Протопамять - поэма-палиндром
Эта поэма достойна упоминания в книге "Гиннесса", так как она является своего рода чемпионом среди палиндромов других авторов (русских и зарубежных).
Заметки о палиндроме
Учения о Русской рифме в настоящее время нет. Все, кто пишет о рифме, старательно избегают самого главного. Сердцевины проблемы, фокуса, вернее, пучка фокусов и смыслов. На мой взгляд, рифма возникла из палиндрома. Сакральные жреческие формулы-заклинания были, как правило, палиндромами. Автор «Поэтического словаря» А. Квятковский называет палиндромы нелепостью. В этом сказывается не просто невежество, а крайний нигилизм современного литературоведения. Письменной словесности не нужна чрезмерная концентрация Логоса и Мелоса. Доступность, простота и занимательность были главными критериями письменных текстов.
В устной традиции главное — запоминаемость и краткость. Кроме того, палиндромы являлись мандалами и имели сакральное значение. Их можно было раскручивать в самые изысканные тексты-вариации и таким образом путешествовать по другим мирам и параллельным пространствам. Например, в Державинском словосочетании «Бог Рати он – Багратион» – созвучие полное, почти все буквы рифмуются. Менее бросается в глаза строка того же автора: «Я иду с мечем, судия!». Но именно здесь налицо в коротенькой строке семь охватов. Только звук «ч» в самом центре остался без пары, но это нисколько не мешает читать строку и так, и эдак. Налицо монорифма, говоря о которой, вспоминают «Бога Рати», а не «Я иду...».
Когда палиндромами являются все строки стихотворения, а тем более поэмы, налицо гиперрифма. Это уже целая Вселенная, где все планеты и атомы так или иначе связаны друг с другом. Из отдельных созвучных слов можно выстраивать магические фигуры – круги, многоугольники, квадраты и т.д. Таким образом, именно здесь в палиндромах заключен генетический код того или иного языка и в целом индоевропейской языковой общности, а может быть, и единый для всего человечества парный геном. Появились сообщения, что уже расшифрована ;/хромосома Евы. Основные сведения почерпнуты из полуторастраничной статьи о палиндроме А. Квятковского в его же «Поэтическом словаре». В ней же еще приведены как иллюстрация однострочные палиндромы, в Константинопольском Храме Св. Софии; а также А. Фета и Н. Булгакова (прозаик). По количеству цитируемых строк лидирует С. Кирсанов (целое стихотворение). В. Хлебников – 4 строки и Величко, киевский поэт XVII века – 3 строки. Оценка палиндрома крайне негативная. Резюме-вывод, как и сам палиндром, тоже «рачий» – с заду наперед: «не слова подбираются к мысли, а наоборот, приходится мысль подбирать к словам». Здесь автор проявил полное незнание природы палиндрома. Как раз мысль в палиндроме возникает спонтанно, внезапно и независимо от автора, который почти полностью лишен возможности выбирать. «Но не речь, а черен он», «Чин зван мечем, навзничь». Уверен, если бы автор выражал мысль «регулярным» стихом, никаких «зван навзничь», «не речь а черен» не было бы и в помине. Мысль – только эта и только в этом месте; не нравится – выкидывай всю строку: вариантов нет.
Статья А. Квятковского о рифмах в том же словаре совершенно устарела. Объясняются принципы и способы рифмовки и почти всем им по алфавиту соответствует своя статья, близкие к монорифме примеры встречаются почти как казусы в статье о каламбурах и односложно-строчных стихах (Д. Минаев и Н. Асеев).
Более информативны книга-антология «Мысль, вооруженная рифмой» (выходило несколько изданий) и довольно толстая «Книга о русской рифме» Д. Самойлова. Но и здесь авторы действовали, как мальчик из одного анекдота. «У вас есть изюм?» - спросил он продавца. «Нет» был ответ. «А булочки с изюмом есть?». «Да»... «А не могли бы вы мне наковырять хотя бы 50 грамм? Хватит вам гривенника?» Они отыскивали изюминки и конечно исковыряли все булочки и батоны с изюмом.
Но какая польза от подобных работ, если все они старательно избегают самого главного, основного истока, из которого вытекают все Волги?
