Твой Выбор
бумагу марающий
Зачастую «СамИздат»-ская вольница способна завести литератора в иной из тупиков. Но и из них найдутся выходы, если он не угодил в «капкан» недомыслия. Куда как хуже, если «тупик» окажется лабиринтом, не имеющим выхода.
- в противофазе "F - Ф",-
между Прошлым и Будущим
/Вести-с-Выборов 6/
Если вникнуть в список произведений авторов СамИздата, вышедших в печати, нельзя не заметить явно ангажированный уклон в fantazy-йную тематику. Одни заголовки чего стоят!.. Так и «режут глаз», что просто оторопь берёт. Читать их для этого необязательно: уже по одним названиям видна превалирующая тематика и тенденциозность подбора произведений. Не стану говорить о стороннем спец-заказе издательской политики, хотя и этого не исключаю. Возможно, они пользуются повышенным спросом в силу культивируемой моды. Но хотелось бы понять мотивацию авторов подобных произведений. Насколько осознан и свободен их выбор подобной тематики? Что ими движет? Любовь к теме, её среде, героям и событиям? Или они просто пытаются уйти от реальных проблем в нереальные миры? Увлечённо следуют означенным моде и спросу, канализируя подобным образом творческую энергию, талант, быть может? Или же попросту бездумно следуют веяниям времени – в русле «креатив-тренда»? Но это не наши веяния. Да и «тренд-с-контентом» - явно не «нашенского» «розлива».
Это хиппи в 60-х дали толчок увлечению этим жанром – на излёте своего движения - в тупик. Так что «веют» они не туда, куда нам надо, чтобы наладить жизнь. Но если кому позарез нужны «бабки» и имя, пишите фэнтези – издадут: Заказ, похоже, всё-таки есть, «бабло заряжено» - Кому-То ЭТО НАДО. Но буду рад, если окажется, что кто-то от души пытается создать свою «на особицу» школу фэнтезийного жанра. Но плодить пёстрые книжные развалы,- это уж без меня.
Мы в прежнем умеренном благополучии росли на фантастике, которая попутным ветром надувала паруса романтики и гуманизма. И в ней немало явлено было истинных мастеров с их несомненными «перлами». И мы сегодня должны быть их достойны в своих попытках повлиять на решение стоящих проблем. А тот, кто желает прожить без проблем, пускай плодит гоблинов и прочих химер из разряда стихиалий и с ними взаимодействует в отрыве от Природы и Жизни. Никому не пеняю, а лишь задаюсь вопросами, когда оказываюсь среди помянутых «развалов» - просто оторопь берет от переизбытка ни к чему не обязывающих F-шедевров: ретроспекций в средневековье, перенасыщенных магией и мистикой далеко не лучшего толка и однообразного пошиба… Делать что ли людям нечего? Не знают, о чем писать? Или просто денег хочется?..
Экое F-графоманство!..
Кроме означенной наблюдается и иная тенденция – фэнтези теперь ставят вровень с фантастикой: заходишь в библиотеку или в «книжный» и видишь раздел «Фантастика и фэнтези». Нельзя с этим согласиться – это жанры разные. Фантастический жанр много выше, сложнее, разнообразнее. Фантастика не понапрасну звалась научной: её затеи рождались от науки и техники. Чудеса в ней случались технологичным или же попросту волшебным образом и без особой мистики. Но давали про-образ бытия. Она была Гуманисткой, Футуристичной и Атеистской. Высоко нравственной, если не принимать во внимание буржуинские «перлы» Г. Катнера.
Уж если кто стоит в нашенской культуре за фэнтезийность,- тому пора бы задуматься о создании своей школы жанра в духе Лукьяненко или Е. Гуляковского («Красное смещение»), «фентези»-сюжеты а’ля Переслегин.
Апофеозом отечественной школы однажды случайно явился как откровение Святослав Логинов: ««Страж Перевала» - сборник лучших произведений петербургского фантаста Святослава Логинова. Закованные в броню рыцари, свирепые монстры, таящиеся в темноте загадочные существа и… простой человек из нашей привычной реальности – один на один с НЕВЕДОМЫМ.
…книга Святослава Логинова открывает … читателям удивительный, яркий, таинственный мир, скрывающийся за перевалом, имя которому ФАНТАСТИКА».*
«Писатель-фантаст не предсказывает будущее, а предотвращает его, создавая действующие модели грядущего в своей прозе.
