Отцы и деды Суворова На форуме 5 канала
Или эссе дополнений о том :
зачем император Павел устраивал образцово-показательную
дедовщину в армии 18 века.
Статья...
(Редакция 2.
Напечатано на форуме 5 канала города С.-Петербург.)
Фильм о Суворове.
Книга может иметь сто страниц и тысячу страниц.
Киноленты все приблизительно одного размера.
В них почти всегда тесно; особенно тесно там,
где дело идёт об истории. Мы обыкновенно хотим
узнать из исторической ленты не только о характере
человека , но и о том, что он делал, какая была
вокруг него обстановка.
Американский киносценарист и режжиссёр обычно считают,
что существует только один тип людей и один способ жить -
тот , который принят сейчас в Америке. Они берут конфликт ,
понимают его так, как поняли бы его сейчас, и осуществляют его
в исторических костюмах. Американские киноленты не историчны
(так как идентичность у них индивидуалистичная,
а история - учение колликтивистичное), даже когда они говорят об
истории.
Редко бывает историчен исторический роман.
У Марка Твена лучшая историческая вещь - "Принц и нищий".
Том Кенти - это Том Сой ер , попавший в Англию и старающийся :
переделать средневековье , причём , у самого Тома Кенти нет
средневекового мировоззрения (особенно 1933 года в Европе,
хотя в США и сохранялась феодальная сегрегация цветных тогда).
Тут у Марка Твена есть своя правда. Существует много фолк-
лёрных сказаний о том , как мальчик рассудил то,
чего не могди решить мудрецы , священники , бояре.
Этот же мотив мы видим у Сервантеса - Санчо Панса разрешает
трудные вопросы, когда его назначают губерна-
тором острова , причём он ссылается на книги и предания.
Это - спор народа со знатью. Народ знает, что он может разрешить то,
что не способны разрешить бояре и богачи (в силу ли влияния,
или межклассовых ("межкастовых провалов") барьеров, и банального этически
традиционного , "освящённого" чванства знати).
Марк Твен понимал эту правду, потому что эта правда - классовая
(по новому : стратная , от страт.) . С этим толкованием правды согласен и буржуа,
создавший даже страну мудрого Санчо Пансы. На картах она называется Америгой.
Жанну д"Арк Марку Твену понять труднее. Он делает её слищком благоразумной.
Она носит на себе средневековье только как одежду.
...
Суворов потряс воображение мира.
Байрон сравнивал взятие Измаила с пожаром Москвы и с тем огнём , который ещё
когда-нибудь восстанием пройдёт по миру.
...
... Прекрасно играет (Суворова) Черкасов... Император Павел неправильно задуман,
он слишком молод.
Суворов (уже ветеран в сединах) был призван Павлом в Петербург в 1798 году.
Павел родился в 1754 году. Императору было 44 года. Это имеет сюжетное значение (!).
... Военная доктрина Павла - это старая п русская доктрина. В военном отношении
Павел на много десятков лет старее Суворова , и поэтому Павла не надо молодить.
Реальное столкновение Суворова с Павлом было трагичнее. Между прочим , Суворов заявил,
что у него "брюхо болит", (А почему у нас граф Суворов ничего не ест?) не на
приёме у Павла, а во ... Он не пожелал смотреть (на тупую, отсталую) шагистику.
... Павел - и это показано в ленте , особенно в прекрасной сцене Гатчинского парада -
хочет видеть автоматически двигающуюся армию, солдата, у которого страх подавлен (как
у животного в стаде баранов) рефлексом повиновения.
П русский солдат очень часто был даже не прусском, и к нему относились ,
как к человеку неверному. Дельбрюк в четвёртом томе "Истории военного искусства",
в главе "Эпоха постоянных армий" , так анализирует тактику фридриховской армии :
"Мы видим , что эта тактика (как у животных в стаде баранов) вполне соответствует
составу армии : рядовому ничего не остаётся делать (вернее думать, инициативить,
что даже преступно!) самому - ему надо только слушаться : он идёт , маршируя в ногу ,
имея справа офицера , слева - офицена , сзади - (заградотряд) замыкающего ;
по команде даются залпы...
