Эстетические фрагменты. Отрывки
Ценность литературной критики в том,что она развивает и изощряет контр-аргументы того,кто с ней не согласен. Но оппонент при этом сам должен быть критиком,т.е. аналитиком по части художественных произведений.Активируя,в ответ на критику, свои эстетические и прочие прин ципы,автор сильно пополняет свой творческий опыт.Что было бессознательным сознаётся, собственные позиции становятся сознательной системой взглядов и убеждений. И чем критика несправедливей,тем более аетивен и плодотворен в контр-аргументах автор-аналитик. Справедливая критика помогает автору познавать себя и устранять ошибки. Таким образом, недружелюбная критика,желая ослабить творца,лишь усиливает его творческую мощь.Чем больше летит в тебя камней,тем более развивается твоя способность увёртываться от них и защищаться.В слишком тепличных условиях талант может быстро увянуть,утонуть в серебряном болоте самомнения.
Но есть тип критики,перед которым заведомо бессилен любой творец,любой талант. Это критика в форме Ничто или полное отсутствие критики как её присутствие.Это равнодушие читателей. Сам факт чтения ни о чём не говорит.Если нет явного одобрения или порицание читателя,это значит,что в общем автора не принимают за талант.относятся к нему отрицательно. Нет аргу ментов - нет и контр-аргументов.Возникает неопределённость,которая заставляет автора усомниться в себе. Равнодушие - вид постепенного убийства автора читателем.Но чем больше авторов,чем изобильнее и доступнее произведения,тем труднее по настоящему расположить к себе читателя.
... 7.
Иногда развитие души -эрудиция - влечёт за собой ухудшение творческих способностей.Но были и чрезвычайно эрудированные поэты,а талантливый прозаик без эрудиции вообще невозможен.
Классические примеры эрудитов - Гёте,Пушкин.Гёте в своём стихотворении "Эпиррема" советует:
Мирозданье постигая, / Всё познай,не отбирая!.." Л.Антокольский в статье "Поэзия и физика",впадая в крайность,пишет: "Если для поэта нашего времени не звучит музыкой и ритмомтекучая вселенная Гераклита и движение меченых атомов в кровеносной системе, значит,он ещё не поэт нашего времени." (2).Пушкин основательно занимался историей м прочими науками. М.Пришвин был и агрономом,этнографом,географом. Примеры можно было бы продолжить.
Научные способности так же важны для поэта,как поэтические чувства важны для учёного.
Но следует отличать общие способности от специфических. Аналитическая способность общая для поэта и учёного.Приоритет её может плохо отразиться на таланте поэта.Речь именно о приоритете одной способности над остальными,тогда как эстетика требует гармонии ума и чувств.Эрудиция в поэзии должна поддерживать другие способности,а не подавлять их. Учёному,в принципе,достаточен приоритет ума. В поэзии общие с наукой способности подчинены поэзии,её законам и ценностям,целям искусства. Как эстетические способности учёного подчинены интересам науки.Более того,как это подметил ещё А.К.Толстой;"чтобы что-нибудь хорошо передать,оценить,нужно быть вне этого.(3).Таким образом,чтобы анализировать искусство,нужно быть - во время этого - вне искусства,нужен взгляд со стороны.Но тот же человек может действовать иначе,занимаясь поэтическим творчеством.Научная эрудиция вырабатывает изощрённый взгляд на реальность.В поэзии это оборачивается изощрённостью в самой поэзии,постижением многих её законов,углублением творчества,его содержательности.
Говорят,что изучение творчества уничтожает его спонтанность,экзотичность,таинствен ность,эмоциональность. Но это происходит только в том случае,если человек и в самом творчестве своём будет вести себя как сухой учёный,абстрактно.Но это означает,что он не преуспел в изучении специфики поэзии,что он всего лишь графоман - и в науке и в поэзии.
Возможно,здесь можно говорить о двух типах людей - с быстрым переключением с научной деятельностью на эстетическую - и с медленным.Есть,следовательно,поэты и учёные,которым противопоказана другая специфическая деятельность.При преобладании подсознательных процессов поэт может быть невежественным,но талантливым.Это не значит,что он не аналитик.
Существует чисто подсознательное мышление.Человек обычно инстинктивно чувствует свой психологический тип и на основе этого или отвращается от науки,искусствознания как такового,или приобщается к ним.
2. М.Пенкин. Искусство и наука.Проблемы,парадоксы,поиски".Гл.1,с.7.// М., "Современник",1982.
3. Из писем А.Толстого к С.А.Миллер. №11, от 3ноября,1853г. С.51. // "А.К.Толстой в литературе и искусстве".М., "Современник",1986.
... 10.
Логика не чужда эстетизму: всё алогичное эстетика воспринимает как безобразное.Если безобразное несёт некий смысл,имеет связь с другими элементами произведения,оно становится эстетическим явлением.
... 11.
Эстетическое отношение неизбежно включает в себя и отношение к безобразному,то есть необходима встреча с последним,его осознание.Безобразное это и нарушение меры,диспро порция.Более того, безобразное,его сознание первично.Это исходное,звериное в человеке,до-культурное.Эстетика,в частности, психологическая защита от безобразного в душе,от животности,от внутренне-разрушающих факторов.В противовес представлению о тьме появляется представление о свете.Но весьма сильная тяга человека к безобразному остаётся и является основой всех наших негативных явлений в жизни.Но в литературе чрезвычайно важно уметь описывать отрицательные характеры,отношения и ситуации.Всё же центр искусства - прекрас ное(вторичное).В постмодернизме к безобразному относятся как к прекрасному.В отношении к такому объекту,каков бы он не был объективно,кроется любовь к нему,доверия и тяга к красоте. Безобразная форма может быть символом её отрицания,отражать некий разумный смысл в контексте целого.Можно сделать произведением искусства огромную кучу мусора,дав ей название "Цивилизация".И в этом имплицитно будет содержаться мечта о прекрасном обществе.Безобразное в искусстве служит целям прекрасного начала.
Поэзия должна быть эгоистичной,поскольку всё для неё лишь средство эстетического самовыражения.Поэзия не должна быть эгоистичной,как сфера общезначимых ценностей.И лишь достаточно развитая душа может сублимировать эгоизм в альтруизм или даже совместить в себе эту противоположность.Личное сопрягается с общественным.
Свидетельство о публикации №112072607557