Палиндром по сравнению с обычной рифмой, пусть ее автор даже В. Маяковский, – это минное поле, где в любом месте в любое время автора поджидают смертельно опасные сюрпризы. Лучше бы туда не заходить. Но рано или поздно сделать это придется.
Мне кажется, существует связь между палиндромами и коллективным бессознательным. Благодаря этой связи, можно установить коммуникацию с иной реальностью. Уход в эту реальность опасен. Нужен надежный проводник, чтобы не заблудиться в других измерениях. Ведь виртуальность и запредельная реальность – разные вещи. Благодаря коллайдеру, наука вплотную подошла к так называемым бого-частицам, при взаимодействии с которыми виртуальные частицы обретают массу и энергию. Причем происходит это спонтанно, материя выскакивает из ничего. Точно так же из палиндрома, вслед за выбросом «сверх-нелепости», возникает мыслеобраз, который, став фактом – творчества, приближает нас вплотную к новой сверхреальности.
Видимо, существуют сакральные языки. Язык Ригведы, Упанишад и Пуран – это сакральная форма функционирования самой древней устной (благоговейно передаваемой из уст в уста) Традиции. Даже язык Атхарваведы ближе к санскриту. Но это еще не классический санскрит. Классический литературно-разговорный санскрит – Махабхарата и Панчанатра, сюжеты из них стали кочевать по всем языкам и литературам. Эти памятники наряду с «1001 ночью» стали энциклопедиями сюжетов для всех народов и эпох. Все Эзопы, Лафонтены и Крыловы происходят из них. Только Михалкова и Демьяна Бедного там нет. Они ночуют в других энциклопедиях.
Алтай – атлас, Атлас – Салта (помните царя Салтана?). Не правда ли, интересные парочки подарила нам топонимика? Правда, Атлас оторвался от Алтая, и его из сердца Азии унесло на противоположный край другого континента. Зато Салта стала владением султанов и вобрала в себя все их завоевания, чуть ли не от Алтая до Гибралтара, включив в себя Византийскую Империю и Багдадский Калифат.
В полном объеме, как жанр Поэтики, палиндром по силам только Метаязыку Сверхэтноса. Таких языков пока всего три. Санскрит, латынь и великорусский. Но ведический санскрит древних ариев несколько тысячелетий функционировал только в устной традиции. Даже Ригведа при записи претерпела значительную экстраполяцию. В записи она, как русские былины, потеряла всю свою многоголосость, ибо воздействовала не на глаз, а на слух. У каждого исполнителя была своя особая манера и подача. Между ним и слушателем существовала живая связь. Все слушатели были участниками, а не только зрителями, священнодействия. Поэтому рифмы в современном понимании в санскрите, да и в латыни тоже нет. Рифма всегда была корневой: Агни – Огонь – Йога; Ом – Аум – Амен – Аминь; Ум – Уметь – Умножать. Таким образом, рифма функционировала внутри, а не снаружи – в корне, а не в окончании. Гнездо ее находилось всегда в центре и было палиндромом. Это придавало священным текстам особую многослойную музыкальность. Они изначально были симфониями, а не песнями.
Считать, что современная рифма – вершина поэтической эволюции, – большая ошибка. Настоящая подлинная рифма, то есть палиндром, современным авторам просто не по зубам. Более того, большинство языков настолько оторвались от своей индоевропейской основы, что создавать многострочные палиндромы на них уже нельзя. Некоторые согласные звуки обозначаются тремя и даже больше буквами. Артикли (der, das, die, the и т.д.) – тоже большая помеха. Поэтому рифма во многих языках изжила себя. Свободный стих и верлибр одержали полную победу над «регулярным» стихом. Именно потому что – он регулярный. А палиндром регулярным никогда не был и не будет. Более того, палиндром изначально не имеет никакого стихотворного размера. Его только частично можно раскрашивать под ямб, хорей, амфибрахий и т.д.
И еще один важный момент. В палиндромах всегда наблюдается золотое сечение и даже алмазный срез. Создавая в 80е годы свои первые палиндромы, я самостоятельно стал понимать, что такое квадратура круга, как она связана с последовательностью 3-5-8-13-21-34 и т.д. Помимо этого, я открыл числовые палиндромы: 12-21, 13-22-31, 14-23-32-41 и т.д.
