Разум и воображение

НЕМНОГО ТЕОРИИ
----------------------------

        Этим летом мне на глаза попалась изданная ещё в 1976 году в калифорнийском Беркли книга Дениса Донохью "Суверенный призрак"*. Книга показалась мне достаточно интересной, и я решил перевести некоторые её фрагменты на русский язык и сохранить их у себя на странице, специально для читателей сайта СТИХИ.РУ. Вот некоторые из её основных моментов:

        Человек, в отличие от животных, - творец по своей натуре. Лишь ему одному даровано воображение. Произведения, которые создаёт человек посредством симбиоза разума и воображения, являются подтверждением его креативной натуры, а также того факта, что он - человек.
        Воображение всегда субъективно. Вместе с интуицией оно позволяет глубже проникнуть в суть вещей, чем просто знание. По сути, это прямой и непосредственный доступ к опыту, в отличие от дистанционного, который свойствен в большей степени рациональным категориям. Мы как бы непосредственно "касаемся" опыта, а не просто лицезреем его; всякая дистанция в данном случае устраняется.
        В отличие от разума, воображение не может быть транслировано в практические действия, поскольку на практике оно становится мифом, а это не так уж и небезопасно. Воображение и разум находятся в постоянной оппозиции друг к другу. Разуму не нравится, что воображение носит неорганизованный, безответственный и даже самовлюблённый характер. Воображению же не нравится то, что разум слишком тоталитарен, требует постоянного подчинения себе и довольно часто излишне скоропалителен в своих суждениях и выводах.
        Искусство в самом широком смысле (включая художественную литературу и, в частности, поэзию) - это и есть авторская попытка установить и сохранить некий динамический баланс между разумом и воображением.
        Задача искусства и литературы заключается, среди прочего, в том, чтобы постоянно напоминать власть имущим (как правило, начисто лишённым воображения), что есть в этом мире нечто, что им неподвластно. Любая идеология - это в сущности приверженность механической силе в ущерб воображению.
        Разумеется, воображение, которое абсолютно свободно, не может приветствовать тоталитарный строй правления и мыслей, оно не приемлет никакой цензуры и предпочтёт скорее быть девиантным, нежели раболепски преданным. Воображение - это мой собственный мир, т. е. тот, который создал не кто-нибудь, а именно Я. В этом смысле художник или писатель становится как бы героем созданного им мира. Возможно, это несколько самонадеянная теория, но в ней безусловно содержится рациональное зерно.
        Воображение может себе позволить быть истинно либеральным по своей сути. Особенно чётко это прослеживается в поэзии, где поэт абсолютно свободно (а не рестриктивно) выбирает нужные слова, располагая их в правильном порядке и добиваясь тем самым искомого смысла.
        Автор приводит слова англичанина W. P. Ker, сказавшего ещё в самом начале XX века, что "разум достигает истинной свободы посредством воображения" и что именно воображение является источником и основой правильного суждения. Таким образом, можно утверждать, что оба они - разум и воображение - находятся в отношении некоего оппозиционного партнёрства по отношению друг к другу.


  * Denis DONOGHUE. The Sovereign Ghost. Studies in Imagination. - Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1976.


Рецензии
Поддерживаю полностью. С теплом, Олег.

Олег Кротов 2   23.10.2012 15:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег! Рад поддержке!

Валерий Шувалов   23.10.2012 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.