О сказке А. Блока Размышления дилетанта. 2

О сказке А.Блока. (Размышления дилетанта). 2.

Творения известных (хотите, великих) поэтов своеобразны. Каждый автор имеет свой «почерк», свою ритмику и другие особенности, которые выделяют его среди других, делает его творчество узнаваемым. Я, коряво выразился, и имел в виду то, что, например, стих  В. Маяковского не спутаешь со стихом А.С.Пушкина, стих С.Есенина со стихом Б.Пастернака и т.д.
Например: песни В.Высоцкого – слова в них как гвозди, вбитые во фразы четко и именно там где и надо: «Парус! Порвали парус!
                Каюсь! Каюсь! Каюсь!» или:
                « Ответ: во мне Эзоп не воскресал,
                В кармане фиги нет – не суетитесь». 
Песни Б.Окуджавы – слова интеллигента, душевность, задумчивая напевность, лечащая  больные души: « За что ж вы Ваньку-то Морозова?
                Ведь он ни в чем не виноват». или:
                «Мне нужно на кого-нибудь молиться,
                Подумайте, простому муравью…»
у Пушкина – ручей журчащий, нежнейший, ласкающий ухо звук, доносящийся сквозь порывы ветра.
У Маяковского слова водопадом, громко, отчетливо.
А что ж у А. Блока? Слова Расположены с достаточной свободой. Слова как блески серебра – взвесь серебряных слов, непредсказуемая, непонятная привлекательность слов – колдовская серебряная муть:«…сумрак молений», «…лазурного ока», «черный бархат на смуглых плечах», «Волос червонную руду…»
Меня критиковали за такое определение (серебряная муть) поэзии А.Блока. И вдруг, я нахожу такое же определение поэзии А.Блока У И. Бунина. При всем этом надо понимать, что слово «муть» применено тут как непостижимое, не просматриваемое разумом колдовство поэзии Блока и не имеет отрицательного, прилепленного к этому слову значения людьми, мыслящими прозой инструкций и определениями (неполными) словарей. И, на первом месте, определяющее слово «серебряная», ни коим образом не связанное с «серебряным веком».
Блестящая непонятная привлекательность – так надо понимать «серебряная муть» если перевести это выражение с поэтического языка на язык инструкций.
Но, давайте по порядку…

Июль 2012.