Палиндромами, по сути, являются многие фракталы, кластеры, живые жидкие и полужидкие кристаллы. Даже геном человека в Y-ДНК – тоже палиндром. Интересная статистика: людей с Y-ДНК Чингисхана, в современном мире насчитывается около 35 миллионов, в то время, как количество самих монголов, проживающих в МНР и внутренней Монголии (КНР), не больше 3 миллионов. Вот что значит полноценный палиндром!
И последний вывод. Палиндром сверхиндивидуален, для него нет переводчиков и толмачей-толкователей. Даже соавторы в палиндроме невозможны. Но возможны совместные работа и сотрудничество самых достойных истинных поэтов в этой творческой отрасли. На очереди «Антология Русского Палиндрома». Присылайте свои опыты и сообщайте об известных вам текстах: электронный адрес andr-selizh@yandex.ru.
Вместо эпиграфа
1.
Нас превратят в наглядное пособие,
Когда числитель вычислят из дроби.
Средств на Курган Олега не хватило,
И стали мы Аскольдовой Могилой.
Не говори, что подвело наследье.
Как бурые и белые медведи,
Обречены и мы, гипербореи,
Переселится снова в Эмпиреи.
2.
Вал о вал, наповал,
Озорно озерен.
Небосвода овал,
Не резон – для зерен.
Так и кажется, поля
Жмурятся от света.
Место действие – Земля,
Время Года – Лето.
Пролог
Без праци не бенда колалаци.
И.Я.Корейша*
__________
* И.Я. Корейша – знаменитый московский юродивый. На его могиле до сих пор происходят чудесные исцеления.
1.
Лав овал.
Валолав.
Вал о вал – лаволав.
Нор урон –
Резон озер
Он розов озорно.
Корень – не Рок,
А крона – норка.
Тара – карат
Уралу Хулару.
А нару Урана
Ледок одел.
Резок озер
Воздух. Худ зов.
Тимофей Ефомит,
Себени Небес –
Возимей еми зов.
Акын Аника,
Аксака каска –
Маска, как сам.
Отчина – Ничто.
Порист сироп,
Взяв язв
Рост – сор...
Врез резв...
Тефилит*, или Фет?
__________
* Одного из своих возлюбленных Поль Верлен называл Тефилом.
2.
Читич,
Нич, Аз, зачин,
Ятя.
Заливист от Сивил Аз...
Иш, Эдип, идэши!
Камо, мак?
Кама. Гамак,
Курок, окорук.
Корок
Оро -
Ророр.
Йинанилка заклинаний.
Бас, саб -
Ли зуб бузил.
Тарат
Мором – ором
Котар краток.
Долов волод
Голод Долог.
3.
Накал плакан,
Не серп, а пресен.
Кулии лук,
И Лун нули.
Канунак*,
Как
Лукул -
Ему в уме
Тунику кинут,
Копя тряпок
Комок.
Но конен окон
Тот
Тит -
Тенет,
Колоко колок...
Кололаца** аца лолок.
Но кокон
Конок и иконок
Ненен,
Ибо у Оби
Варны*** нрав.
__________
* Канунаки – В древней Месопотамии боги преисподней.
** «Колалаца» Корейши, над которой потешались «Свисток» и «Искра».
*** Варны (санскрит) сословия.
4.
Дом Мод,
Домок, как комод.
Колоб - оболок,
Модуль лудом,
Автоботва -
Они Мод Домино,
Гомонид - иномог.
Вилок - кол ив,
Кочан - значок;
Колея елок,
Зона заноз -
Чет и теч
Течет,
Но конок онок он -
Гононог.
Икон иноки.
Нева вен,
Кора, зарок.
5.
Лемур, умел,
Узри кирзу:
Тон - от
Лица бацил,
Кориш шиш, широк,
Корыт ты Рок,
Волок колов.
Музам, Аз - Ум
Ятя.
Золото-то лоз.
Невод. Овен,
Чич он ночич.
6.
Зарок, скор, Аз,
Зараз.
Сава, за вас
Завял я – вяз.
Не бубен –
Небу, убен,
Буен неуб:
Убиен, не ибу...
В ив
Завязи завяз
За вас.
Казак,
Ешь еще
Боб.
Идут уды,
Укор оку –
Роз озор,
Немзик измен,
Бзик изб.
А Муза Разума
Нема. Амен.
