Опыт литературной критики

Вниманию модераторов: насколько я помню, литературная критика на сайте приветствуется. Содержание статьи никак не касается личности автора, не ставит целью оскорбить кого-то или унизить. Все  цитаты получены из открытых источников, приведены с сохранением авторской орфографии и пунктуации, снабжены соответствующими ссылками и выделены кавычками и знаком копирайта. Цели цитирования полностью соответствуют статье 1274 Гражданского кодекса РФ, которая  допускает свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. 

Рассматриваемое произведение называется  «Жил-был Мусорщик»  (http://stihi.ru/2009/12/05/45)  и опубликовано на сайте 12.05.2009 г. автором Мусорщик (http://stihi.ru/avtor/cnfkrth2). Автор отнёс его к жанру басни.  Произведение можно охарактеризовать как повествовательный текст, поскольку оно сообщает о развивающихся действиях и о завершении действия. Произведение имеет зачин;  вводную часть, в которой автор знакомит нас с главным героем и местом действия; развитие, где описываются действия героев повествования, их особенности и порядок; кульминация, в которой описывается момент наивысшего напряжения в развитии событий, некий конфликт; развязка – окончание действия, завершение конфликта. Давайте и мы не будем отходить от этой схемы и рассмотрим все наличествующие части произведения.

Зачин.

                «Жил-был  Мусорщик.
                Начала, более привычного,
                придумать, наверное, нельзя»©
Оно, конечно. Почти все басни и сказки с этих трёх слов начинаются.  Любой родитель помнит разгневанно-капризный рёв своего малыша, не услышавшего привычного «жил был мусорщик…»

                «Тогда так:
                Жил-был Дом.
                Так лучше.
                Жил-был Дом, в котором, в свою очередь, жил Мусорщик»©
Если после этого Вы возразите мне, что автор имел в виду  зачин «жил-был», не соглашусь. Зачем плохой зачин трижды повторять?  Тот факт, что Главный Герой (далее по тексту ГГ) жил в доме именно «в свою очередь» характеризует его, героя, исключительно с положительной стороны, поскольку сигнализирует читателю:  мог бы кого-нибудь от очереди оттереть, но не стал, поскольку скромным был, дождался своей очереди, вселился и живёт-поживает.

В целом зачин  радует своей лаконичностью.

Вводная часть.

                «Летом он подметал пыль с тротуаров, осенью сгребал опавшие листья в               
                большие кучи»©.
Следует ли понимать, что  летом и осенью ГГ басни тщательно обходил стороной все иные, кроме перечисленных автором, виды загрязнений: брошенные окурки, бумажки, пустые банки из-под пива и многое другое,  что попадает  на тротуары и придомовую территорию? Ответ, возможно, получим из дальнейшего текста.

                «Зимой – если шёл снег – он расчищал дорожки и посыпал их песком,
                чтобы люди, спешащие на работу, не падали и не сбивались с пути.»©
Автор сообщает читателям, что ГГ помимо расчистки посыпал дорожки песком, преследуя  две цели: предотвращение падений и чтобы люди не сбивались с пути. Вот как объясняет фразу «сбиться с пути» словарь Ожегова: «тоже, что и заблудиться. Сбиться с дороги, с пути; также в переносном значении : вступить на неправильный, ошибочный путь в поведении, в жизни». В связи с этим возникает вопрос:  песок, посыпаемый ГГ около живого дома, помогал людям не заблудиться по пути на работу или не вступить на неправильный путь в поведении?  Автор оставляет  читателю возможность самостоятельного поиска ответа.

                «Весной он разгонял лужи своей метлой и собирал мусор, скопившийся
                за зиму под снегом»©,
Интрига продолжает держать читателя в своих цепких пальцах: почему ГГ собирал только то, что скопилось за зиму и не трогал мусор, скопившийся в другое время года? Как определял время происхождения мусора и  какие методы использовал для сортировки? Как отделял мусор, скопившийся ПОД снегом от скопившегося НА снегу?   Мне показалось, что автор  подводит читателя к выводу: его ГГ не простой представитель своей профессии.  Подтвердится ли моё предположение?  Узнаем чуть позже.

