Коан
спускался монашек традиции Сото**.
Мотивчик насвистывал он пустяковый, –
монах был, по правде сказать, бестолковый, –
о праздниках, танцах и фруктах на блюде
он больше мечтал, чем о Дхарме и Будде.
Навстречу ему самурай приближался,
монашек к обочине было прижался –
Монахи боятся мешать самураям, –
от них никогда не бывает добра им.
Хотел он скорее бежать с того места,
но был остановлен решительным жестом.
Грозен вид его и жуток –
самурай не любит шуток;
меч на поясе его
громыхает о доспехи –
он с пути со своего
устраняет им помехи,
а на бляхе на груди –
злобный тигр на эмблеме,
лук и стрелы позади,
и рога блестят на шлеме.
И вот, над монахом нависнув утёсом,
к нему самурай обратился с вопросом:
«Постой-ка! Ответ мне немедленный нужен:
где ум в человеке – внутри иль снаружи?»
Монах, заморгав и закланявшись часто,
как смог, постарался ответить цветасто:
«Ах, господин, ваш вопрос очень труден,
а я недалёк и умом очень скуден,
об этом мне думать не доводилось,
простить я прошу меня Вашу Милость!»
Тогда самурай продолжает экзамен.
Часы он песочные ставит на камень.
«Ну что ж – говорит он – умом ты не светел.
Даю тебе время, чтоб ты мне ответил:
Как может лягушка съесть целую цаплю?
Живым тебя, если ответишь, оставлю,
а если ты мне не ответишь, любезный,
тогда ты отведаешь меч мой железный!»
От такого обращенья
очень скверны ощущенья:
потерял монах дар речи,
побелел монах по плечи,
заблестел монах от пота,
проняла его икота,
руки, челюсти и мысли
онемели и отвисли –
вот комедия во вкусе
беззастенчивого буси!
Он меч свой из ножен ручищами тащит,
топорщит усищи, глазищи таращит,
смеётся злодей над несчастным страдальцем,
острит остриё и пробует пальцем,
глядит, как рассечь ему лучше монаха,
покуда монах весь трепещет от страха!
Давай же, монашек, мозги поднатужь-ка:
ну как может цаплю скушать лягушка?
Но спутались мысли, он думать не может,
бежать с перепугу не может он тоже,
лишь крутится фраза в уме, как вертушка:
как может лягушка?… как может лягушка?…
Очень быстро, очень жутко,
за минуткою минутка
жизнь, такая дорогая,
по песчинке утекая,
из стекла течёт в стекло,
вот и время истекло,
вот злодей глядит с усмешкой –
отвечай, давай, не мешкай!
Нет ответа, нет спасенья,
нет подсказки, нет везенья!
Дрожь во всём теле и ужас во взгляде –
бессмысленно тигра молить о пощаде!
Взлетает клинок над бездарным буддистом,
небо над ним рассекая со свистом,
вопит, закрываясь руками, парнишка…
И вдруг – словно молния, яркая вспышка!
И вдруг расплескалось, как море, сознанье,
и жёсткие мир потерял очертанья,
и всё стало светлым, и всё стало ясным,
и ум стал безбрежным, и страх стал напрасным!
Шире моря, шире суши,
ум внутри и ум снаружи,
ум без центра, ум без пятен,
ум громаден, необъятен,
ум беспечен, беспечален,
бесконечен, безначален!
После этих узнаваний
нет для страха оснований –
смерти нет, и нет рожденья –
вот оно, освобожденье!!!
Тут-то монашек и съел свою цаплю,
съел самурая и съел его саблю –
в душах лягушек живут только цапли!
Смеётся монах, не боится ни капли!
И видит он – меч буси в ножны влагает,
и тоже хохочет, и мимо шагает!
Тогда он узнал под бронёй самурая
добрейшего дзэндзи***, роси**** Токусая.
*Коан (кит. гунъань)– в дзэн-буддизме вопрос-загадка, не имеющая логического решения, которую наставник дзэн задаёт ученику для прямого и непосредственного проникновения ученика в природу ума. Результатом решения коана является спонтанное интуитивное озарение (яп. "сатори"), приближающее к просветлению.
**Сото - одна из двух крупнейших школ дзэн-буддизма в Японии.
***Дзэндзи - наставник дзэн.
****Роси - уважительное обращение к учителю дзэн в Японии.
2008 г.
Свидетельство о публикации №112080502161
Токусачая Вера.
А вообще-то написано очень интересно. Да, я стащила стихотворение "Лесные страхи" и "Индия"
Анита Пол 16.01.2013 04:46 Заявить о нарушении
Орагда 16.01.2013 05:18 Заявить о нарушении
Анита Пол 16.01.2013 11:41 Заявить о нарушении
Орагда 16.01.2013 12:35 Заявить о нарушении
Анита Пол 16.01.2013 16:02 Заявить о нарушении