I.
ПРАПАМЯТЬ
Вместо эпиграфа
Китч – то жест
Ничтожеств
1.
Город у дорог,
Как
Кабак,
Дару рад.
Но и он -
Раб бар.
Бел хлеб
Городу дорог.
2.
Цемент — немец:
Адам Ада.
Лавы вал.
Довод — овод:
«Мел ем...»
Мелим. Ил ем...
Молот с толом -
О волов олово.
Ломака, камол,
Удавил Ливаду*.
Мыло Колым -
Макам!
И ели лилеи...
Мучу чум:
«Ты мыт?..»
Чем меч
Мечем?
__________
* Ливада; дворец – резиденции Романовых в Крыму. Место встреч Сталина, Черчеля и Рузвельта в 1945 г.
3.
Возри, мир, зов -
Скелета телекс:
Кыш, шик!
Кишка, кшик!
Кыш, кшик,
Кип шпик!
4.
Гори, рог!
Шалаш
Лакал
Около молоко.
Лапоть топал.
Отроги гор, то -
Лав зов возвал.
Топот и Потоп, Потоп и топот.
5.
Веси, сев,
Луга гул -
Небу бубен.
Илом моли:
О ласк сало,
Нега ген!!!
И сено неси,
И сон уноси...
Инок и кони,
И гон ноги...
Гон мног.
И лов воли
Дан над
Могил игом.
6.
Жалок колаж:
Зал глаз,
Хоров ворох;
Нева вен,
Нар вран;
И дур груди
Тащат
Сыр крыс.
7.
Вен гнев.
Ног гон -
Воли лов.
Уму
Дал лад
Дух-худ.
Боров хвороб,
Мора ром.
Раны нар -
Ими
Жарим мираж.
Долог голод
Мором.
А колокол ока -
Зеркала Крез*.
И мукой оку мы.
И нет тени.
__________
* Крез – Царь Лидии, сказочно богатый, но это богатство его и погубило.
8.
И тени нети
И тени и нети
И нети и тени
И нети тени.
9.
Не мен
Немен
Мен нем
Немомен
Нема мен
А мен нема
Менее нем
Не менее немен
Неми мен
И мены неми
Имена неми
И неми имени
Имени и неми
И мен и неми
Неми и мен
Немее мен,
Менее нем.
И мена неми,
А мена нема.
И меня — неми,
А меня нема.
10.
Диви вид:
Летел
Рой Ор*,
Я — орава роя.
Дивен не вид,
А нити и тина -
Нити тин,
Тенет.
А тень не та:
Тени нет,
И не те тени.
А тень тенет не та.
Шорох хорош.
Учу лучу:
Око
Учу.
Мало лам -
Маву вам!
И в яви — нив яви.
__________
* Оры – олицетворение времен года в древнегреч. мифологии.
11.
Нива вин:
Нив и Вин,
Вина нив:
Вино нив.
12.
Долов волод.
Волок олов.
Вороны норов,
Соло-голос:
«Кар!» Мрак.
Воск сов.
Морок скором.
Дни — Инд,
Веды дев,
Будд дуб
И боги Гоби*.
Вол слов.
Окон око.
О кол око!
Но кон,
Но кокон?..
__________
* В песках Гоби погребена древняя столица монголов, Кара-Корум, и по-видимому захоронен Чингизхан.
13.
Я — месяц, я — семя,
Напоказ закопан...
Я, атом мотая,
Невидим и дивен.
Нитям вмятин
Дал дол плод — лад.
О, тело; о, лето,
Парка накрап!
Чар врач,
Иди –
Ищи
Атом мота, –
Мати там.
14.
Рак — Икар*,
Икары — раки.
Рок — укор,
И Кор уроки —
Укоры року.
На, рок, Коран —
Коран арок...
И кирки. И крики.
Кирки крик.
Нарывы ран.
__________
* Икар – древнегреческий воздухоплаватель.
15.
Город дорог,
Порт троп,
Плот толп,
Палата лап.
Карп — рак,
Щели лещ.
Корок окорок —
Утрата рту.
Кары рак,
Лих и хил,
Лакал, плакал.
А рока кора —
И топ и топи,
Топи пот.
Атрид* и рта
Радар.
Ропот опор.
Топот о пот,
Пот и топ.
