Исследование сказки Гуси-лебеди
Эхо русской народной сказки
Исследование древне-русской сказки «Гуси-лебеди»
Я убеждена в том, что разжёвывать закодированную в древних притчах и сказках информацию, раскрывая символы или смыслы в прозаических или учебных публикациях, почти бесполезно, а объясняется это просто – только собственный труд ума и собственные переживания души ценятся людьми по-настоящему. Обучение по учебникам, чёткому плану приносит пользу лишь в детском и юном возрастах. Зрелому человеку, осознающему себя не только частью мира, но и живым духовным элементом единого творческого узора галактической мистерии, открываются совсем иные глубины и горизонты настоящего знания, и мудрость древних становится его путеводной звездой.
Изредка в суфийских группах всё же прибегают к анализу той или иной обучающей притчи, но делается это лишь для примера и побуждения исследователя к самостоятельной работе. Ни автор, ни большинство читателей этого ресурса не являются суфиями, хотя многих интересуют и притчи дервишей, и суфийские корни народных сказок, и некоторые аспекты внерелигиозного суфизма. Вот для интересующихся, с таких «околосуфийских» позиций, я и рассмотрю эту старую сказку. Но прежде давайте вместе с внутренним ребенком перечитаем ее, проникаясь детской любовью к героям.
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.
Печка, печка, скажи, куда гуси?лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси?лебеди полетели?
– Поешь моего лесного яблочка – скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.
– У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
– Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
– Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет, выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
– Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
– Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:
– Гуси?лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.
– Речка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
– Яблоня, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-?лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали?полетали, покричали?покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
((()))
«Гуси-лебеди» – древняя русская сказка, а по сути суфийское (безначальное, корневое) сказание русского народа, бережно сохраняющееся веками, рассказывает о космогонической картине возвращения духа (братца Иванушки) родной его душой (сестрой Алёнушкой) в мир Отцовский, изначально галактический.
Конечно же, сюжет сказки можно толковать самыми разнообразными способами, и в разном возрасте по-разному. Поэтому давайте разберем его условно по уровням.
1. Мы уже обратились к красоте и глубине слова древнерусского да присказкам, ласковому обращению не только к людям, но к образам природы, одухотворяемым сказкой. Самое очевидное поучение в том, что помощь можно получить лишь в случае проявления доброго внимания и выполнения просьбы тех, к кому обращаешься за ней. Девочка спрашивала и печку, и яблоньку, и речку о том, куда гуси-лебеди улетели, но не получала ответа, не выполнив прежде просьбу, приглашение отведать ту пищу, которую эти одушевлённые образы предлагали. На деле же ребёнок, слушая сказку, начинает проникаться уважением к чужому труду и учится пониманию важности прислушиваться к желаниям других.
2. Но что же означают одушевлённые предметы и образы природы? А для разных читателей они обозначают разное и одушевленное. Простота и обычность их вызывает у ребёнка сразу вопрос, разве могут обычные печка, яблоня и река разговаривать? И вопрос остается на какое-то время без ответа, но будоражит воображение маленького человека. А после новой встречи со сказкой начинают появляться осознанные проекции сказочных существ на бытовые. Ведь, что такое печка для ребёнка? А это главная кормилица семьи, и в каждой семье печки-то разные, да хозяйки по-разному готовят, а следовательно, печка ассоциируется с женским образом кормилицы. И так каждый сказочный персонаж расталкивает мысль, пробуждая в сознании новое понимание, и в разные моменты жизни дарит нужные подсказки человеку. Сказка «Гуси-лебеди» запоминается своей основной сюжетной линией - обрати внимание, уважь чужое, помоги в меру сил своих, и доброе дело не останется без ответного знака или помощи.
3. Мир вокруг тебя живой и соединён с тобой неразрывными нитями, ты, даже будучи взрослым человеком, являешься малышом для любящих и ждущих тебя духовных родителей. Без причинных связей не появляются в мирах ни тела, ни дела, ни переживания души, ни ум твой, осмысляющий всё это, ни дух человека, по сути и являющийся ребёнком галактического Человечества… И важнейшая его задача при земном воплощении – обретение человечности и понимания жизни единой планетарной.
Знания мои не из книг,
В истине бессмертный родник
Древних сказок соль бытия
В символах хранит для тебя.
