Урок иврита

* * *
Тамар поднимает карточку, где нарисована «алеф» и спрашивает:
- Кто скажет мне о мистическом значении этой буквы?
- Она означает единство. То, что Бог один.
- А ещё?
- Еврейский народ един.
Почему Тамар спрашивает именно об этой букве? Мы уже много букв знаем. Это курсы иврита в одном еврейском учреждении.
- Когда еврейский народ един, Бог присутствует среди нас. – Говорит преподавательница.
Тут вспомнились мне слова моей православной бабушки:
- Христос говорил: «Где двое-трое собраны во имя мое, там и я посреди них».
Но был в иудейском и христианском условии присутствия Бога смысл разный. В еврейское сообщество Бог снисходит только за то, что евреи собрались вместе, то есть даже не молясь, но просто чувствуя приязнь друг к другу. А Христос обещает прийти лишь к тем, кто верит в него, и если, к примеру, соберутся для молитвы русский, англичанин, монгол, Христос, с христианской точки зрения, окажется среди них. И, следовательно, для русского национального единства данная религия не подспорье.
Еврейское единство, о котором с некоторой завистью твердят иноверцы и с ненавистью антисемиты, культивируется религией, ритуалами, как видите, даже изучение алфавита может стать поводом, чтобы вспомнить об этом. Это единство не возникло неоткуда, оно формулируется, вводится в повседневность и праздники, и потом человечество видит результат.
Вспоминается: я и ещё две девушки изучаем Танию. Здесь же Рут – женщина лет пятидесяти, на мой взгляд, очень хорошая знающая еврейскую философию. Она говорит:
- Евреи должны проводить шаббат вместе, в синагоге.
- Но ведь можно молиться дома... – Замечает одна из нас.
- Конечно, можно. Но только если евреи молятся вместе, с ними Шхина – Божественное присутствие.
Один раввин говорит неофиту:
- Требуется не просто изучить и соблюдать традиции, но нужно войти в другой народ. Если ты не знаешь никого в синагоге, стоишь отдельно, не интересуешься единоверцами, то не станешь своим. Иди к людям. Войти в другой народ – вот смысл гиюра.
Культ сплочённости.
Когда я сказала знакомому израильтянину, что пишу о теме единстве евреев, он сказал, что русские более объединённый народ, чем евреи.
- Но мы просто скрываем наши разногласия, проблемы.
- Так вот в чём еврейская тайна – в скрытности?
Мне хочется проникнуть в самую суть иудаизма самой. Без книг, где о евреях говорят с предубеждением. Проникнуть в суть – читать первоисточники, видеть людей там, где они чувствуют себя в своей замкнутой среде.
Я очарована евреями, именно религиозными - кажется, один мудрее другого.
Когда-то мой православный коллега, с которым мы любили дискутировать о религии, спросил, узнав, что я впервые побывала в синагоге:
- Ты испытала какое-то вдохновение, озарение?
Признаться, тогда - нет. Скажу, что в юности я испытывала чувство облегчения, побывав в церкви, словно переложила на кого-то груз своих проблем. Но именно на уроке иврита, слушая, как Тамар говорит о единстве Бога и народа, я ощутила чувство душевного тепла, психологического комфорта, от того, что мы вместе, и это хорошо и правильно. Видимо, Бог действительно присутствовал здесь...
Мы сидим на другом уроке, в кафе, где крыша поднимается шатром из сборчатой ткани, в центре этого цветка – лампа, что-то напоминает о древнем Востоке. Я люблю поучение Талмуда ученику мудрецов: «Пылись в пыли их ног и внимай с жадностью словам их».
Рав Александр – с хитрыми чёрными глазами и почти сросшимися тёмными бровями, чем-то симпатичен мне, видно, что человек добродушный и остроумный. Он говорит с нами о покаянии, о животной и божественной душе. О том, то если человек видит чей-то недостаток, пусть не спешит злиться и осуждать – это его личный недостаток отражён в другом, как в зеркале. Мы друг для друга – зеркало. И когда еврейская молитва перечисляет разные прегрешения, даже не зная за собой какого-либо проступка, нужно каяться в нём – каяться за тех в народе, кто его совершил. Ответственность каждого – за всех. Знаете ли вы такое в православии?
