О рождении трагедии из души музыки Ницше
Литературное произведение всегда выражает какую то позицию автора. Нигилизм Ницше есть позиция оценки. С позиции диалектической логики такую позицию можно рассматривать как первое отрицание в законе познания «отрицание отрицания» Гегеля. Мода на нигилизм была распространена в Европе как раз в то время, когда Ницше приступил к своей литературной деятельности. Эта мода охватила и Россию. Достоевский оказал свое влияние на Ницше. Не удивительно, что из двух богов греческой мифологии Аполлона и Дионисия Ницше больше понравился Дионисий. Более того, Ницше абсолютизировал его образ, хотя и развил вплоть до мифотворчества.
Отличие Ницше от Аристотеля в понимании трагедии заключается в том, что трагедия Ницше совершается на сцене жизни, а у Аристотеля - на сцене театра, в результате, не человек, пройдя потрясение испытывает очищение, а общество людей, которые испытали трагедию в жизни в масштабах наций и народов, измученные масштабными насилием и горем, переходят к пересмотру своего мировоззрения и требует пересмотра позиций своих мыслителей.
Лессинг метко говорит, «в реальной жизни люди иногда слишком зависимы от жалости и страха, иногда слишком мало» трагедия приводит их к добродетельным и счастливым намерениям». Трагедия обеспечивает «катарсис», здоровый выход на наши эмоции жалости и страха …»
Анализ музыки привел Ницше к мифологическим образам, но воля музыки отвлекла его от изложения собственной философии. Нигилизм Ницше получил интерпретацию в дионисийстве, что в дальнейшем привело к реальным трагедиям в реальной жизни, хотя Ницше был не единственным нигилистом в 19 веке.
Ницше использовал также образ Дионисия в качестве идеала для «Человека». Занимая позицию нигилизма /отрицания/, Ницше сделал правильный шаг в постижении сущности диалектики самой философией. В результате, он стал одним из пяти выдающихся философов конца 19 века. Но в конце своей жизни он осознал, что нужен следующий шаг. Эту работу взяли на себя философы 20 столетия. Однако, без этого первого шага /самого трудного, потому что первого/ было бы невозможным для философии дальнейшее развитие. Хорошо сказал Горький – «Безумству храбрых поем мы песню!»
Свидетельство о публикации №112081108853