Читая Лао-Цзы

Читая Лао-Цзы «Дао Дэ Цзин» («Книга о Пути и Силе»).

«Не имея того, что можно потерять, твоё «я» исчезнет само собой, это и значит -при жизни обрести неисчерпаемое вечное».
«Ибо тот, кто открыт восприятию истинного, сохранит себя, и, странствуя по земным дорогам, не падёт жертвой носорога или тигра, а в случае войны не погибнет от меча. Носорогу некуда будет вонзить свой рог, тигру не во что будет запустить свои когти, воину некого будет поражать своим мечом.
Почему это так?
Потому что он освободился от того, что может умереть».

Я бы ещё добавил к этому, что он освободился от того, что можно отобрать. Проще говоря, такой человек не пытается что-то прихватить от жизни, просто проходя через неё как космический странник, которому однажды суждено покинуть пределы этой жизни. И, если его что-то более всего интересует, так это то, что же по настоящему останется с ним, когда он покинет пределы своей земной жизни. С чем он оставит её? Что же реально останется с ним тогда? При том, что «у последней рубашки нет карманов»?

При этом это не значит, что он отрицает земную жизнь и отказывается от всего, что она ему предлагает. Просто он не пытается ничего себе присвоить. А, если ничего им не присвоено, то что можно было бы у него тогда отобрать?
Лао-Цзы пишет: «он освободился от того, что может умереть». Всё, что рождается – умирает. Мы не сможем назвать ничего из того, что рождено, что бы однажды не закончило цикл своего существования. Это верно как в отношении мысли, так и в отношении любой вещи и любого человека. Всему, что когда-то было физически явлено, раньше или позже приходит конец. Уход со сценических подмостков по окончании театрального акта. Если на мгновение вспомнить Шекспира.

Есть и люди, которые порой пытаются рассматривать других людей, как свою собственность, как некое личное приобретение.  Пытаясь управлять поведением и жизнью «приобретаемых» так, как если бы те не имели собственной души, собственного пути развития, собственного мышления, собственного видения. На всё это такие люди стараются накинуть путы и подчинить себе.

Но тщетны эти усилия.

Когда мы кого-то желаем присвоить себе, можно посмотреть на тень. В том числе, которую называем своей. Мы даже её не можем удержать или ухватить. Так что же говорить про остальное?

Такое присвоение тщетно. Разве не так ?


Рецензии