На праздник Суккот, символизирующий сбор урожая, принято произносить благословение над четырьмя растениями: это лулав — длинный нераспустившийся побег финиковой пальмы, этрог — цитрусовый плод, похожий на лимон, адасим — веточки пахучей мирты и аравот — ветви скромной ивы. Держа их вместе, над ними произносят благословение. Мидраш объясняет значение этого следующим образом: как этрог сочетает приятный вкус и чудесный аромат, так и среди народа Израиля есть люди, глубоко изучившие Тору и выполняющие все предписания. Вкус здесь символизирует наслаждение и удовольствие от изучения Торы. Как финики имеют приятный вкус, но лишены запаха, так и в народе Израиля можно найти тех, кто изучает Тору, не совершая при этом добрых дел, и это второй тип людей. Как мирт обладает чудесным ароматом, но не вкусом, так и среди народа Израиля есть такие, кто ведет добропорядочную жизнь, но не учит Тору – и это третий тип. Как ива лишена вкуса и запаха, так и среди народа Израиля можно отыскать тех, кто не учит Тору и не совершает добрых дел. Но Всевышний говорит: «Свяжи их всех в один пучок, и дополнят они один другого». Таким образом, внутренний смысл этого обычая, объединяющего растения от этрога с его замечательным запахом и вкусом до ивы без вкуса и запаха, — в консолидации всех евреев, которые, несмотря на различие во взглядах, должны стать единой группой, чтобы свершать Божью волю от чистого сердца. Идея единства есть и в ритуалах, пронизывает всё бытие религиозного еврея.
«Возлюби ближнего своего как самого себя» - это говорил Христос. И это же говорил Гиллель, когда пришёл к нему иноверец с вопросом: можно ли выразить суть Торы одной фразой? В чём же разница еврейской и христианской трактовок этого предписания?
Иудеи считают ближними только иудеев. Христиане – всех. Христианская трактовка эффектна, но нереалистична – как, например, требование к каждому человеку быть способным полететь в космос или сочинить симфонию – а способны не все. Иудаизм реалистичен. На мой взгляд, именно толкование этой фразы – граница между иудаизмом и христианством, между сбывшимся еврейским реализмом и несбывшимся православным идеализмом.
Исследователь еврейской мистики Гершом Шолем в своей книге цитирует каббалиста Кордоверо: «В каждом имеется нечто от ближнего его. Поэтому всякий человек, который грешит, наносит вред не только самому себе, но и той части своего существа, которая принадлежит другому. И это есть истинная причина, по которой Тора (Левит 19:18) предписывает: «Люби ближнего твоего как самого себя», - ибо этот ближний на самом деле ты сам»!
«Израильская нация – это живое органичное существо, единство в совокупности, в котором индивидуумы не теряются, а напротив, нация проявляется через них. Как и у всех органов тела при всём их многообразии есть много общего, так и у всех индивидуумов, из которых слагается нация, есть общая внутренняя сущность, своего рода «душа нации». Ее обозначают понятиями Кнессет Исраэль (Собрание евреев) и Клаль Исраэль (еврейский коллектив). Кнессет Исраэль, являясь понятием метафизическим, не теряет при этом своей материальности. Он является истинной бытностью народа Израиля, он реально существует, и его влияние сильнее, чем всё, что можно увидеть, измерить или подсчитать. Его действие сказывается на отдельных личностях, но это лишь одно из его измерений.
Клаль Исраэль – это не только объединенная душа всех евреев, живущих в данном поколении. Эта совокупность распространяется на все поколения израильской истории, включая их отдельных представителей, через которые Кнессет Исраэль и проявляется. Так возникает израильское национальное сознание – сознание целостной совокупности, проявляющейся как в пространстве - вся Вселенная, так и во времени - все поколения».
В пространстве и времени – вот для чего еврей должен каждый Песах чувствовать, что именно сейчас происходит исход из Египта, а в Пурим, что именно сейчас евреи одолели врагов... «А ларчик открывается просто, - продолжает автор, - любовь отдельно взятого еврея к своему народу основана на его любви к самому себе». Эгоизм? Но ведь в тебе – частицы душ твоих ближних. Значит, альтруизм. Круг замыкается. «И так же, если скажут идолопоклонники: «Выдайте нам одного из вас, и мы его убьём. А если нет – убьём вас всех» – пусть убьют их всех, но не выдадут одну еврейскую душу», пишет Маймонид в «Мишне Тора». Тема единства столетия прорабатывается еврейской религиозной философией постоянно и настойчиво. Не это ли фундамент иудаизма?..
