Картезианское наследие!!!

Алёна-Анастасия Инженю.


Забросит один дурак в болото камень и десятеро умных не могут его вытащить.
Народная мудрость

Рене Декарт (1596-1650) был очень плодовитым деятелем науки, философии и всего остального мыслительного.
Сколь он был плодовит, столь же, как бы это сказать по-деликатнее,  был и неопрятен, и потому немало наследил в вышеуказанных областях. Так что мы, путешественники в мире идей, теперь должны ходить, внимательно глядя под ноги, дабы не вляпаться в его НАСЛЕДИЕ!!!
«Не говори «ХОП», когда перепрыгнул. Сначала посмотри, во что ты попал!»
Юлиан Тувим

Эссе состоит из двух частей.
Первая, моя беседа c одним молодым человеком.
Вторая – цитаты самого Декарта

1.
Возвращаюсь к Декарту.
О «Сogito, ergo sum –  Мыслю, следовательно существую»
Федя, я читала его биографию, его труды, с омерзением, но читала.  Занятие, скажу, мерзкое, но полезное для меня!
Декарт родился в 1596 году, через четыре года после смерти Мишеля Эйкема Монтеня, слышал о таком? Так вот, Мишель Монтень и Жан Мелье были,  кроме, может, Франциска Ассизского,  единственными людьми в те жестокие времена, которые призывали к любви и состраданию к животным. Он об этом пишет в своих «Опытах».
А Декарт уже после него провозгласил нечто иное: Животные, это, де, вообще, машины,  мёртвые механизмы, лишь имитирующие видимость жизни! Они не живые, так как они НЕ МЫСЛЯТ, а значит не существуют (по смыслу, как живые существа!).
Интересно, конечно, КАК мёртвые машины ухитряются имитировать видимость жизни, не имея ни чувств, ни мышления для этого имитирования? Мёртвые машины ничего имитировать не могут!!! Они мёртвые. Для имитации требуется именно мышление, ведь имитировать надо со смыслом. С целью. Со знанием предмета имитации!!! Но эта тварь, я имею в виду  Декарта, о таком и не задумывается! Ему нужно декларативно объявить животных машинами, вот он придумал и псевдофилософию и этот поганый лозунг! Декарт, Федя, учился в иезуитской школе, бежал из Франции в Голландию, потом бежал из Голландии в Швецию, где и сдох! Он был патологическим садистом, извращенцем,  даже по тем временам не очень вяжущимся со титулом  аристократа. И, чтобы оправдать свою позорную и неодолимую страсть к мучительству, он и придумал целую философию о духе и машине. В  человеке, де, есть дух, есть божественная искра и он мыслит, а значит живёт. А в животных её нет! Значит они машины и их можно резать, жечь, терзать любыми методами, а их крики ужаса и страданий, это, де, лишь имитация! Что он делал многократно!!! Истязал беззащитных животных и получал при этом сексуальное удовольствие!  От него пошёл, подхваченный другими садистами, метод вивисекции -- знаешь, что это такое: операции и опыты на живых животных! От него! Ну, нравится тебе этот замечательный Рене Декарт?

Рамочка, я этого не знал! Нет, не нравится мне это, но он действительно многое сделал для науки...

Федя, какое мне дело до его математических способностей и прочих талантов...
Кроме того, Федя, примени здесь ты сам свою логику, без меня, «истеричной и чересчур чувствительной девицы», как ты, наверно, думаешь сейчас.

Рамочка, я ничего подобного не думаю!

Ладно, итак, примени свою безупречную логику.
Принимаем изречение Декарта за истину, аксиому, и начинаем применять её на практике,  для анализа, хорошо? Сначала ко всему человечеству.
Чем руководствуются в своих повседневных делах, день за днём, год за годом, век за веком, тысячелетия за тысячелетиями, большинство людей, человечество, так сказать, семь с лишним миллиардов? Инстинктами и рефлексами чисто животного происхождения! Каковы наивысшие приоритеты у этого подавляющего большинство «мыслящих» существ – хорошо пожрать, хорошо выделить отходы обмена, хорошо переспать с партнёром или партнёршей, наплодить себе подобных, а как же, «продолжение рода», продолжение МОИХ генов! То есть, речь идёт о чисто животных потребностях и стремлениях!!! Что ешё входит в их высшие приоритеты? НИЧЕГО!  Или  я клевещу на человечество, оно, все как один, размышляло и продолжает это делать теперь  -  о проблемах мироздания, о вопросах  философии и смысле бытия, об этике,  о сохранении той среды, которую эти семь миллиардов, тупо и беспощадно гадя в неё, уничтожают?  НЕТ! НЕТ! НЕТ!
Всё их «мышление» только и занято тем, как получше обслужить эти самые чисто животные потребности! Чем же они отличаются от животных? НИЧЕМ! Так могут ли они вслед за Декартом сказать: Cogito  -  ergo sum? Опять, нет! Non cogito-ergo sum,  НЕ мыслю, значит существую! Вот, что может смело сказать о себе большинство!  Значит, по Декарту, они ЖИВОТНЫЕ!!!
(А  в Советском Союзе времён Сталина, это, вообще, звучало бы так: Incognito-ergo sum!  Неизвестен – значит существую!)   
Следовательно, получается, мыслит один Декарт? Все остальные, большая часть человечества, под его определение не подходят? Не мыслит!!!
Отлично! Давай возьмём и проверим  это самое мышление у него, у Декарта.
Скажи мне, ДОБРОТА, она запрограммированна в природе, в генах, она носит чисто животное происхождение или это какое-то отклонение от нормы? Если – да, запрограммирована, то неясно, как все хищники за сотни и сотни миллионов лет вообще не сдохли от истощения, ведь добрый хищник не будет есть и терзать другое животное? Или это, может быть, чисто человеческое качество, именно и выделившее людей из животного мира? Опять – чушь, все эти пред-прачеловеки тоже сдохли бы от голода и никаких «разумных» людишек, Homo Sapiens, не возникло бы! Наоборот, не просто поедание мяса убитых животных, а КАННИБАЛИЗМ выделил пралюдей из животной среды! Почитай Раймона Дарта, антрополога! «Хищнический переход от обезьяны к человеку»
Так вот, доброта, сострадание – это явно не заложенная в наших генах наследственность от биологических предков, рептилий и плотоядных хищников. Это качество целиком антиживотное! А вот свирепость, жестокость, бессердечность, безжалостность, жажда набить желудок любой ценой, причём убийство другого существа – не только разрешено для этой цели, но прямо инстинктами указывается – делай так, вот эти качества – ясно,  древнейшие и сильнейшие, заложенные и в людях!
Декарт  -  садист, жестокость – это его способ удовлетворить потребность в мучительстве и убийстве слабых (Сильных боязно, сильные ведь и сами тебя, Декарта, на шницель могут пустить!). Значит своим всепоглощающим садизмом Декарт доказывает, что он  --  существо тоже,  чисто животное, бездумное, немыслящее, мёртвая машина,  запрограммированная на жестокость и бесчувственность  – вот и давайте начнём с него его же уроки вивисекции!
Он тоже не мыслит, а значит не существует!
      
