Первый самостоятельный

100–литию ВВС и светлой памяти  моих учителей-летчиков посвящается.

У первого инструктора нас было шесть.
Пять тех, кто отлетал аэроклуб.
Шестым был я, ни встать, ни сесть  -
Ни разу не летал, короче – дуб.

На вывозной программе нам троим:
Инструктору и мне, и самолету
Пришлось пройти, как говорят, экстрим,
Чтоб с дуба вытесать подобие пилота.

И вот "подобие" представлено к  проверке
Самому Гебричу, тогдашнему  комэске.
Сел подполковник позади, захлопнул дверку.
"Посмотрим, из какого ты замешан теста,

Готов к полету?" – Чувствует коленка –
Кран бензобаков повернулся вверх . *)
Ну, началась на собранность проверка!
Я – кран назад – взлетать на  верхнем – грех.

"На – исполнительный!" – Нормально я  начал!
Осматриваюсь,  сопровождающему – разреши?
Его рука – вперед, чуть обороты и на старте встал.
Пока в пределах КУЛПа, но помню: "не спеши!"

Рука за бортом вниз и сразу вверх,
Так взлет прошу, и вижу белый флаг.
Сейчас  я  точно на  виду у всех.
На счет шесть вывел обороты – исчезает страх.

Разбег, подъем хвоста, есть  направление, отрыв,
На землю  взгляд, выдерживание  в  метре.
Нет сноса, хорошо – эмоции прилив,
Как здорово взлетать при строго встречном ветре!

Уже 130 скорость – перевожу в набор,
Земля уходит вниз, капота-горизонта положенье,
Рукой показываю самолеты… стих мотор,
Чуть ручку от себя, пошел я на сниженье.

Хотел добавить газ, но сектор недвижим.
Понятно – тест, тут выбирай площадку,
Чтоб сесть перед собой. Держу режим
Снижения на  рожь, подвел, почти посадка…

Притихший наш мотор взревел на максимале,
Комэска, вверх задрав капот,
Пошел в набор, потом, на номинале,
Выводит самолет на первый разворот.

Волнуясь, строю круг, вот траверс "Тэ",
Еще немного – третий  разворот, четвертый,
Прибрал  мотор, стараюсь, чтоб  УТэ
К земле у знаков точно был притертый.

Подтягиванием  уточняю я расчет,
Подвод, "не высоко ль?" – инструктор так учил.
"Подушка" у земли садиться не дает,
Я ручку на себя, не прилагая сил,

Тяну, согласно с приближением  земли,
Вот-вот коснемся… про комэску я забыл.
А зря, критично оценив старания мои,
Он мне еще один экзамен учинил.

Ручка вперед и тут же на себя!
Ошибку ввел таким он оборотом.
Мы взмыли над землей, вороною паря.
Я газом поддержал – посадка с перелетом. 

Конец пробега, ногу – влево, газ,
Срулили с полосы. Комэска – ни гу-гу…
Примчался Волощук, сопровождает нас.
Тут слышу: "Еще один полет по кругУ!"

Второй полет без вводных весь прошел.
Комэска, молча, вылез, сбросил парашют.
К нему инструктор тут же подошел,
Кивнул… Знак подает рукой, и мне мешок несут.

"Сам полетишь? Уверен или нет?"
– Так точно, полечу, уверен окончательно.
Тем временем мешок принайтовал стартех.
"Тогда, давай, да  только - повнимательней!"

Заучены  движения, так было уж не раз.
Мне разрешили взлет, наметил ориентир,
Восьмерка головой, я добавляю газ,
И понесли меня сто двадцать конских сил;

В небес тугую синь счастливейшего дня
Летел я, как умел. Я пел и ликовал.
На миг мелькнуло вдруг сомненье у меня:
"Взлетел…а сам сядешь? Сумею", я сказал.

Те чувства передать словами не смогу.
Они живут во мне, оставив яркий след.
Я с ними вновь лечу по правому кругу.
И было мне тогда, неполных двадцать лет.

Посадка и второй полет был без помех..
"Нормально" –  мне инструктор, молча, руку сжал.
Потом весь старт курил мой вылетной "Казбек".
А я остаток дня УТэ сопровождал **).

*)  На самолете УТ- 2 имелся верхний бензиновый бачек, емкостью 20 л. Он был предназначен для запуска двигателя и в качестве аварийного при отказе бензонасоса  а также  в случае полной выработка топлива из основных центропланных баков. Взлететь с включенным верхним баком было запрещено.
**) Самолет УТ-2 не имел тормозов. Для управления передвижением по земле на небольшой скорости (рулении) назначался человек (сопровождающий).


Рецензии