Армия теней из туманной страны иллюзией пытается проникнуть на эту сторону реальности, но пути в наш мир надежно хранит грозный СРАЖ ПЕРЕВАЛА».
«Проза Логинова была первым опытом отечественной fantazy и, по-моему, остается лучшим из того, что написано в этом жанре по-русски». **
И возразить – невозможно. Кроме одного существенного нюанса: его главный персонаж только с виду выглядит обычно,- по сути и поступкам являясь образчиком Героя – под стать античным «бастардам»-полуБогам а’ля Тесей со «братией».
«Ядра конденсации» именитых корифеев для буйной фантазии прогрессив-авторов всё же существуют. Дело за малым – поддерживать и развивать уже наработанное «на позитиве». И уж коли таковые следуют в «авангарде», стоит и прочим вразумлено к ним присоединиться. И не след валить всё в одну кучу (котлеты и мухи – поврозь).
Казалось бы… однако имеется выявленная существенная разница между тем и другим – Фантастикой и Фэнтези, на которую в ряду всего прочего невольно обратил внимание к.и.н. А. Фурсов в своем видео-выступлении «Цивилизационный поворот»:
«…в 80-е годы происходит…очень интересная вещь: место научной фантастики прочно занимает фэнтези. Что такое научная фантастика? Это будущее как будущее, фэнтези – это будущее как прошлое,- где есть вера в магию, вера в волшебство и самое главное – где нет демократии, а…есть иерархия… Что такое ещё…фэнтези? Это безусловно де-национализация сознания…де-рационализация сознания… (и далее, апеллируя к «Гарри Потеру»): этот фильм…детишки, которые его посмотрят…вырастут и через 30-40 лет, когда им предъявят магическую форму власти взамен дискредитировавшей себя демократии и всего прочего…у них эта магическая власть вызовет приятные воспоминания».
Вот и выходит: не так уж безобидна сия забава – «фэнтези». В таком разрезе самого авторитетного аналитика становится яснее-ясного, почему она так усиленно «педалируется», и к чему нас готовят. Вот и оказываемся мы перед выбором: куда стремиться – в прошлое или в Будущее, к Фантастике или к «декадансу» фэнтези. Вперёд или на-зад? Бытие или «наркоз» забвения…
Автор и сам, не единожды был грех,- невзначай «слабал» пару-тройку вещей в этом роде – в неуёмном стремлении явить образцы своего понимания (в хилой надёже, что был убедителен). А после всё гадал, что это было да как сие обозначить,- «фантастикой» или «фэнтези»: так и не уверен был до последнего времени, пока А. Фурсовым не был озвучен верный критерий. Отныне сомнений нет – писано было о будущем, не о прошлом. Стало быть, всё же Фантастика!
И на послед – фрагмент интервью журнала «Вокруг света» за апрель-2008 с Борисом Стругацким, в коем так и сквозит не-домыслие:
« - В чем секрет нынешней популярности жанра фэнтези?
- Жизнь скучна, однообразна и до неприятности сложна. А хочется (особенно в молодости) яркости, разнообразия, простоты, незамысловатого понятного чуда. А это и есть фэнтези – современная авторская сказка о мирах, в которые хочется нырнуть без памяти и хотя бы некоторое время оттуда не возвращаться. Эскапизм. Синдром бегства от действительности».
И далее – под «занавес»:
« - Главные герои ваших книг – космолетчики или учителя (наставники, прогрессоры). Какие профессии кажутся вам самыми актуальными сегодня?
- И сегодня, и завтра, и еще много-много лет вперед «главными» будут (должны быть!) учителя и врачи. Профессионалы, которые сохраняют человечество и обеспечивают его интеллектуальный и нравственный прогресс».
Хотелось бы согласиться, но… Не на врачей уповаю,- от фармокопеи, коммерции и официоза, а на целителей – тех, кто воздействует, комплексно, системно – «цельно». А учителя должны бы заниматься «образованием» - созданием и привнесением, кому следует, мировоззренческого «Образа»,- того, что определит дальнейшее бытие миро-населения. Какой Образ будет заложен – такой сценарий и проиграется,- могу заверить как укоренившийся мистик и как экс-педагог со стажем.
