Странный мужик

Среди моря дорожка лунная
Серебрится и вдаль зовёт...
Глядь - какой-то чудак безумный
К горизонту по ней идёт!

Я - орать: "Эй, мужик! Провалишься
И утонешь! Вода ж, не лёд.
Перед кем ты, бродяга, хвалишься?
Тут никто вокруг не живёт".

Нет, не слышит, видать. Уверенно,
Не спеша по воде идёт.
"Не лунатик какой потерянный?
Ну утонет же, идиот!

А спасать мужичонку надо ведь -
Дома, может быть, ждёт семья.
Кто же близких-то будет радовать?"
Никого кругом. Только я.

Что же делать? Разделся быстро я.
Поразмялся чуток - вперёд!
Полетел со скоростью выстрела,
Выше звука, как самолёт.

Мчался я как всех кроссов лидер.
А мужик, хоть и не спеша
Шёл - лишь спину его и видел.
Не догонишь ведь нешиша!

И уже на втором дыхании
Я почти что его настиг,
Как вдруг понял - внизу зияние
Бездны! И в тот же самый миг

Провалился и стал барахтаться.
И почти уже утонул...
С проплывающей мимо яхты взял
Кто-то на борт, домой вернул.

Дома лёжа, рыдал, смеялся -
Был в истерике, весь дрожал.
Что за странный мужик попался?
Я ж за ним по воде бежал!


Рецензии
Очень интересна организация построения поэтического текста: 1.пространственная дистанция :МУЖИЧОНКА - Я; пространственная дистанция интегрируется на базе модальной и трансмодальной связи. Трансмодальная и модальная связь тут тесно переплитаются для передачи психичиского напряжения лирического "Я": идея субъективного долга - "должным быть":

"А спасать мужичонку надо ведь -
Дома, может быть, ждёт семья.
Кто же близких-то будет радовать?"
Никого кругом. Только я.-

вот как раз в этом четверостишие в Диктуме или? переплетение модальной связанности типа: Я должен спасти:"А СПАСАТЬ мужичонку НАДО ведь......Никого кругом. Только я" - "только я"= Я должен , я обязан" - эксплицитное выражение субъективного долга Лирического "Я". В тоже время Вторая и Третья строфы организируются ва базе трансмодальной связанности типа чувственные и перцептивные идеи. Так лирическое "Я" передаят свое предварительное сочувствие семье ЕЩЕ живого мужичонки...Почему мною поставлен знак вопроса рядом со словом Диктум? Дело в том , что текст как бы состоит из Диктума и Модуса, например:

"Среди моря дорожка лунная
Серебрится и вдаль зовёт...
Глядь - какой-то чудак безумный
К горизонту по ней идёт!" - вот как бы модус....т.е. то, что Лирическое "Я" начинает представлять как СОДЕРЖАНИЕ своего поэтического произведения. А следующее четверостишие:

"Я - орать: "Эй, мужик! Провалишься
И утонешь! Вода ж, не лёд.
Перед кем ты, бродяга, хвалишься?
Тут никто вокруг не живёт". - Модус - прямая речь!? но тогда как опраделить финальное четверостишие?:
"Дома лёжа, рыдал, смеялся -
Был в истерике, весь дрожал.
Что за странный мужик попался?
Я ж за ним по воде бежал!"