Топора ропот.
Мира море. Рома. Рим...
Удав в Аду.
Ирод ори: -
Ау! Уа!
__________
* Атриды – царский род в др. Греции, из него происходил Минелай – предводитель греков в Троянской войне.
II.
ТАНЕЦ САЛОМЕИ*
__________
* Саломея – падчерица Ирода. За пляску она потребовала от него голову Иоанна – Крестителя.
Вместо эпиграфа
Лава Слова
Слава Лова
Лава — Слава
Лова Лава.
1.
Урок ору: -
«Авось, сова!
Ату, мох хомута!..»
Дар - «град
Шутих» и туш.
Нот стон
Ал около колокола.
… и рече вечери.
Луник скинул
Плазм залп -
Ураган нагару.
Борт утроб,
И вор крови.
Жар краж,
Шабаш -
Аромат Амора*.
Гон мен немног.
А кобыл алы бока.
Трат старт.
На, маши, шаман!
Ниша машин...
Цена — танец,
Но мил им он
__________
* Амор – латинизация Амура, как бы его субстрат, субстанция.
2.
Це пел слепец:
Воздуха худ зов,
А колокол ока
Бур, груб.
Волод долов
Довод,
Амур ума:
Ив и
Низин -
Арок кора,
Коры рок.
Но, Невер, древен он!
О Вер Древо -
Буду Дуб.
Да, Невер, древен Ад!
Город — огород дорого дорог.
Низа Разин
Напет Степан –
Да, зане, назад.
Топот,
Как
Потоп,
Аватар атава
Та-ра-рам, Арарат!..
Аромат Амора
Ноет, как Актеон*
Каин — Маниак
Амен**! — Нема...
Це пел слепец.
__________
* Актеон – Царевич, который случайно подсмотрел купание Дианы. За это был ею превращен в оленя, его растерзали собственные собаки.
** Лишний слог перетекает в первый слог следующей строки: ам – Амен.
3.
Корок -
Морок скором,
Корок окорок.
Рок укор,
Ков квок,
Ковок.
Кора арок.
Толоко — околот.
Как -
Око.
Рококо кокор.
4.
Жалок колаж!
Дивана вид!
Дива Давид.
Корал Арок
Арала Лара
Корала лала рок.
Корона норок
Макара ракам.
Марам*,
Корам Марок
Корал арок,
Корана Рок,
Жара раж,
Жарим мираж,
Жалок колаж!
__________
* Мары и Коры – здесь как угрызение совести.
5.
Одно Ондо;
Индо — одни.
Ненонен,
Ненен,
Он Дон, но Дно,
Карп — рак,
Арапу — пара.
Да древен, невер. Ад!
6.
Катар атак.
Топи пот.
Копоть топок...
Покой...Окоп
Укатал атаку,
Кобылу улыбок.
Тост сот..
Дерева веред.
Но рок корон -
Вору суров.
Катаракт: – «Кар!». Атак
Откаты...Так-то.
7.
Казак, как казак.
Атакопоката,
Анукала лакуна.
Ныкал акын
Алтыны тла.
Лоб-обол,
Итаку кати! -
Колобок оболок.
Коробок оборок.
Ванна канав:
Кану, кунак! -
Дуги гуд,
Лака закал...
Заказ, как заказ.
8.
Диви вид,
Давида вид,
Орд ядро:
Нуба* табун,
Кобыл — улыбок.
Шелка клеш.
Скелета телекс.
Се — Лета телес;
Переча, череп,
Чибис — Ибич
Летел...
Шанс наш -
Сна шанс.
Жалоболаж,
Жабообаж.
__________
* Нубия – славилась своими конями.
9.
А ну-ка, лакуна,
Улита; Атилу -
Трат старт,
Укор оку.
Корыту Бутырок
Корыта ты — рок,
Короток, которок.
Ты — рок корыт
Шириш и шириш.
Ты — рыт.
Пили, Филип,
Корок окорок -
Но и он -
Утрата рту.
10.
Сон осок косонос.
Сок осок косокос.
Пал осок косолап.
Шанс — наш
Шалаш.
Ищи пищи,
Пищу щипи.
Кишка, кшик!
Кыш, Кшик! - Кшик, Кыш!
Кыш, Пшик!
Шишки, кшишь!
