Анонс - Синквейн
Начинается новый конкурс под названием «Синквейн».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) не имеет никакого отношения к таким алкогольным напиткам как портвейн, глинтвейн, рейнвейн и иже с ними. Это стихотворная форма, разработанная в начале ХХ века американской поэтессой Аделаидой Крэпси (Adelaide Crapsey). На идею создания синквейна ее натолкнули японские хокку и танка. За сто лет существования форма развилась, усовершенствовалась, и теперь имеется несколько видов синквейнов.
- ТРАДИЦИОННЫЙ СИНКВЕЙН состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2
November Night
Listen...
With faint dry sound,
Like steps of passing ghosts,
The leaves, frost-crisp'd, break from the trees
And fall.
Ноябрьская ночь
Слушай...
робкий, тихий,
как призрака шаг, звук -
мёрзлый лист срывается прочь.
и вниз…
(Аделаида Крэпси, перевод Антона Моисеенко)
Имя
живём.
как мало дней...
как мало нам дано,
чтобы оставить имена.
на миг
(Алина Дием)
- ОБРАТНЫЙ СИНКВЕЙН — с обратной последовательностью стихов - 2—8—6—4—2
Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор
(Ариэль Дороро)
- ЗЕРКАЛЬНЫЙ СИНКВЕЙН — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
Грозен
Грома грохот
Будто в тучах порох
Взорван искрой метеора
Просто
Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом
(Ариэль Дороро)
- СИНКВЕЙН-БАБОЧКА - девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
В диком
Странном танце
Как протуберанцы
Скачут молнии-скелеты
Это
Видно из пучины Леты
Атлантиды бесы
Вышли шпарить
Мессу
(Ариэль Дороро)
- КОРОНА СИНКВЕЙНОВ - 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
Весь день
Упрямый дождь
Стучит в мое окно.
Какой однообразный блюз.
Курю…
Асфальт
Промок насквозь
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома.
Вчера
Ты позвонил.
Ты был немного пьян
И виновато мне сказал:
“Люблю“…
Шаги.
Открою дверь.
И сердце, словно мяч,
Готово в руки выпрыгнуть
Твои.
Молчи…
Закрой глаза…
Мы будем слушать дождь
И к музыке придумывать
Слова…
(Алёна Тимакова)
- ГИРЛЯНДА СИНКВЕЙНОВ — аналог венка сонетов. Это корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.
Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,
Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.
Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ
Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой
Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“
Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.
(Юлия Зайцева)
Проснись.
Ни сон, ни сонм
Фантасмагорий сна
Не студят голову теперь.
Не жаль.
Карниз.
То стук, то звон
Текут в проём окна,
Колотят в грудь, колотят в дверь.
Февраль.
Зима.
Но дальний звон -
То краткое "пора" -
Сбивает птиц с насеста "юг"
В клинА.
Лиман.
Проталин сонм,
Их ледяной испуг
Тебе о чём-то говорят
Из сна?
Обман -
Чуть слышный звук,
Тягучий долгий стон
Капелящего февраля.
Весна?..
Проснись!
То стук, то звон,
То краткое "пора"
Тебе о чём-то говорят?
Весна.
(E.M.)
Просто информация:
Ещё есть дидактический синквейн. Его изобрели американские педагоги, и сейчас он широко используется в образовательных заведениях разных стран. Текст в дидактическом синквейне основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
• Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
• Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
• Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
• Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
• Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Ёжик
Колючий, круглый
Собирает, ищет, бродит.
Он клубок с иголками,
Лесной житель.
(Давыдов Никита, 3 кл.)
Друзья
Верные, надёжные.
Помогут, спасут, подскажут.
Никогда не подведут товарища.
Опора.
(Иванова Аня , 4 кл.)
Дидактический синквейн - это просто обучение умению находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Нас в этом конкурсе он НЕ интересует.
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ:
От одного автора на конкурс принимается ОДИН ИЛИ ДВА синквейна – традиционный, обратный, зеркальный, бабочка, корона или гирлянда. Кроме того, если 2-3-4 синквейна (традиционных, обратных, зеркальных и бабочек) составляют целостное стихотворение, то они принимаются как одно.
Количество строк – от 5 до 30. Если будет получаться что-то очень интересное, но крупномасштабное, расширю этот лимит.
Изначально синквейны были нерифмованными стихотворениями. Но в последнее время авторы стали их рифмовать, и это получается у них хорошо. Поэтому на конкурс принимаются как нерифмованные, так и рифмованные синквейны. Схема рифмовки – на усмотрение автора. Тема стихотворений – любая.
А теперь о наградах победителям:
1 место – 1000 стихобаллов
2 место – 700 стихобаллов
3 место – 500 стихобаллов
Победителям в номинациях:
Лучший Рифмованный Синквейн (ЛРС) – 200 стихобаллов
Лучшая гирлянда (ЛГ) – 200 стихобаллов
Заявки принимаются до 20-30 синквейнов (мне пока трудно понять, будет ли этот конкурс популярным) или до 6 сентября.
Удачи всем! Жду ваших синквейнов и сама тоже попробую сочинить.
Ведущая конкурса Лана Степанова
P.S. На этот раз мне будет довольно сложно принимать стихотворения, очень уж строгая эта форма. Пожалуйста, внимательно считайте слоги!
Свидетельство о публикации №112081605548