При такой тактике добрая воля солдата, если он только остаётся в руках офицера ,
не идёт (!) , не играет особенной роли , и можно было рисковать подмешивать в строй
чрезвычайно разношёрстные элементы (тактика : закидать трупами, ага)".
...
Армия Фридриха иногда терпела от росской армии поражения , причём поражения значительные ,
в силу того что у росских солдат сохранились и инициатива (в отличии от застойного
"тормоза" Фридриха) , и неожиданные удары, опрокидывающие решения прусского командования.
Машина (аппарат) Фридриха лучше всего могла работать на ровном месте (на тактически
простом театре военных действий). Она была не универсальна (!).
Суворов (же) был за солдата , (контрактника, без несвойственных : рабских функций) понимающего
маневр (а не за забитого до состояния животного салагу)...
Личная заинтересованность солдата отчасти поддерживалась в суворовских войсках
(как и в казачьих демократичных сотнях) добычей.
Но стратегически и тактически Суворов был передовым военным , превосходно понимавшим
разницу стратегий (разных цивилизационно) армий.
Трагедия Суворова (как новатора Рокоссовского, Жукова, Маргелова) очень глубока :
у него в руках превосходная армия, он великий стратег , но армия его должна выполнять
политически отсталые идеи, она не может быть полной победительницей (как в Афгане!).
Поэтому Суворов должен был выиграть сражение и проиграть кампанию.
В ленте мы всё время видим войну в надписях : они говорят о егерях (ноу-хау,
снайперские войска Суворова, Суворовские стрелки из засад, окопов , маскирующиеся),
о войсках , действующих огнём , а на экране мы видим штыковой удар.
Сценарий оказался на экране неосуществлённым...
Был прекрасный сценарий о человеке , который перевоспитывается Суворовым. Император
(!) посылает офицера к Суворову , и этот замуштрованный ("палковщиной" Павла) гвардеец
под (гуманным и мудрым) влиянием Суворова превращается (в командира и) в героя.
Конца этой истории не сняли, и поэтому Чортов мост оказывается без людей :
нет драмы и гибели , нет подвига знакомых зрителю героев.
Превосходно - несмотря на то , что художнику Егорову пришлось идти на компромисс
в декорациях , - начало ленты. Мы чувствуем славу , чувствуем крылья победы ,
как в античном (советском пост-соцреализме, ага) искусстве.
...
История со шпионами - паллиатив , она лишь внешне объясняет трагедию Суворова
(таланта из низов зажатого догмами аристократии в тиски).
Прекрасный актёр Черкасов , найденный режиссёром Доллером , раскрыт режиссёром Пудовкиным так ,
что мы видим в ленте гениальные куски. Но возникает всё же впечатление , что
режиссёр и актёр гастролируют (вынужденно, нищий бюджет, просто советский артхауз какой-то)
в посредственном (крепостном) театре.
Во "Всеобщей военной истории новых времён" , иданной под редакцией князя Голицына
в 1874 году , в части третьей , в главе "Тактическое устройство войск" , говорится про
Фридриха II :
" Отличительными черт ами его тактики пехоты были необыкновенные для того времени
быстрота, точность и правильность эволюций (движений и построений), перехода из строя
в походных колоннах в строй развёрнутый и ружейного огня... (во Франции это сделал
только Наполеон)...
...вся тактика заключалась в ногах , именно - введение мерного шага".
То, что говорил Павел , не было само по себе бессмысленно. Это было (просто) устарелым.
(Суворов этой скорости добивался уважением, а не забитым животным подчинением, и это
увеличивало эффективность в 10-ки раз.)
Русская армия и не так сражалась с Наполеоном. Бой под Бородином был боем артиллерийским
(Наполеон не запертый после революции в догмы аристократии применял новаторские решения:
совершенно свободно (в отличии от опального Суворова), так как был императором,
реформы сверху позволили ему внедрить всё лучшее придуманное новаторами.
В частности в артиллерии применялась сортировка и подготовка
снарядов (ядер) , что позволяло в условиях битвы быстрее осуществлять залпы...).