Шиш –
Или
Пуп,
Пуп -
Или
Шиш?
Рокоты токор.
Ротор -
Ротатор.
11.
Вакула лукав! -
Анапа Пана*.
Жара гараж,
Торга грот:
На карат, Таракан!
На клопа, Полкан!
Луна. Манул.
Лимана ил лианам мил.
Гон — огонь, ногоног.
Ной — он,
Как
Поп.
Удав — в Аду,
Вакула лукав.
__________
* Пан – в греческой мифологии сын бога Гермеса, предводитель Сатиров и Фавнов, которые пугали пастушек; от его имени произошло слово «паника».
12.
Тополь — лопот,
Лапоть топал,
Лакомо мокал-
Лакал, плакал.
Лак я лалякал.
13.
Урок ору:
И сон носи,
И сок коси
Косой осок.
Сок оне — сенокос.
14.
Норов ворон
И вони Нови.
Нора, Харон:
И ворки Крови,
Воск сов.
15.
Лад, удал,
Упал, Я лапу
Ладу дал*.
__________
* Одновременно палиндромами являются каждая строка и все стихотворение в целом.
16.
Косен не сок,
Не - сон, сносен.
Нон-
Сенс снес
Тагор, рогат.
17.
Саполов — волопас
Солововолос.
Сала палас,
Соло полос.
III.
АЗЫ И ЯТИ
1.
Колок сот осколок,
Колот тот толок -
Толок околот,
Торок окорот:
Окон око,
Арок кора.
Я - рок якоря;
Ярок я, коря.
Кулик и лук -
Амур ума,
Кори, широк:
"Сап спас
Восток от сов!"
2.
Ход, идох.
Ходы - выдох.
Уму
Гимн – Миг.
Гон мног -
Топот.
Вор хвор,
Боров хвороб.
Ход - и вдох,
Ход - и выдох.
"Ши ... вал клавиш!
Шиш!" -
Шипиш:
"Кыш, шиш!
Кыш, пшик!"
Колобок оболок.
Коробок оборок...
Изчез "ечзи".
3.
Наган -
Нар вран.
Раны нар
И ворки крови:
Мала кара Каракалам*!
__________
* Каракала – Римский император-самодур. Произвел своего коня в сенаторы.
4.
Я, бури рубя,
Буроруб;
Около-олоко;
Колок, околок.
Дут-студ,
Сифон-офис.
5.
Оводо-одово
Лето тел,
Отела лето.
Се - лет телес,
Троп спорт,
Шрама марш:
Тур, шрам. Маршрут.
Еле-еле
Летел
Тот
Чирич.
То - лоб болот.
Дару рад
Дород:
Но и он -
Ненен,
Ненонен ...
Онко*, как окно.
__________
* «Онко» – древнегреческое «онкос» – опухоль, онкология.
6.
Как
Рак, Икар
Летел
Во след. Ел сов
Удел-еду.
А мен уму нема ...
А пелена нелепа!
И мены неми,
И неми Имени.
7.
Киник* –
Ему в уме
Недуг уден,
Лед удел.
Камы мак,
Аниты тина.
Не мета, а темен,
Толик - аки лот.
Ливень не вил
Довод
Водоводов.
__________
* Киник и циник – суть не одно и тоже. Ни один философ-киник не был циником.
8.
Или
Монофоном?
Или
Монолоном?
Нонон или нанан, нанан или нонон?
Или
Тополь-лопот?
Или
Лапоть топал.
9.
Иноки и кони -
Сева вес.
Кобыл-улыбок
Покой-окоп
Я - нем. У меня
Тема замет.
Гон мен немног.
Нечев вечен,
Нечен ...
Нежен,
Горя - я - рог.
Авва, Савва,
Ханом - монах
Натан.
Вижу, жив,
Ему в уме:
Табор работ -
Через ереч
Неч очень.
Монастырь, рыт саном.
Настоятель, летя от нас:
Обитель, лети бо! –
Мотетом* …
Мало колока колоколам.
Исидор**, родиси!
Я - Ир*** Ария,
Ятя.
__________
* Мотет – старо-французский вокальный жанр.
** «Сидор» – котомка арестантов, главный объект всех «шмонов» на пересылках и этапах.
*** Ир – Ирей – Рай, Арий – легендарный царь, первоправитель ариев, один из первых обитателей Ира.
10.