Собственно, и цель Каббалы подразумевает соединение всех очищенных душ в одну - Адам Кадмон и возвращение её к Божественному источнику. Когда-то сосуды, структурирующие мир, не вместили в себя божественный свет и разбились, как объясняет лурианская Каббала, вселенская гармония разрушилась, но её можно вернуть, если соблюдать заповеди.
И хасиды считают, что когда божественный свет был рассеян во Вселенной, то искры его распространились повсюду, и евреи разошлись по всей земле, чтобы к ним присоединились те неофиты из других народов, в чьих душах оказались эти искры.
К еврейскому единству у хасидов, тем более, серьёзное отношение. В 1984-м году накануне Песаха Любавичский ребе ввёл обычай ежедневно изучать труды Маймонида. Одной из целей этого является объединение всех евреев. Как сказано: «Когда единый народ изучает единую Тору, то соединяется с единым Богом».
Такой вот еврейский урок единства для всех. Ведь, как говорит наша наставница Тамар:
- Присутствие Бога в едином народе - это относилось бы и ко всему человечеству, живи оно в мире.


Рецензии
Уважаемая Марина, очень интересно написано! С теплом Саша. Тема иврита, еврейства... Евреи - это как бы вечные диссиденты, и времен Римской Империи, и времен Брежнева? Ну, а что скажете о необходимости тотального диссидентства по отношению к нынешней планете Земля как таковой? И прежде всего по отношению к так называемой "западной цивилизации". Два одиноких умных человека - математик-поэт Глеб и простая деревенская девчонка Света - центральные герои романа "Ты не была в Париже" - в своем последовательном диссидентстве по отношению к безобразию, царящему на глупой Земле - оказались покруче любых евреев... И если кто-то дотошный может предположить наличие еврейских корней в крови Глеба, в нем при желании можно отыскать что-то от несогласных в свое время кое с чем Василия Аксенова, Юлия Даниэля, Андрея Синявского, Владимира Войновича или кого-то там еще, то Света, простая босая девчонка из русского или украинского заброшенного села - ну никак не тянет, казалось бы, ни на наследницу какой-нибудь Геси Гельфман - диссидентки XIX века, ни на наследницу Елены Боннер, Натальи Горбаневской, Ларисы Богораз, Валерии Новодворской и др. диссиденток - XX века и XXI века... Но тем не менее!
Можете ли написать отзыв, пожалуйста?
http://stihi.ru/2021/07/18/1870
И еще, Марина, если Вы пишете о евреях, то вспомните, пожалуйста, и о таких ученых, как Лев Давидович Ландау, Евгений Михайлович Лифшиц и т.п. Это физики-теоретики...
http://stihi.ru/2021/12/23/466
Еврейский ум? Ашкенази, или как это там называется? Вы знакомы чуть-чуть с квантовой механикой, Марина, с дифференциальным уравнением Шредингера в самой простейшей одномерной форме, с пси-функциями, собственными числами, или - с формулами Бальмера для света в видимом диапазоне, излучаемом атомом водорода? Эти формулы с их квадратами целых чисел являются источником для квантовой механики. Пожалуйста, почитайте соответствующие учебники, Марина. Я бы с удовольствием обьяснил бы Вам то, что мне известно, хоть и немногое, но все же - в связи с гармоническим квантовым осциллятором, полиномами Эрмита и др. История с квантовой механикой имеет некоторое отношение к истории создания атомной бомбы и в США, и в СССР... И к попыткам ее создания в Германии - тоже. И везде были свои учёные еврейского происхождения? Например, Роберт Оппенгеймер в Америке, Абрам Иоффе в СССР и др. Или какие? Если бы атомная бомба была таки создана учеными нацистской Германии - то обезумевший Гитлер, не задумываясь, обрушил бы ядерные заряды на Москву, Киев, Париж, Нью-Йорк, Вашингтон и даже на Северный Полюс...
Но, увы, американцы оказались не совсем умнее Гитлера. А, точнее, совсем не умнее.

Принц Андромеды   05.03.2022 21:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.