Развитие.

                «Мусорщик тщательно следил за тем, чтобы баки под трубами
                мусоропроводов были всегда пусты и чисты.
                Он вывозил на тележке их содержимое, которое туда бросали
                жильцы, прямо к мусорной площадке. Она стараниями Мусорщика 
                тоже всегда была чиста и опрятна»©
Переходя от описания неординарного выполнения работы ГГ в разные сезоны, автор рассказывает, чем его главный герой занимался ВСЕГДА.  Однако, это ключевое слово не только не вносит ясности в вопросы, возникшие ранее, но и добавляет новые.  Обратимся к упомянутому словарю: «всегда» - во всякое время, постоянно.  Следует ли понимать, что как только что-то попадало в баки, ГГ тут же прерывал любое своё занятие и принимался за их очистку?  Тогда стоит посочувствовать ГГ, не имевшему возможности ни на минуту утратить бдительность.  Я представляю, как он переживал, когда был вынужден, например, прерывать посыпание дорожек песком, зная, что в это время люди  не могут найти путь на работу, их увольняют за опоздание, они вступают на неправильный путь в жизни и на глазах у всех из добропорядочных граждан  превращаются в асоциальные  элементы.   
Не могу не коснуться  маршрута вывоза мусора,  поскольку автор в своём тексте акцентировал на нём наше внимание, указав, что он пролегал «прямо к мусорной площадке».  Выбор маршрута  «прямо», с геометрической точки зрения выглядит оправданным, поскольку это, как известно, кратчайшее расстояние между объектами.  А движение по кратчайшему маршруту сводит к минимуму время непосыпания песком дорожек и, следовательно,  вероятность, что кто-то собьется с пути.

                «Жильцы Дома относились к Мусорщику по-разному. Одни понимали,
                что Мусорщик  нужен. Другие же брезгливо обходили стороной, едва 
                завидев его согбенную фигуру, ибо он был грязен и от него исходил
                смрад.»© 
А как не относиться по-разному, когда среди ночи в сон врывается грохот  очищаемого мусорного бака и вывозимой тележки?  Когда утром обнаруживаешь  упавший столб или  развороченную клумбу,   оказавшуюся на линии вывоза мусора к  площадке? То, что ГГ  был грязен и не благоухал – понятно, ведь ему ни помыться, ни постирушку устроить из-за этих проклятых баков. Но привлекательности это в глазах жильцов точно добавить не могло.

                «Третьи и вовсе не ведали о его существовании – они пересаживались,
                не мешкая, из удобных тёплых домашних кресел в кожаные лимузины
                с личными шоферами. Одно слово – обслуга…»©
Эти «третьи» трансгрессировали  из домашних кресел в лимузины. Нет бы, минуя лимузин, сразу к месту назначения перемещаться, но им похвастаться хотелось. Поскольку металлургия была неразвита, железа только на мечи,  орала и мусорные баки хватало, лимузины делали из кожи, грузовики – из фанеры, а всякие малолитражки – из картона и простой бумаги.  Автомобили из металла были доступны только элите, ведь
 «третьих» автор называет обслугой,  поскольку по правилам русского языка в приведённой цитате «обслуга» относится  именно к «третьим». А вот с чем не поспоришь, так это с тем, что «обслуга» это и впрямь одно слово.

                «Никто не знал, сколько ему (ГГ, прим. моё) лет, как его имя и откуда
                он пришёл.»© 
Напрашивается следующий вывод: регистрации ГГ не имел, трудовую книжку в отдел кадров не сдавал, в ведомости за зарплату не расписывался, деньги получал «чёрным налом» и налоги с них не платил. В списках избирателей и призывников не значился, в собесе на учёте не стоял, перепись населения не проходил. Госкомстат о его существовании  даже не догадывался.

