М. Ю. Лермонтов
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
М.Ю. Лермонтов
Это красивое стихотворение я давно сохраняю в СТИХИ.РУ....Даже в этот момент я затрудняюсь с чего начать....Почему? Да просто здесь нет текста Молитвы , а субъективные ощущения поэта....
С самого первого слова до последнего перед нами один развернутый субъктивный силлогизм, который реферирует к архифразе: "Это есть так" . и именно форма развернутого обобщенного силлогизма дает доступ к имманентному анализу лермонтовского текста .
В предложенном тут поэтическом тексте М.Ю. Лермонтова есть несколько особенных моментов.
1. Заглавие - МОЛИТВА. Но что собой вообще представляет МОЛИТВА?
МОЛИТВА ЕСТЬ АРХИТЕКСТ БИБЛЕЙСКОГО ТЕКСТА, т.к. именно в архитексте эксплицируются МОДАЛЬНЬІЕ отношения, которые всегда Субъектно - Объектные.
В молитве йерархия, как основа Субъектно-Объектных отношений, кажется эксплицитно "перевернутой" таким образом, что самые сильные модальные идеи типа "необходимым быть" - "должным быть" оказываются в предпозиции в отношении человеческого идеогенезиса. В молитве понятия Субъект - Объект абсолютно лингвистичны, как и в тексте Библии, т.к. отношения между Субъектом и Объектом всегда только модальные; модальные идеи (глаголы) обеспечивают возможность проследить эксплицитно-имплицитную связанность текста.
2.ТИПЬІ МОДАЛЬНОЙ СВЯЗАННОСТИ в ТЕКСТЕ МОЛИТВЬІ
а) слабая модальная связанность
В молитве модальный глагол "мочь", как самый слабый, предлагает самую слабую связанность текста. Этот глагол эксплицитно встречается редко в тексте молитвы. Глагол "мочь" включает в себя аморфный образ, вводя в текст идею "возможного"(117)
Аморфность Субъекта, введенная самой слабой модальной позицией ("мочь/не мочь") объясняет его пассивное присуствие:
Так в лермонтовском тексте с первых строф экплицитно выражена позиция беспомощности и слабости Лирического Субъекта = Я:
"В минуту жизни трудную
Тесниться ль в сердце грусть " -
первые две строфы поэтического текста Лермонтова М.Ю. редуцируются к слабой модальной позиции типа "мочь" -"не мочь" , т.е. Лирическое Я в "минуту жизни трудную" представляется Субъектом в слабой модальной позиции и ищет выход из ситуации
б) Средняя степень связанности,, соответствующая модальной связанности типа "хотеть" = возможное желание вводится модальной идеей "хотеть", подчеркивающей всегда аффинитет к одушевленным Субъектам. Глагол "хотеть" как и глагол "мочь" редко эксплицируются на поверхности текста, о чем отлично свидетельствует текст Поэта :
"Одну молитву чудную
Твержу я наизусть."
глагол "твердеть" имплицитно реферирует к "хотеть сказать" Интересно отметить, что Поэт не называет, выученную им наизусть молитву....Важно, что он повтаряет только ее.
И вот тут и ставится вопрос: с какой целью произносится она?! Естественно к Богу....Однако в этой ситуации появляется кое-что неестественное....?
в) Самая сильная модальная свазанность вводится понятиями :"необходимым быть" - "должным быть", т.е это позиция БОЖЕСТВЕННОГО, где две самых сильных модальных идеи оказываются базисными для создания Образа Божественного. В момент произношения МОЛИТВЬІ Субъект - становится в позицию Объекта, над которым должно (молящийся об этом просит) совершиться определенное действие. А это означает, что сильная модальная связанность всегда находитса ВНЕ Я молящегося.
Само сочетание:"НЕОБХОДИМЬІМ БЬІТЬ" =НЕ ЛИЦО / "ДОЛЖНЬІМ БЬІТЬ = ЛИЦО " есть идеогенетическая основа БОЖЕСТВЕННОГО, решающего (соглосно вероучению) Судьбу молящегося. И еще один важный момент : смена позиции молящегося из Субъекта на Объект заставляет последнего как бы обратиться к этапу идеогенетически предыдущему, т.к. молящийся есть оперативная (= ментальная) часть этапа сильного предходящего = БОЖЕСТВЕННОГО
Таким образом, Лирическое Я сообщает о своем новом состоянии, испытав на себе воздействие ПРЕДХОДЯЩЕГО БОЖЕСТВЕННОГО ЭТАПА.
Этим торжеством ДВУХ САМЬІХ СИЛЬНЬІХ МОДАЛЬНЬІХ ПОЗИЦИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОНЯТИЕ БОЖЕСТВЕННОГО И ОБЪЯСНЯЕТСЯ ТОРЖЕСТВО БОЖЕСТВЕННОГО НАД СЛАБЬІМ ДУХОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Лорина Тодорова, БИБЛИЯТА и нейното място в историята на ЕВРОПЕЙСКАТА ЛИТЕРАТУРА, изд. ФАБЕР, 1999
Свидетельство о публикации №112073001431
С самого первого слова до последнего перед нами один развернутый субъктивный силлогизм, который реферирует к архифразе: "Это есть так" . и именно форма развернутого обобщенного силлогизма дает доступ к имманентному анализу лермонтовского текста .
