Зелёная дверь. Совершенство. Заметки на полях
Так и сборник стихов "Зелёная дверь", которую коллеги-стихиряне выпустили в 2010 году, попал в мои руки только в мае этого года.
Ещё раз спасибо приславшему. Не уверен, что имею право обнародовать здесь имя Юстаса, ну да посвящённые знают, о ком речь.
Хорошее издание. Хорошие стихи.
Читаешь и думаешь: вот эти, и эти, и эти строчки – идеальны.
"... и тишина, припавшая к щеке,
была уже не более чем повод
открыть окно..." (Елена Миронова)
"синяя осока
лезвия качает..." (Никола)
"Скрипели стропы, мы глотали небо". (Оскар Боэций)
И ещё, и ещё.
Одновременно видишь, с каким трудом рождается хорошее стихотворение, как непросто ему выдерживать уровень наиболее удачных строчек...
Написать идеальное стихотворение было трудно всегда. В наши дни это почти невозможно.
Лукавый вопрос: а нужно ли к этому стремиться? Не достаточно ли для хорошего стихотворения – конечно, если автор показывает высокий уровень "лингвокультурной компетенции" – быть характерным, умным, задушевным, красивым, актуальным, добрым (нужное подчеркнуть)?
(возможно, продолжу)
Свидетельство о публикации №112071507678
А можно ответить на лукавый вопрос: вы можете привести идеальное стихотворение (с Вашей т.з., конечно)
а) классика
б) современника
Ну и перечислить, какими характеристиками оно должно обладать.
И ещё: меняется ли содержательное наполнение выражения "идеальное стихотворение" для Вас со временем?
Очень интересно.
С уважением
Наталья Малинина 06.08.2012 16:42 Заявить о нарушении
Вопрос совершенно не лукавый, а очень уместный.
1. У классиков идеальных стихов вагон и тележка. Александр Сергеевич, конечно, всех известнее. У него и не очень известные могут быть совершенно идеальными. Вот, например:
Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души,
Я здесь остался б - наслажденье
Вкушать в неведомой тиши:
Забыл бы всех желаний трепет,
Мечтою б целый мир назвал -
И всё бы слушал этот лепет,
Всё б эти ножки целовал...
Вы можете к чему-то придраться?
Я - нет. Всё на месте.
Да кого ни возьми из великих. Та же "Тройка" Некрасова, у Маяковского до кучи, Пастернак - "Марбург, "Единственные дни", "Рождественская звезда", да еще, еще, еще (хотя Пастернак как раз очень часто НЕидеален). Цветаева, за исключением раннего, почти всегда совершенна. Тут я о ней немного: http://www.stihi.ru/2012/02/15/8195
2. У современников есть бесподобные стихи.
Александр Ревич, знаете?
ОБЛАКА
В распахнутом окне моем
затмили ветви окоем,
полнеба, полземли закрыли,
но вплыло с синевой в окно
кудели светлой волокно,
подобье ангельских воскрылий.
Так возникают облака,
плывущие издалека,
на солнце золотясь сквозь хвою,
сквозь листья, - к далям голубым
плывущий пар, лучистый дым,
формотворение живое.
Все дальше, выше, все вольней,
то парус, то волнистый змей,
всегда как сон, всегда впервые,
в просторах неба без границ
осенними путями птиц
плывут небесные, земные.
Окуджава (светлая память!), Кушнер...
Вот и Борис Шапиро, тот, который делал обзор на БЛК.
И на Стихире немало.
В "Зеленой двери" стихотворение Елены Мироновой (рано ее хвалить, молодая, еще зазнается, но шила в мешке не утаить! :) почти идеальное:
* * *
...А в комнате иная жизнь текла:
к лицу склонялась лампа близоруко,
и ночь, где больше не было ни звука,
плыла по обе стороны стола,
задумавшись о чём-то о своём
и не касаясь ни рукой, ни взглядом.
Мы с безупречной тишиной, вдвоём,
неразделённые — очнулись рядом.
Качался свет на тонком стебельке,
к нему тянулось, прорастая, Слово,
и тишина, припавшая к щеке,
была уже не более чем повод
открыть окно бессонное, и стечь
на дно травы, и ощутить под кожей
желание врасти всей кровью в речь —
и первый звук вдохнуть неосторожно.
Характеристики идеального для меня? Объяснить невозможно. Чувствуешь - идеальное, проверяешь - нет ли недостатков... Проверил, нет. Ощущение, что "идеальное" осталось? Если да, значит, это для меня идеальное.
Содержание "идеальное" для меня со временем почти не меняется.
Арабский Алфавит 06.08.2012 21:37 Заявить о нарушении