Гуси и лебеди, тюрко-славянская образность
Издавна для древних русичей гуси-лебеди (каз, акказ, кокказ; ку, акку, кокку) белые (ак) и серые (кок) – отрицательные образы.
"Уже бо те соколы и кречеты за Дон
борзо перелетели и ударилися о многие
стада лебединые. То ти наехали руские
князи на силу татарскую»
У древних тюрков Гусь, Гусыня – символы высшей красоты. Себя казахи сравнивают с гусями, когда делят своё название на два слова «Каз Ак» - Гусь белый, красивый, благой, лучший.
Дочь Акша-хана в поэме "Ер Таргын" поёт:
Атам менiн апамнын
асыранды казы едiм.
(У отца с матерью я
росла, как ручная гусыня)
Парень воспевает свою возлюбленную:
Ауеде ушып журген каз баласы…
(Гусёнок, летающий в небе)
У любимой все гусиное:
шея («каз мойын»),
руки – крылья («каз канат»),
голос («каз даусты»).
Даже лучший оратор – гусиноголосый (каздаусты).
Второе имя – Лебедь, Ку – закрепилось в слове «Куман» - Лебедь-человек. В русских летописях так и отмечено: «кумане рекше половцы».
На Алтае и в Казахстане это закреплено в именах собственных: Куманды - местность, обжитая куманами; кумандинцы - жители урочища Куманды. Племя лебединцев Ку Кижи: Ку - лебедь, Кижи (киси)- Человек.
Свидетельство о публикации №112081407498