Завтра создадут бездушных  роботов, которые будут талантливей людей в той же математике, ну и что? Уже сейчас компьютеры совершают логические операции в миллионы раз быстрее человека. Ты их за одно это запишешь в ЛЮДИ? Он, Декарт, может и был способной в каких-то областях знания МАШИНОЙ, да вот ЧЕЛОВЕКОМ он никогда не был!


2.

Чтобы не быть голословной, приведу несколько цитат из работ самого Декарта:

«Наука подобна женщине: поскольку,  оставаясь добродетельной, она принадлежит лишь своему мужу, её уважают; когда она становится доступной всем, становится дешёвой»
(Очень глубокомысленная фраза, не так ли? Полная уважения к женщине, как к предмету, принадлежащему своему мужу! Мол, наука – это только для таких, как ЯЯЯЯЯЯ! И никак не для многих, желающих заниматься ею!)

«Высокое совершенство, с которым животные производят различные действия, заставляют нас подозревать, что они лишены свободной воли»
(Ещё один шедевр мысли Декарта. Свободная воля – это мышление, по идее Декарта. И обладают ею только ЛЮДИ!!! Коль так, всех людей выполняющих различные действия с «высоким совершенством», следует отнести к животным!!! Балерина, прекрасно танцующая – тварь животная! Фигуристку на льду –  в хлев! Часового мастера – в свинарник. Учёного-экспериментатора, задумавшего и выполнившего эксперимент с высоким совершенством – в стадо скота! Писателя, совершенно пишущего романы или талантливого поэта – в зверинец!!!
Хирурга и музыканта виртуоза – на бойню! Они все ЖИВОТНЫЕ!!!
И, посмотрите-ка, самого Декарта, чего-то придумавшего в математике и философии – если, конечно, совершенство налицо, туда же – в джунгли. На стол вивисекции! Вот, какой умный Декарт, противоречит сам себе на каждом шагу и даже не изволит это заметить!)

«Современные науки носят маски; если эти маски снять с них, они предстанут во всей своей красе. Для постижения их связи удерживать в памяти порядок их следования покажется не труднее, чем удерживать в памяти числовой ряд»
«Пробежав глазами с пользой для себя все вздорные вещи Ламберта Шенкеля (в книге «Об искусстве запоминания») я подумал, что мне будет легко объять воображением всё. что я открыл,  посредством сведения к причинам, а так как при этом все причины сводятся  в свою очередь к одной, ясно, что, применительно ко всем наукам, нет необходимости в памяти, ибо тот, кто возвысился до понимания, в своём мозгу сможет воспроизвести ускользнувшие образы, явления, связанные с с этой причиной...»
(Не смогла выдержать бред  этого длинющего и запутанного пассажа, где Декарт говорит чушь многослойную, противореча себе на каждом шагу. То память нужна. То она не нужна.
Неясно, правда, КАК гений в мозгу своём воссоздаст образы и явления, о которых он не помнит!!! Набор бессвязных слов и предложений.
Кстати,  камешек в огород эрудитов – де, все ваши знания – чушь собачья! )

Об удивлении.
«Хотя известная склонность к этой страсти имеет ценность, располагая нас к приобретению знаний, но всё-таки мы должны стремиться насколько возможно освободиться от неё»
(То есть святая любознательность, которую обычно и порождает удивление при столкновении с чем-то незнакомым и непонятным, это так, суета сует. И от неё следует избавиться!
Вновь, глубочайшее по мудрости высказывание! Так мы, следуя этому совету, скоро в пещеры залезем и ничему удивляться не будем!)
Можно цитировать и цитировать совершенные идиотства великого мыслителя Декарта,
Но я, будучи гуманисткой, считаю что хватит терзать авторов и читателей перлами этого мудреца!)

Сопровождающие лица пояснили:
«Хрек. Из античных. Фамилия Херакл.»
«Что хрек, без вас вижу! – сказало Начальство. -- Пусть у себя в Хреции стоит, как хочет.
А у нас чтоб было всё как у людей и завтра же!»
Назавтра у Херакла ВСЁ было... Как у людей.
(Из миниатюры Г.Хазанова)
Так вот, МЫСЛЯЩИЕ люди должны думать НЕ КАК ВСЕ!
Не должно у них быть СТАДНОЕ, «как у всех людей», мышление!
Самостоятельное, не покорное догмам стада!


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →