Коль без царя и Бога в голове

Люди-будьте милосердными)))

"Каждый до конца своей жизни несет ответственность за другого.
 Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь."

(Из дневниковых записей императрицы Александры Фёдоровны Романовой.)



Коль без царя и Бога в голове,
То и в душе таится пустота...
И нет полёта высшего в мечте
И жизнь тогда сплошная суета...

Тогда ни жертвенности нет,
Ни соучастья...
Нет милосердия ни к боли,
Ни к несчастьям...

Нет ни добра сердечного,
Ни ласки...
Лишь глазки бегают
Под человечьей маской...

Коль без царя и Бога в голове,
То закрома лишь ломятся от злата...
Померкнет блеск!Коса - сухой траве...
За злато неминуема расплата.

И если к сирому,больному сироте,
Вдове,бездомному не выявишь участья,-
Не удивляйся ,почему ж тебе
Твой кошелёк не обеспечил счастья?

Нет в кошельке том искренних друзей.
Нет уважения к тебе и соучастья.
Любви там тоже нет и  смысла нет,
Коль блага нет на чьё-либо несчастье...

Благотворительность-великий Божий дар!
Господь всегда и любит и жалеет!
Он шанс даёт-Небесный Светлый Царь!
"Рука дающая -не оскудеет!"

P.S
Милосердие и Русь,-неразрывные понятия,если мы обратимся к Истории
(доктор исторических наук Кононова, Татьяна Борисовна)

Сегодня как никогда ощущается потребность в коренных преобразованиях в стереотипах массового сознания, в отношении к собственности, к богатству, в новом, современном понимании исконных российских понятий милосердия,  благотворения.
Традиции милосердия и благотворительности в нашем Отечестве имеют глубокие исторические корни . Задолго до принятия христианства древние славяне имели четко организованные институты помощи «слабым» членам своей общины. Складывались они, видимо, постепенно, в течение нескольких тысячелетий, прежде чем славяне, подобно другим народам, населяющим земной шар, пришли к пониманию необходимости делиться излишками накопленного общинниками совокупного продукта с нетрудоспособными членами своего коллектива. Благотворительность на Руси имела свои специфические особенности, обусловленные менталитетом нации и спецификой общинного жития. Изначально для славян характерна были взаимопомощь и взаимовыручка, без которых в суровых климатических условиях не могли бы выжить наши предки. Так постепенно сложились хозяйственные формы помощи в виде «капусток», совместного возведения общественно значимых построек и распределения остатков поминальной еды среди малообеспеченных членов общины. Последний вид помощи был весьма распространен и, на наш взгляд, впоследствии, с принятием христианства, стал доминирующей формой на долгие столетия, представляя собой самую примитивную форму вспомоществования - милостыню. Инициатором ее был, как правило, самый богатый человек - князь.
По мере развития государственности все новые и новые силы включались в решение проблем нуждающихся, порождая инновационные
 Под государственностью мы понимаем особый признак, которым отмечено историческое развитие стран (нации, группы, национальностей, союза племен и т.п. образований), сумевших создать собственное государство. Государство - не только достояние общества и показатель его развития, но и идеология, формы поддержки: от примитивных приютов до стройной государственной системы помощи различным категориям бедствующих.
Своеобразие традиций милосердия в России заключается в том, что наряду с частной благотворительностью развивались государственная, общественная и церковно-монастырская формы помощи. Кроме того, существовала целая сеть специфических благотворительных заведений, не подпадающих ни под одну из перечисленных выше форм - это заведения, находящиеся под покровительством Российского императорского дома.
Между тем, многие аспекты развивающейся под руководством семьи Романовых практики социальной помощи, такие, например, как государственное законодательство в отношении благотворения, уставные и программные основы богоугодных учреждений, источники и способы их финансирования, деятельность опекунских советов, контроль государства и общества над благотворительными организациями, воспитание и образование сирот и так далее, могут с успехом использоваться сегодня, когда государство оказалось не способно в силу ряда объективных и субъективных причин обеспечить социальную стабильность в обществе.
Отказ от богатых традиций дореволюционной благотворительности повлек за собой определенные морально-нравственные потери, выразившиеся, в первую очередь, в определенной девальвации таких традиционных для России понятий, как милосердие, сострадание, благодеяние и т.д. Ряд нравственных императивов был вычеркнут из народной памяти посредством полного их забвения



ВКЛАД ЖЕНЩИН ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА РОМАНОВЫХ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
С.В. Калиниченко