                «Так все и жили, сохраняя твёрдое равновесие Мусорщик, любивший
                свой Дом, Дом, понимавший Мусорщика, Жильцы, делающие вид,
                что Мусорщика как бы нет, И мальчишки, не столь досаждавшие
                ему»©
Жидкое равновесие было выпито местными пьяницами, газообразное – развеялось по ветру, плазменное пожарные водой залили и оно исчезло незнамо куда. Шаткое сдали как-то в ремонт, но потом дефолт случился, затем кризис –  так его и не выкупили из мастерской. Хрупкое равновесие разбилось. Осколки, конечно, собрали, но для употребления в дело оно уже не годилось. Только твёрдое и осталось, потому хранили его пуще зеницы ока.  Беда ведь совсем без равновесия. 
Поначалу наш герой передавал равновесие  жильцам непосредственно из рук в руки. Но от  ГГ сильно пахло. Тогда решили изменить порядок передачи. Похранив равновесие, ГГ клал его для проветривания  на чердак, у открытого слухового окна. Жильцы об этом говорили:  «дом хранит равновесие». Затем мальчишки, которым не привыкать лазить по чердакам, забирали равновесие и отдавали жильцам.

Какой вывод можно сделать из прочитанного?  Всё логически взаимосвязано, нижеследующее вытекает из вышеизложенного и не противоречит одно другому.  Развитие, как и предыдущие части,  тоже лаконично, но это не мешает  автору ставить перед читателями ряд заковыристых вопросов,  поддерживая интригу.

Кульминация.


                «Но однажды случилось нечто, что изменило привычный ход вещей»©
Некто кого-то может упрекнуть, что кое-кто тавтологию допускает, но я вам так скажу: «нечто, кто изменил…» или «некто, что изменило…» совершенно неприемлемые варианты.  Можно было бы,  написать «случилось нечто, изменившее ход событий». И правильнее, и короче, но ….

                «В Доме жила Девушка. Она очень нравилась Мусорщику, но он не смел с   
                ней заговорить. Да что там – подойти! Он понимал, что эта Девушка   
                никогда не будет приветлива с ним, потому что Потому что они с ней – из
                разных Миров.  Вот так-то» ©
Снимаю шляпу перед мастерством автора.  Ведь можно было предположить, что причиной неприветливости девушки было уродство ГГ, его неопрятность, исходивший от него плохой запах.  Что девушка, наконец, была из тех групп жильцов, которые не любили ГГ или просто не знали о его существовании.  Но автор совершает неожиданный сюжетный ход и  сразу становятся понятными  и необычные свойства песка, которым пользовался ГГ, и его способность сортировать мусор по видам и дате происхождения, и его патологическая тяга к очистке мусоропровода, и странный маршрут вывоза мусора, и пренебрежение личной гигиеной. Инопланетянином был ГГ, вот кем!

                «Судьба смилостивилась над ним в один из осенних промозглых дней. Он
                подметал у её подъезда, когда дверь отворилась и вышла она. Он никогда
                не видел её так близко! Её сопровождал молодой человек в чёрном дорогом
                пальто, с тростью в руке, рукоять которой была инкрустирована золотом.»©
Даже не знаю, достаточно ли в трёх предложениях шести местоимений, по мне, так ещё парочка была бы не лишней.  И ещё смутила  рукоять руки. Я просто эту часть тела представить себе не могу.  Сразу отметаю предположение о том, что речь шла о рукояти трости, т.к. произведение написано по-русски. Если предположить, что речь ведётся о рукояти трости, следовало бы написать «с тростью, рукоять которой…», либо «держа в руке трость с рукоятью, инкрустированной…».   Отсюда вывод – если у парня рукоять руки, значит он тоже   инопланетянин, а если рукоять руки к тому же золотом инкрустирована – из зажиточных!

                «Вдруг она остановилась и произнесла:
                - Дорогой, ну вот я испачкалась. Смотри, на рукаве – побелка. Что же
                делать?
                Её лицо выразило досаду
                Мусорщик, взволнованно глядя себе под ноги, мгновенно выудил из
                нагрудного кармана чистую щётку для одежды и протянул её ей.
                - Вот, этим можно очистить…»©
Вам странно, что ГГ, которого ни о чём не спрашивали,  за чистой  щёткой полез в карман грязной одежды и при этом взволнованно глядел себе под ноги? Мне тоже странно.  Но много ли мы знаем про обычаи и способности инопланетян? 