Бои с отступающим Наполеоном носили совершенно новый характер. Горная война на Кавказе
(где особенно актуальны были егерьские приёмы Суворова) опять-таки (вынудило реакционеров
империи менять тактику)... В Севастопольской кампании русская армия (заново придумав,
из-за костности аристократических догматиков)
создала стрелковый окоп (так как у них были нарезные винтовки, а у имперских стрелков
были мушкеты из-за чего погиб Ушаков) , может быть используя кавказский опыт...,
а может быть , опираясь на ещё более древний русский опыт (который возможно
вдохновил Суворова) , потому что стрелковый окоп применяли казаки в борьбе
с Борисом Годуновым , защищая Кромы.
Для того чтобы дать столкновение Павла с Суворовым ,
надо было показать суворовскую тактику и стратегию с такой же убедительностью ,
с какой показан павловский (замуштрованный) парад.
...
Взятие Измаила понятно зрителю. Это война , нужная (народам)..., которая
проходит к Чёрному морю. По систематичности и тщательности подготовки
измайльский штурм не имеет себе равного в истории.
Литературой и кино мы воспитываем войска для победы. Нам надо вырабатывать
определённый тип храбрости, и в первую очередь храбрости (тактической,
в принятии понятных людям вещей, тогда гражданские, и солдаты не будут
мешать , а будут помогать инициативе ) командирской. Командир, (чиновник,
купец или кузнец) военачальник, правильно принявший решение , должен иметь храбрость
довести это решение до победы (не обманывая гражданских, и рядовых),
до выигрыша (ради общественных ценностей).
...
Маневр был понятен всем, а основная идея измаильского штурма осталась тайной.
Внимание противника было рассредоточено , противник надеялся на осаду. Суворов же
сумел (сконцентрировать прорывные арт части, т.е.) собрать под Измаилом до пятисот орудий,
которые стояли на фланговых батареях (для перекрёстного арт обстрела, усиливающего
подавляющий эффект арт огня) , на острове Сулин и на флотилии Дерибаса.
...Он сумел не дать туркам оправиться , сумел непрерывно развивать успех. Из Измаила
спасся только один человек (да , и то скорее наш лазутчик).
Георгий Э. Гребнер , автор сценария "Суворов" три года работает над темой (!). Он
превосходно создал характер героя, сохранив своеобразие и не изображая Суворова чудаком
(как представлено иногда в фильме, особенно когда он спорит с аристократией,
или в сравнении его слов, с "блеском покорности" павловского парада. Сталин же был
аристократом, и западником!)
Лента "Суворов" - удача , но удача предварительная. Надо развивать её (арт успех).
Мы верим в "Штурм Измаила" , в котором надеемся увидеть не только лицо и слова
командира, но и мысль (демлкратического , народного стратега) полководца в действии.
В. Б. Шкловский , 1941 год.
(с) Балда Отцовов Дедович , 2012.
Переработка и дополнения автора к статье Шкловского из книги:
Книга :
"Шкловский Виктор Борисович за 40 лет".
1965 г.
Иллюстрация из фильма "Суворов".
http://www.kinopoisk.ru/film/44040/
Аннотация фильма "Суворов" (1940 года) :
Биографический фильм о великом русском полководце генералиссимусе
Александре Васильевиче Суворове, охватывающий период последних лет его жизни
в эпоху царствования Павла I. В центре фильма — победа над войсками Наполеона,
легендарный переход через Альпы.
http://www.kinopoisk.ru/film/44040/
Аннотация фильма "Лейтенант Суворов" (2009) :
Первые дни войны. Вчерашний выпускник военного училища
лейтенант Александр Суворов встает на защиту родного города, из которого
бегут перепуганные жители. Обстреляв кучку немцев, Суворов и его товарищи
всерьез думают, что это и есть война.
Последующие события убеждают героев, что настоящая война — намного серьезнее.
Параллельно идет развитие любовной линии. В город на каникулы
приезжает школьная любовь Суворова Наташа, которая поначалу не
принимает его ухаживаний…
http://www.kinopoisk.ru/film/453022/
====
Который автор сценария :
Х.ф. "Чук и Гек".
5ч. Киностудия Горького.
Автор сценария В.Шкловский...
Экранизация одноимённого рассказа Аркадия Гайдара.
==============
Свидетельство о публикации №112080304913