Коан

Однажды с высокой горы близ Киото
спускался монашек традиции Сото**.
Мотивчик насвистывал он пустяковый, –
монах был, по правде сказать, бестолковый, –
о праздниках, танцах и фруктах на блюде
он больше мечтал, чем о Дхарме и Будде.
Навстречу ему самурай приближался,
монашек к обочине было прижался –
Монахи боятся мешать самураям, –
от них никогда не бывает добра им.
Хотел он скорее бежать с того места,
но был остановлен решительным жестом.


 Грозен вид его и жуток –
 самурай не любит шуток;
 меч на поясе его
 громыхает о доспехи –
 он с пути со своего
 устраняет им помехи,
 а на бляхе на груди –
 злобный тигр на эмблеме,
 лук и стрелы позади,
 и рога блестят на шлеме.


И вот, над монахом нависнув утёсом,
к нему самурай обратился с вопросом:
«Постой-ка! Ответ мне немедленный нужен:
где ум в человеке – внутри иль снаружи?»
Монах, заморгав и закланявшись часто,
как смог, постарался ответить цветасто:
«Ах, господин, ваш вопрос очень труден,
а я недалёк и умом очень скуден,
об этом мне думать не доводилось,
простить я  прошу меня Вашу Милость!»
Тогда самурай продолжает экзамен.
Часы он песочные ставит на камень.
«Ну что ж – говорит он – умом  ты не светел.
Даю тебе время, чтоб ты мне ответил:
Как может лягушка съесть целую цаплю?
Живым тебя, если ответишь, оставлю,
а если ты мне не ответишь, любезный,
тогда ты отведаешь меч мой железный!»


 От такого обращенья
 очень скверны ощущенья:
 потерял монах дар речи,
 побелел монах по плечи,
 заблестел  монах от пота,
 проняла его икота,
 руки, челюсти и мысли
 онемели и отвисли –
 вот комедия во вкусе
 беззастенчивого буси!


Он меч свой из ножен ручищами тащит,
топорщит усищи, глазищи таращит,
смеётся злодей над несчастным страдальцем,
острит остриё и пробует пальцем,
глядит, как рассечь ему лучше монаха,
покуда монах весь трепещет от страха!
Давай же, монашек, мозги поднатужь-ка:
ну как может цаплю скушать лягушка?
Но спутались мысли, он думать не может,
бежать с перепугу не может он тоже,
лишь крутится фраза в уме, как вертушка:
как может лягушка?… как может лягушка?…


 Очень быстро, очень жутко,
 за минуткою минутка
 жизнь, такая дорогая,
 по песчинке утекая,
 из стекла течёт в стекло,
 вот и время истекло,
 вот злодей глядит с усмешкой –
 отвечай, давай, не мешкай!
 Нет ответа, нет спасенья,
 нет подсказки, нет везенья!


Дрожь во всём теле и ужас во взгляде –
бессмысленно тигра молить о пощаде!
Взлетает клинок над бездарным буддистом,
небо над ним рассекая со свистом,
вопит, закрываясь руками, парнишка…
И вдруг – словно молния, яркая вспышка!
И вдруг расплескалось, как море, сознанье,
и жёсткие мир потерял очертанья,
и всё стало светлым, и всё стало ясным,
и ум стал безбрежным, и страх стал напрасным!


 Шире моря, шире суши,
 ум внутри и ум снаружи,
 ум без центра, ум без пятен,
 ум громаден, необъятен,
 ум беспечен, беспечален,
 бесконечен, безначален!
 После этих узнаваний
 нет для страха оснований –
 смерти нет, и нет рожденья –
 вот оно, освобожденье!!!


Тут-то монашек и съел свою цаплю,
съел самурая и съел его саблю –
в душах лягушек живут только цапли!
Смеётся монах, не боится ни капли!
И видит он – меч буси в ножны влагает,
и тоже хохочет, и мимо шагает!
Тогда он узнал под бронёй самурая
добрейшего дзэндзи***, роси**** Токусая.






*Коан (кит. гунъань)– в дзэн-буддизме вопрос-загадка, не имеющая логического решения, которую наставник дзэн задаёт ученику для прямого и непосредственного проникновения ученика в природу ума. Результатом решения коана является спонтанное интуитивное озарение (яп. "сатори"), приближающее к просветлению.
**Сото - одна из двух крупнейших школ дзэн-буддизма в Японии.
***Дзэндзи - наставник дзэн.
****Роси - уважительное обращение к учителю дзэн в Японии.



          2008 г.
 


Рецензии
Игорь, острить остриё - это круто.
Токусачая Вера.
А вообще-то написано очень интересно. Да, я стащила стихотворение "Лесные страхи" и "Индия"

Анита Пол   16.01.2013 04:46     Заявить о нарушении
Берите! Это окончательные варианты, публикуйте их. И не будьте, умоляю, Тоскучей! Здесь столько прекрасных авторов,что, имея интернет, когда тосковать-то? Весь мир Вам открыт!

Орагда   16.01.2013 05:18   Заявить о нарушении
Да не тоскучая, а то-кусачая. Вот чего я не умею делать, так это тосковать. Да и времени у меня нет. Только что закончила очередную свою картину. Спасибо за попытку успокоить, но... кусачие не сдаются.

Анита Пол   16.01.2013 11:41   Заявить о нарушении
Извиняйте, обознался. Стало быть, Токусачая - от имени Токусая-роси? Не пытайтесь повторить этот трюк, применить его с успехом может только мастер дзэн высшей квалификации. Это как готовить рыбу фугу - малейшая ошибка, и возможен летальный исход! С уважением!

Орагда   16.01.2013 12:35   Заявить о нарушении
А откуда Вы знаете, что я не этот самый мастер, который дзен?

Анита Пол   16.01.2013 16:02   Заявить о нарушении
Да потому что оба вы клоны

Владимир Сачков   02.04.2016 13:34   Заявить о нарушении
Обознались, Сова, кем бы вы ни были! Мы не клоны.

Орагда   03.04.2016 05:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.