Нужно сказать, что кульминация автору удалась.  Стремительная, с неожиданным сюжетным ходом. Немного портят впечатление имеющиеся в тексте тавтология и злоупотребление местоимениями, но ведь это мелочи, правда?

Развязка. 

                «Девушка взглянула на Мусорщика, их глаза встретились… И она зашлась
                в крике:
                - Дорогой, какая гадость! Посмотри, как грязен и убог этот гадкий            
                Мусорщик!
                И мир рухнул.
                …Никто не хватился его. Только Дом беззвучно звал его по имени
                раскрытыми настежь дверьми терминалов»©
Моё восхищение девушке, сумевшей встретиться взглядом с ГГ, который в это время смотрел себе под ноги! Не каждый на такое спосбен.
Вопль, изданный блондинкой, вызвал резонанс и без того напряжённых донельзя силовых полей. Армагеддон случился раньше объявленного срока. Мир рухнул. Но никто из жителей Вселенной даже не почесался. Подумаешь, не стало планетки на задворках Галактики, ерунда какая.
В фантастическую картину, рисуемую автором, гармонично вплелись терминалы. Это слово, имеющее несколько значений (часть морского или речного порта  для обработки грузов; аппарат платёжных систем; комплекс технических сооружений специального назначения; устройства, предназначенные для ввода и вывода компьютерной информации) подчёркивает и оттеняет фантастичность происходящего.  Откуда у дома терминалы, когда и зачем кто-то этим устройствам двери приделал, автор умалчивает.

                «Мусоросборники наполнились быстро – не прошло и недели. Отходы, не
                найдя привычного выхода, забили трубы до самых верхних этажей…»©
Из приведённой фразы можно сделать вывод, что отходы  до обрушения мира с поиском выхода справлялись  неплохо и это было для них привычным делом. Значит, отходы  были одушевлёнными, что вполне соответствует фантастическому жанру.

 
                «Отвратительный запах наполнил двор доверху, и даже  ветер не         
                справлялся с ним»©
Здесь, если следовать правилам русского языка, видна неспособность ветра справиться со двором, имеющим такую необычную составляющую, как верх. А запах громоздился над этим верхом живописными кучами. 

                «Люди, не ведая причин такой катастрофы, жаловались во все
                инстанции…. Но Мусорщик не вернулся. И не появился новый.»©
В ЖЭКе  на жалобы отвечали, что не было в штате никого, похожего на инопланетянина.  Прокуратура подтверждала, что по закону субъект без имени-отчества и паспорта с регистрацией не может состоять в официальной должности. «А ведь правда,- соглашались жильцы,- не может».  Старожилы припомнили, как кто-то из активистов раньше каждый месяц собирал деньги на вывоз отходов. Поискали того активиста, да не нашли,  решили, что сбился с пути, песком не посыпанного и сгинул в соседнем дворе. Хотели гастарбайтера пригласить, но ФМС и полицию забоялись. Так и сидели, мусором зарастая.

О судьбе ГГ я ничего не знаю, поскольку не сказано нигде, что он уходил куда-то, а сказано, что не вернулся. Есть мнение, будто наш герой по сю пору находится  около подъезда. Укутался во время катастрофы силовым  полем, сделал его для света, звука и запаха непроницаемым, и стоит. 

В своей развязке автор предупреждает нас, что нужно уборку мусора брать в свои руки, не дожидаясь Армагеддонов, милостей ЖКХ и не уповая на гастарбайтеров, даже если они  инопланетяне. И с такой постановкой вопроса сложно  не согласиться.

Вывод: повествовательное произведение написано в жанре фантастической антиутопии. Автором соблюдено разделение произведения на положенные части.  Цельность, неожиданный поворот в развитии событий,  драматизм во взаимоотношениях героев, неповторимый авторский стиль,  выражающийся в частом и обильном употреблении местоимений – всё это делает произведение увлекательным для широкого круга читателей и узкого круга писателей. 