Солов, волос
Пелен нелеп,
Колея елок.
Семена, а не лес.
Кол елок
Колок.
Лаково вокал
Лакал, плакал.
Ива Нави,
Вино нив.
За нивою - овин. Аз
Миров творим.
Лавою овал
Лавал, плавал.
Ноен не он,
Не он гноен!
Се - утл, туес -
Небу бубен,
Не дуден он,
Исидор, родиси,
Голодыр - рыдолог ...
Я - ров. Явор* – я.
Я - Ир Ария.
Ятя!
__________
* Явор – разновидность ясеня, Мирового Древа.
11.
Тала салат.
Пола, салоп -
Салапопалас.
Долохолод,
Долов волод,
Велик аки лев,
Калика, аки лак,
То вижу - живот
Шириш и шириш,
Север древес.
О ласк сало,
Полакс-эскалоп*!
Тот
Шкет, утекш ...
Лета отель.
Сущ ус
Аза.
Тевтон, ответ:
На рать – таран!
Но лат эталон -
Тот колот, толок тот:
Запал в лапаз.
Упал на лапу
Котом моток.
Луб "обул"
У клуба булку.
Тост сот:
Умен не ум,
Верен не рев,
Себе Небес
Ин мен не мни!
Геном Онег -
Он верб бревно.
Осело колесо.
Веры рев -
Завилист от Сивил Аз.
Солист – Силос.
__________
* Эскалоп – мясное блюдо.
IV
ПРЕВРАЩЕНИЯ
Вместо Эпиграфа
Праха храп,
Храпа прах -
Прах и храп:
Храпи, прах!
1.
Лебедь дебел*,
Яром моря
Летел,
Увидя Диву,
На мил-лиман
Лесной — он сел,
Уведя деву.
Адель — Леда,
Ада Лада.
__________
* Зевс превратился в лебедя и соблазнил царевну Леду.
2.
Ахилл лиха
Лавры рвал.
Давно он в Ад
Утоп в поту.
Пел слеп -
Лих Ахилл
Марса срам
Диан Аид.
3.
Могол логом
Пас сап,
Уму чуму:
Мак там маткам -
Лица бацилл.
Космосом сок
Течет.
Матка фактам -
Тоска, как сот.
4.
/ фон /
Я нем. У меня
Мел — шлем,
Я нор броня.
Себе — бес
Я, семя меся.
5.
/ антифон /
Я, семени не меся,
Себе — не бес.
Себе небес
И семени не меси!
6.
Село. Лог. Гололес.
Ливень не вил
Мороз взором,
Но лил и лил он...
Досада сод!
Сон ос -
Не сосен.
На, маман,
На мути туман -
Рези мизер...
Но мил лимон,
Да чая чад,
И чада дачи.
7.
Липу купил,
Купил и пук:
Кук скук -
Липу лупил.
8.
Ни сень, не синь,
Ни сон осин:
Но сень — не сон,
Но нетен он.
9.
Нарам маран
Закут указ.
Но тут-как-тут он,
Морга гром.
А муза Разума
Нема... Амен!
Выбыв...
Марша шрам.
10.
Моримо миром,
Водя ядов
Рагу-угар:
Молодо долом,
Обуло голубо
На море роман.
11.
Коваль лавок -
Невер древен.
Брега герб:
Воров
Ров — хвор.
Коси! И сок -
Косе песок.
Маши, мак, камышам!
Косой осок
Лесок осел...
Крови ворк.
Кущи щук.
12.
Берег. Эреб*.
Переча, череп.
Выл, плыв:-
«Дадут студ Ад!..»
Кармы мрак.
Нутро фортун.
__________
* Эреб – в греческой мифологии олицетворение вечного мрака.
13.
Ноет, как Актеон,
Маниак -
Телефон.
14.
Стихшим
Стиксом*
Похорон,
Как Харон,
Гребу
В гробу.
__________
* Стикс – в древнегреч. мифологии персонификация одноименной мифической реки, через которую Харон перевозил души умерших в царство мертвых Аид.
15.
Торопи топор, пора
Оторопи топора!
Коросты корысти
Жимолость без милости.
Запели хором норы.
И мира Оры — моры.
Не каркайте, укоры,
Икару кару Коры!
