Притча о преданности

Однажды Нарада* -- великий мудрец,
Что вхож даже к Богу в небесный дворец,
Чья святость сияет как солнце во мгле, --
Явился проведать людей на Земле.

Мудрец-путешественник шёл по дороге,
Пел мантры, молитвы и песни о Боге.
И вот повстречался ему на пути
Почтенный брахман* и промолвил: -- Прости,
К святым небесам я не знаю дорогу,
Но знаю о том, что ты вхож даже к Богу.
Я важным вопросом взволнован одним:
Прошу, когда снова увидишься с Ним,
Скажи, что Его я желаю спросить,
Как много ещё мне здесь жизней прожить.
Кружиться в сансаре -- ничтожный удел.
Уйти в вечный мир я бы очень хотел.

А также, -- добавил учёный брахман, --
Хотел бы я знать, что Бог делает там,
В небесных хоромах, когда отдыхает.
Я жажду ответа, душа замирает.

Нарада ушёл, попрощавшись с брахманом.
Вдруг видит: сапожник сидит под баньяном*.
Присел и Нарада, с дороги устав.
Ему поклонившись, сапожник сказал:

-- К святым небесам я не знаю дорогу,
Но знаю о том, что ты вхож даже к Богу.
Я важным вопросом взволнован одним:
Прошу, когда снова увидишься с Ним,
Скажи, что Его я желаю спросить,
Как много ещё мне здесь жизней прожить.
Кружиться в сансаре -- ничтожный удел.
И к Богу вернуться я б очень хотел.

А также, -- он руки простёр к небесам, --
Хотел бы я знать, что Бог делает там
В свободное время, когда отдыхает.
Я жажду ответа, душа замирает.

Оставивши Землю, Нарада-мудрец
Отправился к Богу в небесный дворец.
Явившись пред Богом, Нарада склонился,
А после с вопросом к Нему обратился:
Как долго брахману в сансаре кружить
И сколько ему ещё жизней прожить.

Подумал Господь и ответил Нараде:
-- Чем сладкая ложь, лучше горькая правда.
Скажи ему правду, такую, как есть:
Что множество жизней и всех их не счесть.

-- Да как же, Господь?... ведь брахман есть брахман:
В аскезах живёт, и в науках упрям,
И в спорах всегда побеждает любого.
Быть может, ты принял его за другого?

Господь улыбнулся: -- Ошибки здесь нет.
Да, множество жизней -- таков мой ответ.
А хочешь проверить -- брахману скажи,
Что две ему жизни осталось прожить.

А что до сапожника, скажешь ему,
Что долго пробудет он в этом миру
И сможет тогда лишь ко Мне возвратиться,
Когда без остатка осыпятся листья
На дереве том, под которым сидит.

А также, -- Нараде Господь говорит, --
Пускай и брахман, и сапожник узнают
О том, что когда я от дел отдыхаю --
Слона продеваю в игольное ушко,
И он туда входит легко и послушно.

Вернувшись на Землю, Нарада пришёл
Туда, где однажды брахмана нашёл:
 -- Осталось тебе только дважды родиться,
А после -- ты сможешь домой возвратиться.

Брахман удивился: -- Две жизни терпеть?
Родиться опять и опять умереть?!
Так вот справедливость у Бога какая...
Не ем и не сплю, всё аскезы свершаю,
Науки освоил и стал знаменит,
А Бог на меня почему-то сердит.
Он должен меня в этой жизни забрать!
Я в бренном миру не хочу прозябать!

-- Постой-ка, брахман, не гневи белый свет.
Вопрос ты задал -- так послушай ответ.
Как Бог отдыхает хотел ты узнать.
Об этом тебе я могу рассказать:
Слона продевает в игольное ушко,
И он туда входит легко и послушно.

От гнева совсем разошёлся брахман:
-- Тебе я не верю, всё ложь и обман!
Нет пользы ни капли в деяньях таких!
Неужто забав не нашёл Он других?

Нарада ушёл, распрощавшись с брахманом.
И видит: сапожник под тем же баньяном.
-- Я прибыл от Бога, -- Нарада сказал, --
Он мне о досуге Своём рассказал:
В свободное время Господь отдыхает,
В игольное ушко слона продевая.

-- Велик наш Господь! -- восхитился сапожник. --
В игольное ушко слона -- это сложно!
Но что невозможное есть для Тебя?
Ты мир сотворил, всё живое любя.
Кто может деянья Твои повторить?
Чья сила сильнее Твоей может быть?
Давайте же Бога всем миром прославим!
Прославлю и я, здесь, под этим баньяном:
Ведь большее дерево нам не найти,
А Бог его в семечке смог поместить.

-- Твои прославления -- сердца услада, --
Ответил сапожнику мудрый Нарада. --

Ещё тебе Бог попросил передать,
Что многие жизни ты будешь страдать,
Рождаться, стареть и болеть, умирать,
И сможешь тогда лишь к Нему возвратиться,
Когда без остатка осыпятся листья
С баньяна того, под которым сидишь.
Тогда и вернёшься ты в вечную жизнь.

В ответ услыхал проповедник Нарада:
-- Поклон, о Творец, за такую награду!
О, как я удачлив! -- смеялся сапожник.
Он светом светился, он хлопал в ладоши. --
Мне милость от Бога! О, как я доволен!
Я, неуч, свободы вобще не достоин.
Сижу над лаптями, плету их беспечно --
Но Бог не оставит меня здесь навечно!
Господь, Ты -- опора для нас и награда!
О, слава тебе, проповедник Нарада!

И тут же все листья, осыпавшись, пали.
И голыми ветки на дереве стали.

Сапожник -- последнюю жизнь доживает.
Брахман -- возмущённо по лесу блуждает.

Непреданный -- Бога винит и ругает.
А преданный Бога -- Его прославляет.



*Нарада -- великий святой, автор некоторых ведических текстов.
           Один из семи великих мудрецов Вселенной.
           Один из двенадцати махаджанов (великих преданных Бога),
           проповедник бхакти (преданности Богу).
           Обладает мистической силой, позволяющей ему путешествовать
           с одной планеты Вселенной на другую, а также посещать трансцендентные
           планеты Бога.

*Брахман -- монах, жрец.

*Баньян -- исполинское дерево, возраст которого достигает нескольких тысяч лет.


Рецензии
Смирение - вот главная тема стиха.
Обратная сторона смирения - гордость.
И это Вы, Кари, блестяще открыли в своем
творении.
С глубоким поклоном Вашему таланту, с теплом
и нежностью...

Александр Дубченко   18.12.2023 01:08     Заявить о нарушении
Добрый вечер, дорогой Александр! Рада видеть и приветствовать Вас!
Благодарю за внимание и отзыв! Мне очень приятно, что притча Вам понравилась,
она -- одна из моих любимых. Я имею в виду не мою творческую интерпретацию,
а оригинал притчи, составивший сюжет моего стихотворения.

С уважением и теплом души, с признательностью, Кари

Кари Вестова   18.12.2023 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 174 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.