- обращает на себя внимание как раз третья строфа:" Что за странный мужик попался?" и четвертая строфа:" Я ж за ним по воде бежал!" - эти две строфы передают состояние лирического "Я" в постпозиции, т.е. как постфактум. А это значит, что весь текст до последнего четверостишия передает ОНИРИЧНОЕ состояние лирического "Я". Ониричный стих свойствен поэзии романтизма, где лирическое "Я" всегда пытается говорить о себе и конкретизирует идею своего одиночества в какам-либо произвольно выбранном сюжете с целью ПОКАЗАТЬ СЕБЯ. Например, в поэме Мюссе ( MUSSET. La nuit de decembre). Но в поэзии ромонтизма царит не только ОДИНОЧЕСТВО , но и ПЕЧАЛЬ.
В предложенном тут тексте Николая Солоницына нет и намекя на "ромонтическую ПЕЧАЛЬ" - нет, этот текст заставляет Читателя хохотать, т.к. в нем есть и вторая особенность построения: оппозиция, последняяя представлена и на уровне несовместимости двух "Я", т.е. "странный мужик" = неизвестный / Я лирическое= меня знаете , и скорости движения: "странный мужик" -" Уверенно,
Не спеша по воде идёт."= перцептивная ТЕЗА / "Полетел со скоростью выстрела,
Выше звука, как самолёт."= чувственно-перцептивная антитеза! Именно на антитезисной основе и создается комическая онирическая картина "погони"!" самопожертвования" Лирического я , его стремление догнать "странного мужика" и спасти:

"Мчался я как всех кроссов лидер. (теза)/ А мужик, хоть и не спеша
Шёл - лишь спину его и видел.
Не догонишь ведь нешиша! (антитеза)

Идея комического здесь возникает именно на основе неидентификации двух "Я": "Я" -мужик / "Я" лирическое и плюс выбор фамильярной лексики, на базе которой очень удачно передана эта атмосфера формы "soliloque", т.е. обращения к самому себе. Читателю только остается не идентифицироваться с этим ониричным обращением лирического "Я" к самомоу себе и СМЕЯТЬСЯ.
Ну, что же, это уже второе стихотворение подобного типа: романтично-онирично-гротескно. Может быть молoдой Автор есть Создатель Новой Поэтической Школы: школы гротескного романтизма?

Литература:

1. Christo Todorov. Histoire de la litterature francaise XVIIIe - XXe s.s. FABER. 1998. p.p. 192 - 193

Лорина Тодорова   13.08.2012 12:59     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Лорина! Угадали - как раз романтиков перечитывал незадолго перед этим, немецких... И построено, да, на антитезах, точно... И гротеск есть... Вы, как всегда, наблюдательны и проницательны.
А что Вы скажете, если под юморком взять да и вскрыть ещё один пласт: мужичонка - Христос. Тогда и "Как вдруг понял - внизу зияние Бездны! И в тот же самый миг Провалился..." становится знаковым, переводя гротеск в скрытую трагичность: недостаток веры, сомнение, вызывающие ассоциации с евангельским сюжетом хождения по воде, аки посуху... А это уже как бы пронизывает романтизм и символизмом... Можно так интерпретировать?..
Ув.Лорина, а можно эту книгу Христо Тодорова о французской литературе где-то найти на русском языке (я к полиглотам не отношусь, увы). И вообще есть по-русски хоть что-то из него? Особенно хотелось бы ближе ознакомиться с его концепцией, а то она для меня сложновата и надо сидеть над книгой, чтобы разобраться, поработать над текстом... Если имеется такая возможность, дайте ссылки на книги...

Николай Солоницын   14.08.2012 04:45   Заявить о нарушении
НЕТ! Николай, Христо Тодоров писал только по-французски. Но дам Вам одну референцию: "СТРУКТУРАЛИЗМ "ЗА" и "ПРОТИВ". Москва. 1975 . Христо Тодоров . стр. 377. Критика литературоведческих взглядов Ролана Барта. Все Вы так хорошо написали. Не подставляйте ХРИСТА! с этим именем играть нельзя! Спасибо за такой хороший ОТВЕТ!

Лорина Тодорова   14.08.2012 10:35   Заявить о нарушении
Спасибо, Лорина! Надо поискать книгу. А Христа я не подставляю - просто намекал на ветвление ассоциаций и возможный вариант интерпретации. Как говорится, в каждой шутке есть доля правды, причём доля нешуточная, так сказать)
Ага, значит, структурализм всё-таки...

Николай Солоницын   17.08.2012 04:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.