Литераторы также могут быть учителями,- «светлыми» или «тёмными» по их ориентации. Образы тех и других сильны и влиятельны. Хотите воплотить армии некромантов во главе с НЕлюдью – и вы получите их въяве (в Яви),- реальных «гоблинов» и «горгулий» из фэнтезийных химер. Мне лично предпочтительней хорошо знакомые альтруисты из прогрессорствующих «люденов» Стругацких.
Вот и творите желаемую будущность – посредством Эгрегориальной Магии Смыслов. А чья возьмёт, и за кем будет «верх»,- поглядим.
В наше смутное время не стану ратовать за любезную мне фантастику. Но тем паче так и подмывает намекнуть заблудшим,- на Прорыв из бесцельных скитаний в «лабиринтах» F-миров. Какая может быть перспектива в изломах и затейливых ловушках лабиринтов? Следует просто взмыть ввысь – к осознанию,- подняться над «темой», узреть безысходность «ген. плана» и оглядеться на просторе горизонтов. И найдутся другие миры и реалии. И появится выбор исхода. А вместе с ним - и свобода волеизъявления,- минуя моду. В стороне от явленной тенденции и Его Величества Тренда.
P.S. Впрочем, это даже прекрасно, что буйная фантазия F-авторов усердно
канализуется по другому вектору осей временнЫх координат – в минувшее Прошлое. А, стало быть,- всем их химерам - не сбыться. И по этому поводу, как в народе говорится,- «стоит тяпнуть»: «За сбычу - Мечт!»
Вот уж воистину,- куда направлено наше Внимание, туда и течет Энергия наша.
Научная фантастика (НФ) — жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле, спекуляции) в области науки, включая как точные, так и естественные, и гуманитарные науки[1][2]. Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории[3], а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность[4]. Действие научной фантастики часто происходит в будущем, что роднит этот жанр с футурологией.
Разновидности
5.1 «Твёрдая» НФ
5.2 Социальная фантастика
5.3 Хронофантастика
5.4 Альтернативно-историческая
5.5 Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика
5.6 Утопии и антиутопии
5.7 Космическая опера
5.8 Киберпанк
5.9 Стимпанк
5.10 Научное фэнтези и технофэнтези
Определение жанра
Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на неком допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества (социальная фантастика).
В узком понимании, научная фантастика — о технологиях и научных открытиях, их захватывающих возможностях, их позитивном или негативном влиянии, о парадоксах, которые могут возникнуть. НФ в таком узком понимании будит научное воображение, заставляет думать о будущем и о возможностях науки. В более общем понимании, НФ — это фантастика без сказочного и мистического, в которой фантастические события и явления имеют не сверхъестественное, а научное объяснение.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
* - С. Логинов: - из предисловия;
** - - с обложки
https://ok.ru/razgermeteka/topic/67451854618720
РЭЙ БРЭДБЕРИ - Полное собрание сочинений и Аудиокниг (FB2, DjVu, MP3)
Нау;чное фэ;нтези (англ. Science fantasy) — гибридное направление художественной литературы на стыке научной фантастики и фэнтези[1][2][3], для которого характерно сочетание научно-фантастических элементов со сказочно-мифологической традицией[4]. Произведения данное гибридного направления
работая по правилам научной фантастики, относятся всё же к жанру фэнтези[5]. Из фэнтези заимствуются волшебный мир и магия, а из научной фантастики — строгое псевдонаучное объяснение этих явлений. О. П. Кулик считает научное фэнтези ответвлением от научной фантастики, где волшебство получает рациональное объяснение[1].
Иногда книги, написанные как научная фантастика, обогащаются мифологией фэнтези (Роджер Желязны «Бог света», Дэн Симмонс «Илион»)[8]. Близким к направлению научной фэнтези является технофэнтези, в которой идёт сосуществование или соединение науки и магии[6].
Технофэнтези (англ. Technofantasy) — специфический жанр фантастики[2], поджанр фэнтези, описывающий миры, где технологические достижения соседствуют с проявлениями магии[3], или где наука и магия трансформируются друг в друга[4]
Фэ;нтези[1] (от англ. fantasy — «фантазия») — жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. С середины века огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкин[2].
Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли, гоблины, кентавры и тд), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы.
Фэнтези — это также жанр кинематографа, живописи, компьютерных, ролевых и настольных игр. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств
Свидетельство о публикации №112080907957