16.
Гарево
Варева.
Марево
Зарева.
17.
/ терция /
Лонолун
Многолун
Ноголун
гололог
многолог
голоног
гонолон
многолон
ноголон
18.
Ура
Урала -
На рану
Урана*.
__________
* Уран – в древнегреч. мифологии этот хтонический персонаж пожирал собственных детей, лишь только Зевсу удалось спастись и он сверг Урана в Тартар.
19.
Вред древ -
Бред верб.
Туман
И сон.
Стан птиц,
Он – стон.
20.
Горяна
Моряна
Поюна
Моюна
Все время
На стреме
Стремима
Струима
И снится
Деснице
Ланита
Гранита
21.
Умер
Шумер
И Аккад*
Бело
Мраморных
Аркад.
__________
* Два царства, которые вошли в состав древних империй Вавилона и Ассирии.
22.
Логос
Голос:
«Космос -
Косность!»
23.
Всем — внимание:
Поминание!
Поминанию -
Понимание!
Эпилог
1.
Коси сок!
Скок - «кокс*»,
Косы высок.
Мохом
Мокр ком,
Особо - босо
Инак. Ткани
Нрав, у варн,
Коряв, ярок,
Невен, гневен.
Не ВИР** гривен –
Реви, Сивер,
Могил игом...
Возыри зов
Нута шатун.
Череп - опереч.
Мир зрим
Ханом. Но он - монах:
"Ха, Мономах!..."
Сетуй, туес,
Суеты утёс.
Жуй, уж,
Аж ежа! -
Саж ужас.
__________
* «Кокс» – в молодежном сленге кокаин.
** ВИР – аббревиатура 30х гг.: «временно исполняющий руководство» ведомством, учреждением, предприятием и т.д.
2.
Тени нет.
И сей, еси,
Нетен,
Узу
Тенет:
Нити тени, нети тин.
Сутеми метус,
Сетуни нутес,
Суетеус -
Сутус...
И нетуси сутени!
Се - утл туес
Теуса сует.
И един в нидеи,
Один в Нидо
Иди.
3.
Не чечен,
Нечет течен –
Не тетен.
Нав*, зван,
Но не тетен он.
Колыбылок
Осело колесо.
Палата лап
Чтила налитч.
Пустота – тот суп
Кануна Канунак
То сопел – лепосот,
А то пел: Лепота!
__________
* Нав – сокращенное древнееврейское имя «Навунаил».
4.
Наца, пацан.
Банца-цнаб.
Цоц-циц-цоц!
Цинавка-аква, ниц!
Табань, набат:
Цак-цок, Коц, Кац...
Цокот: - О, Коц!
Кац, ак -
Цизиц,
Циц!..
Кобло колбок
Кулба – каблук.
Анца, Цна.
Няни Инь-Ян*.
Zis! Тек шкет, сиз,
Нано - Онан.
Пица - цица, цип!
Цица-цица, циц!
Пац - цап.
Паца, кацап!
__________
* Инь-Ян – концепция в древнекитайской натурфилософии о взаимодействии двух противоположных – мужского и женского – начал.
5.
Норд Адрон
Скал – плакс
Возвал лав зов
Бог – ус сугоб.
Бах ухаб,
Еру «буре»
Синекур Брукенис*
О, буримэ. Эмир, убо! –
Нерубо бурен
Неруда – дурень.
Ура Уру-Ару**!
Херу дурех –
Уф... Тьфу!
Пиар – Приап.
Имаго39 ногами
Не нами манен.
Ила, Али! –
Бахус, ухаб.
__________
* Авторская вольность. Подразумевается опера Д. Россини «Сеньор Брукино». Этот персонаж стал слегка латинизированной «синекурой».
** Ар – главное божество Ура – Урарту. В свою очередь, Урарту – страна Ара.
*** Имажинисты, с которыми несколько лет сотрудничал С. Есенин, сами называли себя «имагами».
6.
Весел
Весел
Вес.
Дорог
Рог
Дорог.
Ночи
Чин -
Почин.
Сан
Сияний
И сонат.
Почитаний
Чит
Почат.
Инок
Ночи.
Икон
Очи.
Свидетельство о публикации №112081506576
Ирина Губанова 21.08.2012 14:00 Заявить о нарушении