Но в суфийских координатах рассмотрения древних сказок мы, прежде всего, обращаемся к обобщающим смыслам образов, к глобальным идеям и глубинным течениям созданных народами сюжетов.
4. Символами печки, яблони и реки являются очевидные повзрослевшему уму аллегорические образы, благодаря которым реализуется процесс возвращения духа домой. Сказочные персонажи приобретают иное значение. Печка – образ земных страстей и желаний, яблоня – символ духовного роста древа жизни и его плодов, молочная река - преодоление реки земных времён, вязких кисельных берегов. Символ кудели, которую баба-яга даёт Алёнушке, чтобы следить за её местонахождением в избушке на курьих ножках, раскрывает современному человеку способ информационного контроля, удержания внимания, тёмных сил над светлыми, но и способ удержания при земле тёмных сил светлыми. Да, именно так и в такой последовательности в нашем сознании реализуется единство взаимодействия тёмных и светлых сил. Ну, а мышка, очевидно, та самая малость, интуитивная подсказка, которую и нужно вовремя заметить да услышать, не испугавшись при этом душой девочки Алёнушки, чтобы помочь ей, то есть, нам - самим себе, вернуть домой братишку Иванушку, то есть, растущий дух, и остаться в живых.
5. Обобщающий аспект.
В обобщающем аспекте эти слова начала сказки « – Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек», говорят о той мистериальной Психее, сокрытой в пещере ее матерью от соблазнов и опасности миров, в контексте сказки Психеей является двуединый образ Аленушки и Иванушки. Обещание привезти платочек может выглядеть при всматривании в символы подарком мира четвертой мерности.
Раз уж мы коснулись именно этой маленькой русской сказки, то потратьте ваше драгоценное время и на то, чтобы разобрать некоторые уровни ее смысла самостоятельно. И главное, не стоит в спешке бросать начатое исследовательское дело, а лучше вспомнить те сказки, которыми вы сами зачитывались когда-то, благодаря которым росли мечты ваши… да о серебряном блюдечке и наливном яблочке не забудьте же.
Доброе сердце всем отзывается,
И умиляется даже волчёнком,
А вырастают клыки, обижается:
- Злом на добро? - Да не будь дурачёнком.
Малые детки дружат без цели,
А вырастают – амбиции рода.
Время и место держи на прицеле
И созидай для родного народа.
Дружба народов – великое счастье!
Но забывающий корни свои
Слепнет, даря волчьей стае участье,
Сердце – друзьям и народу дари.
И на самое главное – название сказки - обратим внимание читателя. Кто такие «гуси-лебеди», и почему именно такой двойственный образ сохраняет русская сказка для символа похитителей? Да ведь всё не просто, а со значением, и каждая мелочь важна. Мы же хорошо помним, что лебеди в любой мифологии всегда символизируют светлые силы летящей души… Вот, как в этом фрагменте сказки о наливном яблочке:
«…Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке всё небо красуется; ясно солнышко за светлым месяцем катится, звёзды в хоровод собираются, лебеди в облаке песни поют.…»
Так-то, в разных сюжетах разные смыслы у похожих или одинаковых слов. Двойственные образы отражают двойственность существующей реальности. А в переводе на современный язык, гуси-лебеди в их двойственном аспекте и есть, с одной стороны развивающие и дающие новые знания, а с другой - разрушающие духовную связь в человеке, - средства СМИ, сеть Интернет, извращённые формы и виды театра, искусства, где реализуются чуждые душе идеология, цели, этика отношений и зомбируюшая потребительским отношением к жизни реклама всего и вся. Именно эти-то гуси-лебеди и унесли уже многих наших детей за тёмные горы в дремучие леса, в известную по сказкам избушку на курьих-то ножках. Пора Аленушкам спасать братцев. Вот же и баба-яга, вечный символ русских народных сказок, кто такая? Снова двойственный образ выражен двойным именем. И всё это - суфийский сюжет, живущий веками, переосмысливаемый разными поколениями по-разному, дарящий уму пищу, душе действенность, и духу осознанную цель.
6. На этом уровне рассмотрения суфийских корней сказки идет не просто обобщение всего вышесказанного для выявления того, что следует сохранить на следующем этапе восхождения души в мирах иных, но связать ваш опыт или события вашей судьбы с самыми ценными крупинками сюжета сказки. Главное, обычностью своей не заметное, в самом начале сюжета. Гармония начала сказки выражена предельно просто. «Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький». Уравновешенная четырьмя «первостихиями» монада. А единство конца и начала сказки, образно представляемые змеей, кусающей свой хвост, не позволяют видеть разную мерность единства, но увидеть эту грань желательно.
