Выпуск 19 рощи рисованной ольхи
* * *
Дивлюсь явленьям обликов небесных,
когда они не в небесах, а здесь,
где был и я рождён…
И очень интересно:
им повезло, иль мне?.. Такая смесь!
Они – как ноты, что не прозвучали
в мелодии, исполненной печали
физических страданий и смертей, –
что в их присутствии звучит ещё полней,
когда поймёшь вдруг, почему их не сыграли.
19-1.
АКТРИСЕ И БАЛЕРИНЕ
Лучшую – твоих ролей! –
Березняк оплатит,
Где глушил нас соловей,
Мокло в ливне платье.
Облака – самообман,
Перевоплощенье! –
Превращаются в туман,
Мы друг другу – тени…
Но играла ты, таясь –
Взглядом, вспорхом, жестом!..
Твоё платье плыло, длясь,
С места и на место.
Солнечным лучом – к листу,
И к лицу – мгновенье! –
Образ пестуй и пластуй…
Мы друг другу – тени?
Свет! И в тень восходить роль,
В ливне не линяет.
Мы играем вместе боль
(Образ заменяем!)…
Обращённый вдаль и ввысь
Домик в три оконца…
Утвердись, вживись, вернись,
Мы друг другу – солнце.
Наши клятвы – позади,
Память – неизбывней:
Мы с тобою – грудь к груди,
Солнце вместе с ливнем.
19-2.
* * *
Как сыч сижу я на кровати.
Что делать мне, скажите, братья?
Одни стихи в моей тетради, –
Стихи судьбы, что в вещем крике
Моём, с рожденья безъязыким…
19-3.
DIOTIME
Крупнейшему христ. миссионеру
Православия в Католицизме –
Т. GORITSEVOI (DIOTIME)
I
Не то, что ты в Европе, не о том,
Но, ласточка, крещендо от созвездий,
Возьми мой голос – обретённый дом,
И стань о нём необратимой вестью.
Разлука ли нам, вхожим в вечный сад
Планетоарфного скрипучего концерта,
Где сыплет листья одичалый Вертумн
Нечеловечьих апассионат…
II
19-4. В объединённой Германии
Да, климат изменился, не к чуме,
Но к Знаку Карты, к Слову, Диотима!
Земля к себе ущербом обратима
Родной улыбки, словно на уме
Двух полюсов, сопрягших День и Вечность,
Двух Ясностей, двух жилок у висков,
Протаял в недра лёд материков
И стал Истоком родниковой речи.
III
19-5. Прощание в 1980 году.
Высылка Диотимы за рубеж.
Осенний лес на Юго-Западе:
Несбывшийся Новалис…
Деревья ветвями царапали,
Куда бы мы ни порывались…
Мы шли дождями вкось. И за полем
Рыдали в туч провале…
Я оставался. Ты оставила
Меня, и близилась гроза.
Спортивною дорожкой гаревой
Скатилась как слеза.
IV
19-6.
Из Стрельны – в Вену:
В двадцать четыре…
Мне завещав, заменой делу,
Всё, что есть в мире…
А у могилы ранней матери –
Твоей природы,
Я вижу девочку на паперти,
И своды, своды…
Так прозвучи в них прежним голосом,
Репатриантка,
Чтоб как у леса – дыбом волосы
У Патриарха…
Пусть надо мной не тешат вороны
Своих кумирен,
Прощай – на все четыре стороны,
Прости – на четыре…
V
19-7. Памяти Гельдерлина
Весна неузнаваема. Тепло
Втекло, едва касаясь средостений
Стволов древесных, веток, их сплетений,
И на холмы взойдя, в себя ушло.
Тогда февраль вернулся – Гельдерлин, –
Высоким синим пламенем мороза;
Вздохнуло сердце, затаился сплин,
И воздух оцарапала мимоза…
Нам не хватило 2-3 всплеска арфы
До окончательного жара стужи,
До сумасшествия, в котором режут уши,
И как сердца, в ветрах трепещут шарфы!..
Но голуби летят за подаяньем
К церковной паперти, и девочка-певица
Мелодию охрипшей вяжет спицей
И долго смотрит в желтое сиянье.
______________
19-8.
* * *
Т. Г.
Как Логос воплощён дыханьем Речи? –
Он воплощён в движениях ж и в ы х…
И каждый жест – иных судеб предтечен,
И каждый Слог – не слог уже, а стих.
Так Логос воплощён в движеньях будущих
Дыханьем каждым нашим… Не до сна:
Я говорю, молчу, жую, но – будучи
Движеньем жеста!.. – Божия блесна!
19-9.
С Н.Е. ШТЕМПЕЛЬ НА ВЫСТАВКЕ ФАРФОРА
I
Струит фарфоровую даль
Осеннее резное блюдце.
В белофигуристость вернуться
По синей памяти – гризайль…
… (Глубок полудень у Ватто,
легки в круженьи лёгком пары
в узоре блюдец, и муары
заката в кружеве литом)…
… Для клюквы спелых наслаждений,
В золотожилье бледных щёк,
И для фарфоровых видений –
Мы в этот мир придём ешё!
