседка вторит –
«Станешь ты артистом вскоре!»
«Ко-ко-ко!»
Т
Дятел клювом: «Тук-тук-тук!
Вылезай усатый жук!»
Жук от страха сам не свой
Притаился под корой.
Тук!
Ш
Ветерок шуршал листвой.
«Шалунишка озорной!» -
Шелестели камыши –
«Ши-ши-ши! да Ши-ши-ши!»
С
«Тс-с-с!» - сказала мама – «Тише!»
«Может нас Сашок услышать».
Спит братишка сладко-сладко.
Видит сны в своей кроватке.
Тс-с-с!
Х
Мы стихи читали хором
Вместе с Петей и Егором.
Петя вечером простыл.
Очень хрипло говорил:
«Х-х-хр!»
Ц
Мой котёнок очень ловко
Ночью мышь поймал в кладовке.
Цепко сцапал: цап-царап!
Мышь не вырвалась из лап.
Цап!
Ч
«Ч-чхи!» - чихаю я с утра.
Пить лекарство мне пора.
Если вылечу простуду,
К вечеру чихать не буду.
Ч-ч-хи!
Щ
Расторопно, но без спешки
Белка щёлкает орешки.
Щёлк да щёлк ! – устала щёлкать,
Забралась в дупло на ёлке.
Щёлк!
Примечание к пособию: звук [Й] всегда мягкий.
Звуки [Я], [Ё], [И], [Ю], [Е] произносятся как: [ЙА], [ЙО], [ЙЫ], [ЙУ], [ЙЭ].
Например: в начале слова: ёж, ёлочка
после Ь, Ъ: листья
после гласной буквы: красное, деревянные, гуляю
Звуки [Я], [Ё], [И], [Ю], [Е] произносится как: [А],[О],[Ы],[У],[Э]
после согласной буквы: пятна [п`атна](пьатна),лёд(льод), мир(мьыр),тюль(тьуль),
тень (тьэнь)
Песенка «Весёлый паровозик»
Музыка Ольги Усовой, исполняет Ольга Усова
http://www.youtube.com/watch?v=OcKJIeqGiKo
Стучат-стучат колёса,
Как часики стучат.
Весёлый паровозик
Везёт-везёт ребят.
В страну весёлых звуков,
Послушать плеск ручья,
И дятлов перестуки,
И трели соловья.
Как напевает ветер
И прячется в листву,
Как на опушке дети
Кричат: «Ау, ау!»
А горизонт всё шире
Меж елей и осин,
Вагончика четыре,
А паровоз один.
Мальчишек и девчонок
Везёт он всё быстрей,
А звуки им вдогонку
Кричат: «Эгей, эгей!»
Вагончик первый мчится,
За ним бежит второй,
Давай считать учиться
Начнём и мы с тобой.
Стучат-стучат колёса
И просят сосчитать,
Два к одному прибавить,
От трёх один отнять.
А паровозик мчится
Меж елей и осин,
Вагончика четыре,
А паровоз один.
В вагоне третьем едем
Теперь уже домой.
А третьему соседи
Четвёртый и второй.
Мы звуки изучили
И выучили счёт.
Весёлый паровозик
Домой ребят везёт.
Весёлый паровозик
Домой ребят везёт!
Из книги Татьяны Коноваловой "Азбука звуков"
консультант педагог начальных классов прогимназии № 237 Сапарова А.Н.
Гласные звуки
Дорогие ребята!
Не все из вас умеют читать и писать. А смотреть и слушать умеют все. Ну что же, тогда смотрите и слушайте. Вы знаете, что такое звук?
Что такое звук? Скажи!
Покричи и пошурши,
Постучи и позвени.
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно-
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.
Звуки – это то, что мы слышим. Звуки бывают гласные и согласные. Если слышится только голос, значит, звук гласный. А если слышится и голос, и шум – звук согласный. Первый звук, с которым мы познакомимся – гласный звук [А]. Мы слышим звук [А], если кто-то плачет, кричит от испуга «А-а-а!», или переспрашивает: «А?». Когда мы что-то вспомнили, то часто говорим: «А-а, вспомнил!». А когда ещё мы можем услышать звук [А]? Как мамы укачивают своих малышей? Правильно: «А-а, а-а, а-а-а». Звук [А] - очень музыкальный звук, поэтому он часто встречается в песнях. Например, в песне «Калинка, калинка, калинка моя…». Слышите звук [А]? Бывает, что звук [А] полностью заменяет припев. Вот какой важный и нужный звук [А]. Звук [А], как и другие гласные звуки, очень часто помогает петь, кричать, плакать, смеяться и говорить.
Со звуком [А] мы познакомились. Теперь послушаем рассказ о гласном звуке [У]. В каких словах мы слышим звук [У]? Му-у-уха, ту-у-у-уча. А ещё? Пугало, ручей, курица, кулак. А какие слова начинаются со звука [У]? У-у-у-улей, у-у-у- удочка, у-у-у-улитка, у-у-у-ураган, у-у-у-уха, у-у-у-улыбка. Когда мы встечаемся со звуком [У]? Чаще всего, если что-то гудит: пароход, паровоз, сирена. А когда ещё можно услышать звук [У]? Если ухает филин или кукует кукушка. В песнях звук [У] тоже встречается часто. Например, в старинной песне про Дубинушку: «Эй, ухнем!». А ещё в этой песне хорошо слышится звук [Э].
Звук [Э] тоже гласный. Этот звук люди произносят, когда окликают кого-нибудь: «Эй!», когда удивляются чему-то: «Эге!» Со звука [Э] начинаются слова: этаж, эскимо, экскаватор, эхо. Вы слышали когда-нибудь, как отвечает эхо? Эхо слышнее всего в горах, в пустой комнате, в пещере. А когда можно услышать звук [О]?
Звук [О] слышится, если лошадка кричит «Иго-го-о-о», курочка завёт цыплят: «ко-ко-ко-о-о». Если человек радуется, расстраивается, удивляется, то произносит звук [О]. Гласный звук [О] хорошо слышится в песенке: «Во поле берёзонька стояла».
А вот звук [Ы] встречается в песнях не часто. Есть песенка о крайнем севере, где звук [Ы] слышится в припеве: «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним». Звук [Ы] есть в словах: мы, мыло, рыба, пыль, тыква, сыр, мысли.
Есть среди звуков один особенный согласный звук [Й]. Он дружит со всеми гласными звуками. Если звук [Й] слышится вместе с одним из гласных звуков, то этот гласный звук изменяется и звучит по другому. Например, когда говорят [Й][А], мы слышим «Я». Звук [Й] и звук [А] слышатся вместе в словах «яблоко», «яхта», «яркий». Если говорят [Й][О], то слышится «Ё», йод, ёлка, ёжик. Вместе со звуком [Ы] звук [Й] слышится в словах «иголка», «иней», «искорка». А вместе со звуком [У] звук [Й] завывает, как ветер: «вью-у-уга», «ю-у-у-жный». Когда звук [Й] произносят вместе со звуком [Э], получается «Е»: «ежевика», «ехать», «ещё».
© Copyright: Татьяна Коновалова 7, 2013
Свидетельство о публикации №113032008557
Свидетельство о публикации №112081607767