7. Седьмой уровень исследования сказок всегда остается за пределами объяснений и требует углубления исследователя в космогонические истоки, находящиеся буквально в каждой древней притче и сказке. Стоит лишь добавить, что обычное тяготение к астральным путешествиям и переживаниям, описываемое в подобных сюжетах, не является движением по галактическим спиралям, но лишь стартовым условием для будущего продвижения. Достигнув самостоятельности творческой мысли, астральные миры отбрасываются исследователем, подобно ступеням улетающей в космические дали ракеты.
А теперь - эхо сказки или вариация…
Конечно же, вариации могут быть самыми разными, даже далёкими от сюжета, а иногда умышленно искажающими суть, как это стало модно в современной культурной среде, в мультипликации, театрах, в художественном искусстве, и тогда надо открыто говорить о вреде извращения сказки. Но народная мудрость не умирает, польза от размышлений над древней сказкой, творческой переработки, пересказа всё же проявляет себя. В стихах ниже оказалось сложным делом использовать словосочетание «гуси-лебеди», поэтому в этом тексте я допустила некоторую вольность в изложении, сделав акцент на художественные детали, но сохраняя главное, идею. Ведь волшебное яблочко наливается соками изнутри...
ГУСИ – ЛЕБЕДИ
Эхо русской народной сказки
Как за темными лесами, за горами, за долами
Жили стаи лебедей, одичалых, злых гусей.
Гуси деток воровали, что из дому убегали.
Уносили их за горы в царство мрака злые воры...
В деревеньке под горой жили-были брат с сестрой.
Раным-рано их отец говорил:
- Вот под конец
Дня рабочего вернусь я. Вы играйте. Ну, а гуси
Да не тронут вас крылом. Как летят - бегите в дом!
Только гуси налетают, дети тут же убегают.
Гуси прочь - они опять на лужайку, поиграть.
Но однажды так случилось, что сестренка отлучилась.
И один малышка брат заигрался возле врат…
Вдруг на небе потемнело и угрозой заревело.
Гуси тучей рядом сели, братца хвать, да улетели!
Понесли его за кручи, за леса, за черны тучи,
За синеющие горы, за неведомы просторы.
Возвратилась тут сестренка, златовласая Аленка,
А братишки не видать… Стала плакать, призывать:
- Брат, Иванушка, ты где? Отзовись, ответь же мне!
Но… не слышно ничего.
Все вокруг пустым–пусто.
И сестрица побежала вслед за стаей лебедей,
Похитителей - гусей, а дорогой причитала:
- Что я батюшке скажу, как вернется он домой…
Спросит - "где сынишка мой?" - Что отцу я покажу…
Гуси скрылись за лесами, а вокруг темным-темно.
Сил бежать уж нет давно. Солнце село за горами.
Страх на девочку напал. Вдруг сова, как леший, ухнет, -
Свет в глазах Аленкки тухнет, мрак всю волю ей сковал...
Под сосной она в лесу до утра осталась спать.
А наутро уж опять… в путь:
"Я братика спасу!"
Видит, Яблонька стоит в диких яблочках лесных.
Из-под веточек густых древо тихо говорит:
- Слушай, милая, меня. Я скажу, где братец твой,
Коли груз стряхнешь ты мой. Скушай яблочко, дитя!
А Аленушка в ответ: - Стану ль кислое я есть,
Коль у батюшки не счесть сладких яблочек? Ну, нет.
Вот, бежит, куда не знает, а пред нею Печь стоит,
И Аленке говорит, да тихохонько вздыхает:
- Слушай, девочка, дружок! Я сто лет уж здесь стою,
Растопи меня, молю. Испеки же пирожок!
Да отпробуй ты моих пирожков, и будет дело.
Но она не захотела есть несдобных да ржаных…
- Стану ль я ржаные есть ради слова твоего!
У отца же моего белых булочек не счесть!
Ничего ей не сказала Печь на это и вздохнула.
А Аленка повернула, прямо к Речке подбежала.
- Речка, Реченька! Скажи, гуси – лебеди куда,
Пролетавшие вчера, направлялись, укажи!
