Бамбуковаяя хижина - книга Эллы Крыловой
Лучше карабкаться полегоньку, чем сидеть и смотреть, как ветшает страна. Агрессия улицы, неопределенность существования, психологические потрясения – все это не дает душевного комфорта, чувства стабильности. В этот дисгармонический период необходимо найти свою колею, сохранить свою суть, остаться в гармонии с собой.
Доброжелательность должна присутствовать во всем, участливость и забота. Только это может исцелить общество от излишней жестокости. Ведь слово тоже материально, а везде слышится ругань, взрывы негодования, пьяные разборки. Было другое время, и Россия была другая, люди видели ее лучшей, чем сейчас. Сейчас степень свободы масс и степень свободы власти выросли, по пока это происходило, люди потеряли душевный комфорт.
В российском развале появились творческие группки и группировки, которые трудно назвать литературными. Вместо сотрудничества – тусовки, вместо литературы – литературные игры. Но даже в играх необходимы правила. Нужен закон, в котором бы совпадали общественные нормы и голос совести. Нужно вернуть потерянные духовные ценности, возродить смысл и радость жизни. Должно быть добровольное движение за спасение отечественной культуры.
Если автор играет в литературу, то он пишет для определенного круга читателей, и только крупный художник интересен для разных кругов и возрастов. Поэт – птица вольная, и хоть наш мерцающий мир непредсказуем, песни поэта делают этот мир более человечным, менее агрессивным:
Спасибо, что есть хоть какой-то порядок,
пусть он и не добр, и не чист, и не сладок.
Должно быть, устроить нельзя было лучше,
и вот небеса отражаются в луже.
Но голубь из лужи напьется лазури
и, может быть, выдержит зимние бури, -
пишет Элла Крылова в своей новой книге «Бамбуковая хижина». Приведенное стихотворение называется «Компромисс». Компромисс с кем? С Богом, с Творцом мироздания! Крылова часто обращается с вопросами к Богу, стараясь в то же время быть услышанной людьми:
Я живу на скале между высью и бездной.
То взлетаю, то никну душою больной.
О, Земля, излечи мя от хвори небесной!
Небеса, исцелите от хвори земной!
Печально, что в многолюдном городе стало преобладать одиночество и безлюдье; лучшие уходят туда, откуда не возвращаются. Хочется теплого братского объятия, но никто никому не нужен, каждый в одиночку прокладывает свой путь, но куда?
Новая книга – новое поэтическое пространство. В названии книги скрыта любовь к творчеству японского поэта-классика Басё, только Басё жил в банановой хижине, подаренной ему учеником, отсюда и его псевдоним. Ни в коем случае не подражая Басё, Крылова тем не менее следует его традиции и пишет «Осенние хокку»:
*
Галка на ветке.
В клюве иссохший листок.
Поздняя осень.
*
Птицы умолкли.
Лишь воробей, хохоча,
плещется в луже.
В произведениях Крыловой присутствуют боги, люди, животные, растения, реки, моря, и она говорит с ними лирическим языком, не пытаясь найти тайный шифр мироздания, это ее дом, ее собеседники, с ними она пьет чай, с ними путешествует по великим пространствам чувства и мифа. Вот что она пишет в стихотворении, посвященном ее котенку:
Я так люблю тебя,
как мистик любит Бога.
Да ты мой бог и есть,
пушистый и родной.
Наш мир ограничен домами, стенами, кажется, не попутешествуешь без усилий, но для поэта нет преград: земля, небо, потусторонний мир, - все исхожено, везде проложены если не дороги, то тропинки:
…и может быть, мечтая, создаем
мы новый мир, чтоб справить новоселье,
вспорхнув из гроба бабочкой весенней
к Христу и Будде за дверной проём.
В третьей части книги помещено несколько прозаических очерков Крыловой, в одном из которых Крылова говорит, что случай – единственный бог, в которого она верила в юности, шагая по дорогам России, которые вдаль убегают, и где слышен только «шорох шагов, только голос ничей». В очерке «В защиту честных куртизанок» Крылова утверждает, что мужчина от природы похотлив и эгоистичен, а женщине нужны отношения, психология. С горечью Крылова пишет, что сегодня женщина стала товаром и что проститутки честнее благовоспитанных матрон, продающих не только тело, но и душу за благоустроенный быт.
Гибкость, изящество речи автора поразительны что в стихах, что в прозе. Поэт дает нам возможность войти в ее поэтический мир, освоиться там, увидеть его светлым и таинственным, гармоничным и целостным, проходя через пространство и время легко и свободно.
Май 2012
Свидетельство о публикации №112072603085