В предложенном тут поэтическом тексте М.Ю. Лермонтова есть несколько особенных моментов.
1. Заглавие - МОЛИТВА. Но что собой вообще представляет МОЛИТВА?
МОЛИТВА ЕСТЬ АРХИТЕКСТ БИБЛЕЙСКОГО ТЕКСТА, т.к. именно в архитексте эксплицируются МОДАЛЬНЬІЕ отношения, которые всегда Субъектно - Объектные.
В молитве йерархия, как основа Субъектно-Объектных отношений, кажется эксплицитно "перевернутой" таким образом, что самые сильные модальные идеи типа "необходимым быть" - "должным быть" оказываются в предпозиции в отношении человеческого идеогенезиса. В молитве понятия Субъект - Объект абсолютно лингвистичны, как и в тексте Библии, т.к. отношения между Субъектом и Объектом всегда только модальные; модальные идеи (глаголы) обеспечивают возможность проследить эксплицитно-имплицитную связанность текста.
2.ТИПЬІ МОДАЛЬНОЙ СВЯЗАННОСТИ в ТЕКСТЕ МОЛИТВЬІ
а) слабая модальная связанность
В молитве модальный глагол "мочь", как самый слабый, предлагает самую слабую связанность текста. Этот глагол эксплицитно встречается редко в тексте молитвы. Глагол "мочь" включает в себя аморфный образ, вводя в текст идею "возможного"(117)
Аморфность Субъекта, введенная самой слабой модальной позицией ("мочь/не мочь") объясняет его пассивное присуствие:
Так в лермонтовском тексте с первых строф экплицитно выражена позиция беспомощности и слабости Лирического Субъекта = Я:
"В минуту жизни трудную
Тесниться ль в сердце грусть " -
первые две строфы поэтического текста Лермонтова М.Ю. редуцируются к слабой модальной позиции типа "мочь" -"не мочь" , т.е. Лирическое Я в "минуту жизни трудную" представляется Субъектом в слабой модальной позиции и ищет выход из ситуации
б) Средняя степень связанности,, соответствующая модальной связанности типа "хотеть" = возможное желание вводится модальной идеей "хотеть", подчеркивающей всегда аффинитет к одушевленным Субъектам. Глагол "хотеть" как и глагол "мочь" редко эксплицируются на поверхности текста, о чем отлично свидетельствует текст Поэта :
"Одну молитву чудную
Твержу я наизусть."
глагол "твердеть" имплицитно реферирует к "хотеть сказать" Интересно отметить, что Поэт не называет, выученную им наизусть молитву....Важно, что он повтаряет только ее.
И вот тут и ставится вопрос: с какой целью произносится она?! Естественно к Богу....Однако в этой ситуации появляется кое-что неестественное....?
в) Самая сильная модальная свазанность вводится понятиями :"необходимым быть" - "должным быть", т.е это позиция БОЖЕСТВЕННОГО, где две самых сильных модальных идеи оказываются базисными для создания Образа Божественного. В момент произношения МОЛИТВЬІ Субъект - становится в позицию Объекта, над которым должно (молящийся об этом просит) совершиться определенное действие. А это означает, что сильная модальная связанность всегда находитса ВНЕ Я молящегося.
Само сочетание:"НЕОБХОДИМЬІМ БЬІТЬ" =НЕ ЛИЦО / "ДОЛЖНЬІМ БЬІТЬ = ЛИЦО " есть идеогенетическая основа БОЖЕСТВЕННОГО, решающего (соглосно вероучению) Судьбу молящегося. И еще один важный момент : смена позиции молящегося из Субъекта на Объект заставляет последнего как бы обратиться к этапу идеогенетически предыдущему, т.к. молящийся есть оперативная (= ментальная) часть этапа сильного предходящего = БОЖЕСТВЕННОГО.
Таким образом, Лирическое Я сообщает о своем новом состоянии, испытав на себе воздействие ПРЕДХОДЯЩЕГО БОЖЕСТВЕННОГО ЭТАПА.
Этим торжеством ДВУХ САМЬІХ СИЛЬНЬІХ МОДАЛЬНЬІХ ПОЗИЦИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОНЯТИЕ БОЖЕСТВЕННОГО И ОБЪЯСНЯЕТСЯ ТОРЖЕСТВО БОЖЕСТВЕННОГО НАД СЛАБЬІМ ДУХОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Лорина Тодорова, БИБЛИЯТА и нейното място в историята на ЕВРОПЕЙСКАТА ЛИТЕРАТУРА, изд. ФАБЕР, 1999
Д-Р (КФН) ЛОРИНА ТОДОРОВА
Лорина Тодорова 30.08.2016 02:34 Заявить о нарушении