Речка ей тотчас в ответ: - Я молочная Река.
Вот кисельны берега. Ты поешь меня.
- Ну, нет!
Знай, у батюшки вкуснее и кисель, и молоко.
- Что ж пришла так далеко? Возвращайся поскорее…
- Я за братиком спешу, гуси братика украли,
Да и скрылись в дальни дали. Помоги найти, прошу!
Снова Речка говорит:
- Ты поешь меня, а там
Помогу обоим вам! - А Аленушка молчит…
Делать нечего, она… пьет молочную водицу,
Хоть не нравится сестрице, ест кисельны берега.
И тогда уже плывет вместе с Речкой до гусей,
Вороватых лебедей. Берега ей дали плот.
Поворот за поворотом, добралась с Рекой она
В царство злого колдуна, где гусиное болото.
В травах братца отыскала, тотчас спящего схватила,
И помчалась, что есть силы, снова к Речке и сказала:
- Помоги уплыть мне, Речка, - и водицы вновь отпила,
И на плот опять ступила, тихо слушая сердечко..
Подхватила их Река, увлекла сестру и брата,
И успела до заката на родные берега.
- Вот, спасибо, Речка – мать! Дальше знаю я дорогу
До отцовского порога… Недалеко нам бежать…
Вдруг за ними… шум да гам! Гуси видно спохватились,
Да в погоню и пустились по лесам и по долам…
Вот, они уж настигают, небо, сжавшись, потемнело…
Ох, беда… лихое дело, дети в страхе и рыдают.
Вдруг, откуда ни возьмись, Печка–печенька стоит,
Да как прежде говорит: - Ну, Аленка, потрудись!
Быстро сделала сестра все, что Печка говорила.
Та в себе детей укрыла, от гусей и сберегла…
Гуси с шумом подлетали, да крылами все махали,
И кричали по-над речкой, да летали по-над печкой.
Понапрасну был их гам, не нашли детишек там…
Пошумели, погалдели, да за горы полетели.
Дальше бросились бежать брат с сестрою по дороге,
Вспоминая о подмоге. Ноги ж стали уставать…
Гуси – лебеди опять над горами покружились,
Да назад и воротились, чтобы братика отнять.
Но, откуда ни возьмись, дичка Яблонька стоит,
И как прежде говорит… Дети за руки взялись,
Да стряхнули урожай, как их Яблонька просила.
Так вернулась к древу сила, повелела:
- Полезай
Ты, Иванушка, к верхушке, ты, Аленка - в середину.
Спрячу вас в листву-перину, помогайте лишь друг дружке!
Так и сделали они. Гуси лебеди летали,
И кружились, и искали - никого, кусты одни.
Так ни с чем и улетели. А детишки–то бегом
До деревни, вот их дом! И вбежали с криком в двери,
Да в объятия к отцу, что искал их день и ночь,
Звал Иванушку и дочь.
Все к счастливому концу.
С той поры уж много лет утекло, а эту сказку
Сохраняют, как подсказку, поучающий совет.
Если помощи желаешь, помоги сначала сам,
Верь природным голосам, зло добром и побеждаешь.
…
Опубликовано - http://www.stihi.ru/author.html?ezop
Электронная книжка http://online.pubhtml5.com/ucdb/cgce
иллюстрирована картинами Конашевича
((()))
Смысл неповторимости – творенье,
Выросшее в недрах повторенья.
((()))
Смысл творенья спрятан за чертой,
Что от нас скрывает мир иной.
((()))
Мир - иной, весь мир всегда иной,
Но слепец качает головой…
((()))
Умный знает знание пути,
Но никак не может обрести,
В знании пути сквозит безумство
Ветром восхитительного чувства.
((()))
Цель ученика – преодоленье
Косности великого ученья.
((()))
Лучший из путей духовных тот,
Что другим свечение несёт.
Став творящим светом для себя,
Путник исчезает, мир любя...
Свидетельство о публикации №112080107398
Ирина Петал 19.08.2020 16:10 Заявить о нарушении
Ирина Петал 19.08.2020 16:08 Заявить о нарушении
Подумалось, а если бы не было кощеев, драконов и диких гусей, то и сказок интересных, поучительных тоже не было бы:))
Сказки Суфиев 21.08.2020 14:58 Заявить о нарушении