Спасибо всем, кто сумел дочитать до этого места!


Рецензии
От вашей прозорливости прям таки не спрятать никаких секретов.
В том числе дырку в той звезде шерифа, что висит на моей странице.
"Жил-был" до сей поры никуда не пропало, так что ежели забудется что-то важное из этого текста, не беда, всё легко восполнить.

Да, чуть не забыл.
Я сам себе пишу не только рецензии и отзывы, я сам заявляю модераторам на свои публикации.

Дальнейших вам озарений, прозрений и откровений.

Шрайбикус   10.11.2014 23:06     Заявить о нарушении
Соласен, аватарка на моей странице, которую вы соблаговолили рассмотреть, бесспорно свидетельствует о моей осведомлённости обо всех коррумпированных следователях.

Коротко о том, что вы назвали «эпиграмма».
Никак.

Предыдущие 4 эпиграммы, если речь именно об эпиграммах, удалили не «за что», а «каким образом».
Просто стёрли.
Остальные произведения, т.е. неэпиграммы, удаляют совершенно другим образом, но это секрет.

Категорически возражаю против размещения «под ней».
Только рядом с ней и никак иначе!
Именно такой способ размещения экономит экранное пространство и противодействует расширению энтропии.
Все иные способы размещения будут сочтены чрезмерно энергозатратными и преданы анафеме.

Поскольку вы уверяете, что «Все-равно в моей книге память о вас останется»©,
ставлю вас в известность, что результатом вычитания из местоимения «все» многочлена «равно в моей книге память о вас останется» будет одночлен «пофиг».
Введение одночлена «пофиг» в матрицу «криминальности по УК РФ» с неопределённостью «и может не удаленных» на полученный результат никак не влияют, что определённо свидетельствует о небезопасности «шастания по СНГ».

Щастлив фактом наличия у вас ассоциативного мышления!

Шрайбикус   11.11.2014 00:28   Заявить о нарушении
Что ещё из того, о чём я не просил, вы предложите моему вниманию?

Шрайбикус   11.11.2014 16:30   Заявить о нарушении
Нет, спасибо, ссылок не нужно, и выбирать из перечня ничего не буду.

Шрайбикус   11.11.2014 20:27   Заявить о нарушении
Сергей, я безмерно удивлён тем, что при таком неадекватном восприятии окружающей действительности, вы умудряетесь играть в шахматы.

Шрайбикус   12.11.2014 10:10   Заявить о нарушении
Если те, о ком вы говорите, такие же здравомыслящие, как вы,
придётся немедленно звонить в дурдом, чтобы заканчивали день открытых дверей.

Шрайбикус   12.11.2014 15:07   Заявить о нарушении
Вы, Сергей, продолжаете бредить.
Вы сами придумали наличие каких-то одобрений, сами придумали, что я могу что-то стереть на вашей странице, сами решили что-то опубликовать, а потом предъявляете мне какие-то претензии.

Пора уже переместиться из иллюзорного мира в реальность.

Шрайбикус   13.11.2014 11:45   Заявить о нарушении
Сергей, я понял!
Вам следует позвонить по телефону 03 (со стационарного) или 112 (с мобильного) и пригласить к себе в гости скорую психиатрическую помощь.
Прибывшие специалисты научат эффективным способам избегать удаления произведений из анонса.

Шрайбикус   13.11.2014 17:15   Заявить о нарушении
Сергей, я читать не умею, так что зря стараетесь.

Шрайбикус   14.11.2014 15:18   Заявить о нарушении
Сергей, вы всё же наберите 03 (или 112), вам давно в дурдоме прогулы отмечают.

У американцев есть поговорка, звучащая примерно так:"Будьте вежливы с каждым! Никому не известно, кто войдет в число 12 присяжных".
В переводе на доступный вам: не хами, т.к. не знаешь что может прилететь в ответ.

На этом наше общение считаю законченным.

Шрайбикус   14.11.2014 22:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.