Статья про Театр на весу
Я не сторонник того, чтобы репетировать месяцами, заучивать роли и, в конце концов, провалиться. Гениальные спектакли можно играть и сразу. Так и рождается экстремальная импровизация. Впервые идея о создании собственного театра импровизации «Экстрим» посетила меня, когда я учился в театральном институте. Там у нас был свой театр, в основе которого лежала концепция «Методологии спонтанных действий» Николая Васильевича Демидова. Я взял эту концепцию и довел ее до экстремизма. Актер не должен репетировать. Не должен ничего знать о предстоящем спектакле. Только так он может выйти на сцену абсолютно «чистым». Даже более «чистым», нежели сами зрители, которые, приходя на спектакль, так или иначе, вынашивают какие-то свои ожидания. Для актера это словно прыжок в пропасть. В эту секунду хочешь взять все - миллион процентов сразу. Актер в театре экстремальной импровизации – это тот человек, который берет миллион процентов, при этом неважно какие роли он играет.
«Ты будешь играть роль поросенка!». Именно это я услышал, когда в детстве меня привели в мой первый «большой» театр. Мне очень повезло. Я попал к профессору Николаю Карамышеву. Если Станиславский был мэтром в метадологии театра, то Карамышев – признанным мастером в области практики. Именно он привил мне любовь к театру. Но не к такому, где люди ходят и страдают, а к театру как к озорству, как к какому-то проявлению свободы. Сколько я себя помню, всегда старался заниматься именно таким театром только «под разными соусами». Импровизация и есть этот «соус». Существует много методик. Иногда просто беру какую-нибудь книжку, например «Колобок». Меняю саму идею. Важно, чтобы спектакль стал своего рода открытием, появилось новое прочтение. Так родилась постановка «Коло – Бог». «Коло – Бог» - это спектакль о Боге, который «вкатился» в этот мир.
Бывает, придумываю новую тему, прорабатываю ее с другими актерами, а потом все вместе выходим на сцену и говорим: «Мы вообщем – то про другое хотели сказать, да и спектакль про другое, но сегодня об этом не будет ни слова». Так честнее всего, так как ни вы, ни мы не готовы. Ощущение такое, будто выходишь в открытое поле и начинаешь там что-то строить.
Театр – это стриптиз души. Это такое взаимное раздевание друг перед другом. Ты вдруг начинаешь открывать в себе какие-то затаенные вещи, тоже в этот момент переживают и зрители. Человек раскрывается в прямом смысле слова, выносит в зал свои внутренние импульсы. То, что я выношу на сцену, уже само по себе является моим личным импульсом. Я никогда не играю, если мне хочется поцеловать девушку, я ее целую. И если в ответ она бьет меня по роже, значит так и надо. Наша основная задача – сделать внутренние импульсы внешними, абсолютно доступными и понятными всем. В моей практике был случай, когда прямо во время спектакля один из зрителей встал из зала и наравне со всеми актерами начал играть. У всех было такое впечатление, будто все заранее запланировано. В какой-то момент мы даже не знали, что делать, так живо он отреагировал. Это действительно редкость, обычно зрители боятся показать свое истинное «я». Было бы здорово, если бы все зрители могли проявлять внешне то, что скрыто у них внутри.
Театр в первую очередь – это древняя практика контакта человека с самим собой. Человек часто не может объяснить то, что с ним происходит. Теряется контакт с внутренним «я». Путь к этому внутреннему «я» лежит через стену придуманного нами же страха, который либо преодолеваешь, либо оказываешься в такой ситуации, когда неожиданно понимаешь, что он просто взял и исчез. У меня нет страха. Недавно мы проводили эксперимент: ходили по улицам города и спрашивали мимо идущих незнакомых людей, не хотели ли бы они стать нашими зрителями. Если они соглашались, то мы тут же начинали перед ними играть. У меня нет барьера общения, и я готов поделиться этим. Социум постоянно находится в некой боязни друг друга. Люди зачастую очень многое упускают, не получают необходимых положительных эмоций.
Самый простой способ преодолеть страх, это избавиться от самого термина «преодолеть». Потому что преодолеть означает то, что я верю в реальность того, что хочу преодолеть. Если я иду по пути преодоления, значит, я осознаю свой страх как нечто реально существующее. Необходимо отказаться от самой мысли, что страх реален, его на самом деле нет. Все мы братья и сестры. Все каким-то образом оказались на одной планете. Здесь нет никого кроме нас самих. Кого же мы должны бояться?
Хороший режиссер должен быть хорошим психологом. Психология очень близка театру, а театр близок психологии. Психология, как и сам театр, возникли из практики шаманизма. Это практика древних о душе. Работая с «душами» режиссеру в первую очередь необходимо их понимать. Если он не владеет этим знанием, у него ничего не получится. Режиссерами чаще всего становятся те, у кого не получилось стать актерами. Классический вариант, когда сам что-то не можешь сделать – учишь этому других. Тем не менее, сейчас очень много гениальных режиссеров. Один из таких режиссеров Роберт Стуруа.
Для меня театр – это не работа. Само понятие «работы» предполагает то, что человек занимается тем, что он не любит. Никто никогда не называет секс работой, хотя человек также потеет, и устает. Тем не менее, это не работа, а активно получаемое удовольствие. Также должно быть и с театром. Я считаю, что результатом работы театра, также как и любви должны быть деньги. В противном случае человек теряет ощущение ценности. Как - то мы проводили эксперимент со зрителями: сначала брали с них по 10 рублей, потом по 20. Мы заметили, что чем больше денег отдает зритель, тем живее его интерес, пристальнее внимание. Если бы билет на спектакль стоил миллион рублей, то купивший его наверняка стал бы утверждать, что это было лучшее зрелище в его жизни. Ценность зависит от качества присутствия. Человек просто не способен воспринимать бесплатный театр. Театр же подстраивается под способности зрителя, и в этом смысле я считаю, что нужно брать деньги за спектакль.
Я бы очень хотел показать театр экстремальной импровизации на большой сцене.
Сейчас провожу много тренингов и семинаров для начинающих актеров. В первую очередь я учу их не зажиматься в себе, не бояться импровизировать, быть спонтанными и яркими. Я рассчитываю, что в результате такой работы в нашем театре появятся новые лица. Верю, что у театра «Экстрим» есть будущее.
Я нахожусь в таком состоянии, из которого мне не хочется никуда уходить. Мне очень нравится, каким я стал, благодаря всем этим практикам. И сейчас моя задача именно поделиться этим знанием, найти единомышленников и продолжать заниматься. Я хочу приносить пользу всем, кому вообще интересны понятия «спонтанность», «самовыражение», «импульсивность», «творчество».
Свидетельство о публикации №112072503778