Традиции благотворительной деятельности и милосердия в императорском доме Романовых сложились задолго до начала Первой мировой войны. Они эффективно дополняли социальную политику государей и существенно укрепляли престиж правящей династии. Особую роль в этом деле играли женщины, находившиеся в непосредственной близости от трона, то есть жены, сестры, дочери императоров.
Первая мировая война обнажила множество социальных проблем, в том числе связанных с обеспечением обмундированием, организацией своевременной медицинской и финансовой помощи раненным и поддержкой их семей. Женщины из семьи императора Николая II активно взялись за их решение. Началось учреждение ряда комитетов: 14 сентября 1914 года заработал Комитет ее императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны для оказания помощи пострадавшим от военных действий; 10 января 1915 года – Особо уполномоченный комитет великой княгини Марии Павловны по снабжению больных и раненых воинов теплой одеждой; 10 мая 1915 года – Всероссийское общество здравия в память войны 1914-1915 годов под покровительством ее императорского величества государыни императрицы Александры Федоровны. Вдовствующая императрица Мария Федоровна открыла собственный склад для пожертвований в пользу больных и раненных воинов, куда поступали теплые вещи, которые затем переправлялась на фронт, великая княгиня Ксения Александровна была уполномочена Марией Федоровной от имени Всероссийского Красного Креста на сбор пожертвований для раненых  Благотворительностью занималась великая княгиня Елизавета Федоровна. Консолидирующие функции выполнял Верховный Совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов. Он осуществлял координационную деятельность по объединению усилий благотворительных организаций по всей стране и  оказывал им финансовую помощь . Возглавила его императрица Александра Федоровна, которая по воспоминаниям П. Жильяра «не рассуждая, тратила свои силы, с тем пылом и страстью, которые вносила во все свои начинания» . Она занималась созданием Царскосельского эвакуационного пункта, в который входило 85 лазаретов. Около 20 санитарных поездов, названных именами царственных особ, обслуживало эти лазареты , осуществляли подвоз раненных с полей сражений.
Беспрецедентным поступком в русской истории стало решение императрицы Александры Федоровны работать вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной сестрами милосердия, ассистируя хирургам при операциях. Из «Очерка деятельности Царскосельского лазарета за первые три месяца войны» и из воспоминаний современников известно, что царица с дочерьми прошли для этого специальный курс у выдающегося доктора медицины княгини В.И. Гедройц, занимаясь по два часа в день и ежедневно практикуясь в лазарете . Учились они «как все», не подчеркивая своего особого положения в обществе, не требуя исключительных прав, сдавали общие для всех экзамены и многие отмечали вдумчивость и старательность, с которыми они отнеслись к выбранному делу . После окончания обучения они стали «знающими хирургическими сестрами, а Россия обогатилась тремя сердцами, неразрывно связанными с нею цепью пережитых, страданий, цепью, которая не может быть ни разорвана, ни забыта»
В лазарете августейшие особы без каких-либо привилегий выполняли функции согласно полученной квалификации. Императрица распорядилась, чтобы Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна поступили в отделение для низших чинов, приучая их к мысли о служении своему народу, а сама вместе с фрейлиной А. Вырубовой работала в отделении для офицеров  По воспоминаниям старшей сестры Дворцового лазарета В.И. Чеботаревой княжны занимались чисткой и стерилизацией медицинских инструментов, перевязками, готовили белье, бинты, убирали в палатах . Императрица часто ассистировала при операциях, подавая инструменты, «уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ни чем»  При этом окружающие отмечали у сестер милосердия Романовых отсутствие высокомерия и доброжелательное отношение, как к солдатам, так и к персоналу лазарета
Во время войны Александра Федоровна отказалась от пошива новых платьев и носила в основном форму сестры милосердия, упростилось меню царского стола, все личные деньги четы Романовых пошли на благотворительность . Придворные автомобили и экипажи были отданы для перевозки раненых. Цветы из оранжерей, сладкое придворных кондитеров — все это направлялось в лазареты.
Императрица и ее дочери личным примером продемонстрировали всему обществу необходимость оказания помощи стране в трудные военные годы. Благодаря этому шагу аристократия активизировалась в делах благотворительности: под госпитали стали отдаваться особняки знати, многие представительницы высшего света пробовали себя в качестве сестер милосердия, оказывалась финансовая поддержка пострадавшим от войны со стороны всех слоев населения. Огромную роль работа царственных особ в лазаретах сыграла для поддержания патриотического духа солдат. Александра Федоровна и княжны в годы Первой мировой войны доказали верность России и своему народу.
Ссылки:
Борщукова, Е.Д. Частная благотворительность в России в условиях Первой мировой войны как элемент в выявлении патриотических настроений / Е.Д. Борщукова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 84. – с. 63.
Бякина, В.П., Российская благотворительность под покровительством дома Романовых: истоки, традиции, опыт / В.П. Бякина, В.Г. Качалова // Credo new – 2005. – № 2. – http://credonew.ru/content/view/481/30/
Жильяр, П. Император Николай II и его семья. (Петергоф, 1905 – Екатеринбург, май 1918 г.) / П. Жиляр // Предисл. С.Д. Сазонова. – Воспроизводство изд.: Вена: книгоизд-во «Русь», 1921. – С. 118.
Хохлов, В.Г. Гедройц В.И. – старший ординатор царскосельского дворцового госпиталя / В.Г. Хохлов // Песоченский историко-археологический сборник. – Киров. –1997.
Очерк деятельности Дворцового лазареты за три месяца войны Доктора Мед. Кн. В.И. Гедройц / [Электронный ресурс] //Сайт Кирилла Финкельштейна. –  Режим доступа: Мельник, Т.Е. Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции / Т.Е. Мельник. – М.: Анкор. – 1993.
Очерк деятельности Дворцового лазареты за три месяца войны Доктора Мед. Кн. В.И. Гедройц / [Электронный ресурс] // Сайт Кирилла Финкельштейна. –  Режим доступа: Будко, А.А. «В известные момекнты на войне не медицина, не наука, не операция играют самую важную роль, а организация работы…» Военная медицина в России в годы Первой мировой войны / А.А. Будко, Е.Ф. Селиванов, Н.Г. Чигарева // Военно-исторический журнал. – 2004. – № 8. –       с. 62.
Чеботарева, В.И. В дворцовом лазарете в Царском селе. Отрывки из дневника / В.И. Чеботарева. – [Электронный ресурс] //Сайт Кирилла Финкельштейна. –  Режим доступа:


Рецензии