II
осколки фарфоровой чашки
Рисунок в осколках – из странных:
там кто-то, возвившись, упал!..
И скрылся в волнах океана,
И вместе с осколком – пропал!
Не знаю, куда он взвивался –
Здесь был вот кусочек другой,
Да только и он затерялся –
Отломленной машет рукой.
Ты выше смотри: там – рисунок!
Там – чашкоостатка кусок:
И четверти первой подлунок,
И светлых лучей поясок…
А значит, две эти фигуры
И весь золотой окоём –
Как памяти экстрамадуры *
О том чаепитье вдвоём!
III
2-2-2-(1)-4-3
Та память о влажном глоточке
Жива постоянно была.
… (Сидела, наверно, в платочке,
но – словно бы в шляпке плыла…
А чай покупала – в ларёчке,
и к чаю была – пастила…)
. . .
Пусть чашка разбита в Максудо,
В Мадрите, в Харбине, в Метелл…
Но только сейчас и отсюда
Кусок её в небо взлетел!
И блещет над нами – п о с у д а.
С осколком луны. И – о, чудо!–
Глаза этих призрачных тел.
___________________
* гиперболически-образные, очень красивые изображения.
19-10.
* * *
Синий сумрак тайно налит,
В золотисто-ясном сквере
Растворяясь, как в бокале.
Здесь ли тень твоя, Сальери?
Инфракрасный шар отвесно
Опускается в предместья,
И музыкой сфер небесных
Всходит реквием созвездий,
Цветоритмами неона
Пробегает по аллеям,
Только вздрагивают в кронах
Жилы, ветви, пульс слабеет.
Тонкий яд густеет в теле,
Тяжелеет голова,
Угасают все слова…
И Сальери тень едва
Различима на качели…
19-11.
3-1-3-1-2-1-1-2
* * *
Ты нем, о, том!.. Что миру мысль –
Стихом к стиху, как по кусочку?
Шитья лоскутного сорочка!
Надень и стой, не шевелись…
Ты – манекен в витрине. Торг,
Похоже, будет неуместен:
Адажиоотаж, восторг…
Кто кутюрье?.. Ах, неизвестен…
Стой, не дыши! С живого снять
Сорочку вряд ли кто решится.
А с манекена – исполать!
Но – осторожней раздевать!..
Чтоб невзначай не увидать,
Как у него дрожат ресницы.
19-12.
Для окончательного выхода
из стихотворения 19-11.
* * *
5-10
И вновь она меня нашла,
Звезда во лбу её сияла,
И примеряла два крыла,
То прикрепляла, то срывала,
То сверху, то под покрывало…
Шептала: В следующий раз
Уж точно будет всё готово…
Даю, даю, конечно, слово –
Одно, другое… на хоть все!..
И будет образ – на показ!
Всех поразит твоя обнова…
Да, да, к копчёной колбасе –
Вот, зуб даю!.. Бери сейчас!..
Да не смотри ты так сурово!..
Ну, хорошо… ну, вырви глаз.
19-13.
* * *
В стихотворенье из обмана
стекала речка иньияна,
а я так жаждал и молил,
что к ней припал и долго пил.
Предупреждали: речка эта
не просто так зовётся Лета!..*
… И вот теперь не знаю я:
что, с неба, видится ль земля?
Напомни, мой пернатый друг,
у пеликана сколько рук?
А у двугорбого орла
какого цвета удила?
Седьмица – это точно треть?
Когда не в мочь – как не суметь?
Что? – у меня сомнений нет?
Что? – при подсказке: Как дела? –
из этой лодки без весла
я не смогу задать ответ?
* А я так жаждал и молил,
что к ней припал и долго пил.
19-14.
(3)-(3) – 4 – 4
* * *
Время тащится, как длинная повозка,
Час секундный вьёт из воска
Канитель, –
Свет души невиданного лоска
Сопрядается из слышимых
Петель.
Этот труд – стиху не уступает,
По ступеням строк, оставив тракт,
Альпинист с метафорой мелькает,
Покоряя снежный артефакт.
А по тракту уползает вдаль повозка,
Ну, а этот, в снежных блёстках, без лица –
Альпинист – ступени рубит – (тёзка!), –
С неба сыплется секундная пыльца.
17-27, пятница, 02г./10, г. Воронеж.
К 40-летию собственной творческой
деятельности.
19-15.
* * *
В вас я любил творения Отца.
В отце – творения. И что же, кроме жизни,
Я вам оставлю в брошенной Отчизне:
Святые строфы в замыслах Творца.
И будет День. День Скорби Безысходной.
Безгрозье. Сушь. И отразят немые
Ландшафты неозвученной природы
Огромнейшие зеркала кривые.
19-16.
* * *
В потустороннем и подземном –
Что делать в Дни Святой Недели?
По-нед огромным, внесистемным
Из той постели
восставал.
Втор – ник, – а как же вы хотели? –
Средой таинственной скрывал
Того, кто был ещё не в теле.
Чет – верг его и обрекал.
Во-пят: ни цели, ни стремленья!
В субб от волнений отдыхал –
Готовясь к встрече воскресенья,
Потягивался и зевал.
Свидетельство о публикации №112072804812