Рецензии
Пушкин, по Вашему, "ручей журчащий.., ласкающий ухо звук"? И только? Вы, как Карамзин, прочитывая бумаги поэта после его смнрти,
последний писал жене, что, к его изумлению, у Пушкина не только "звуки", но и "мысли". Вы, надеюсь, их обнаружили. Я, не отрицая сказанного Вами, считаю, что Пушкин не просто "государственник", но и философ, и мыслитель в самом высоком смысле этих слов.
"А что у Блока? - спрашиваете Вы.- Непредсказуемая, непонятная привлекательность". "Привлекательность", но подготовленная к пониманию, а потому и "предсказуемая".
Вы пишите о "снежности", "снежной мути"... Это, по-моему, больше из "Снежной маски". Там (да как и везде у Блока) метафорический склад. Кстати, "серебряная муть" - это тоже метафора, т.е. употребление слова в изменённом значении (в переносном смысле),основанное на сходстве. Типа - звёзды - жемчужены неба.
У Блока происходит романтическое преобразование мира с помощью метафор. Не просто холодное сердце и чувство, но "снежная любовь". Т.о. создаётся неологизм по типу, привычному для нашего языкового мышления, но непривычному по сочетанию слов:
"снежное сердце", "в снегах забвенья догореть...".
Метафоры развёртываются, получают движение. Белизна снега - "снежная пена", "снежное серебро", "серебряная пряжа", "среброзвёздный снег". "И звёзды сыплют снежный прах". Вот Вам и тема звезда, но единая с предыдущей темой. И снежная Дева уже "вся окутана звёздами вьюг". Т.е. пошёл новый ряд метафор, связанный с предыдущим единым ощущением, состоянием. Затем следует новый ряд метафор, вытекающиу из предыдущего. Метель, вьюга подобны птице. "Большие крылья снежной птицы...".
Ещё приём. Блок как будто "подновляет" затёртые, старые метафоры и вводит новую тему, опять-таки соединённую с первой. Вспомним у Гоголя - "птица-тройка". У Блока тоже "тройка", холодная, снежная. Она уносит счастье, да и самого поэта с его снежной Девой. (Ведь говорим же мы: молодость прошла, счастье пронеслось). "Тройка" становится поэтической действительностью, темой для стихотворения.
Я пригвождён к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне- всё равно.
Вот счастие моё на тройке
В сребристый дым унесено.
Итак, началось со снега и его белизны. Закончилось летящей тройкой в "снежно-белом забытьи".
Реальность перестаёт ею быть и переходит в символ, а символ становится действительностью.
Позволю себе остановиться на одном стихотворении Блока.
Есть игра: осторожно войти,
Чтоб вниманье людей усыпить;
И глазами добычу найти;
И за ней незаметно следить.
Казалось бы "игра", шутка, но "ГЛАЗАМИ ДОБЫЧУ НАЙТИ", "НЕЗАМЕТНО СЛЕДИТЬ". Это что-то тревожное, звериное. И следует реакция у "добычи":
Как бы ни был нечуток и груб
Человек, за которым следят,-
Он почувствует пристальный взгляд
Хоть в углах еле дрогнувших губ.
Отметим, что сначала "пристальный взгляд" тронул уголки губ, дальше "вздрогнут плечи", "рука"... Вспомним, в романе Тургенева "Отцы и дети" Базаров советует другу перечитать анатомию глаза, не веря ни в какой магнитизм, но оба попадают под этлот магнетизм. А напряжение нарастает:
А другой - точно сразу поймёт:
Вздрогнут плечи, рука у него;
Обернётся - и нет ничего;
Между тем - беспокойство растёт.
Становится страшно от беспокойства, от неведомого. "Нет ничего", но следят же чьи-то глаза за тобой?
Тем и страшен неведомый взгляд,
Что его невозможно поймать;
Чуешь ты, но не можешь понять,
Чьи глаза за тобою следят.
Поэт опять предупреждает, что это "игра, как игра у детей".
Не корысть, не влюблённость, не месть;
Так - игра, как игра у детей;
И в собрании каждом людей
Эти тайные с ы щ и к и есть.
Только этому слову- "игра"- мы больше не верим, потому что звучит тёмное "сыщики" и звериное "чуешь". И ещё. От безличного, какого-то человека автор переходит но личное местоимение "ТЫ", словно присоединяя читателя к происходящему, читатель становится действующим лицом. Это его внутреннее "Я" хотят выведать "тайные сыщики", неведомая сила, потому и "не собой" ТЫ уходишь от людей.
Ты и сам иногда не поймёшь,
Отчего так бывает порой,
Что собою ты к людям придёшь,
А уйдёшь от людей - не собой.
Да, есть дурной и, наверное, хороший глаз, но мы не хотим выворачиваться наизнанку. В нас много своих "сокровищ", "неизвестных сил".
Есть дурной и хороший есть глаз,
Только лучше б ничей не следил:
Слишком много есть в каждом из нас
Неизвестных, играющих сил..
Поэт уже не ограничивается "ТЫ", но говорит "в каждом ИЗ НАС", а дальше - "МЫ". "Тоска" и "через тысячу лет" не измерит глубины души, но не допускайте, чтобы она изъела вашу душу. Кто знает, какие это силы? Не играйте с огнём, это опасно.
А пока - в неизвестном живём
И не ведаем сил мы своих:
И, как дети, играя с огеём,
Обжигаем себя и других...
Что это? Символизм? Конечно! Но это и реальность, переходящая в символизм, и символика, переходящая в реальность.
Тем и замечателен Блок. И смотрите, как по нарастающей идёт стих, как задевает всех!
Меня завораживают и некрасовские мотивы в цикле "Радина", но об этом в другой раз, если угодно.
С уважением. МАЯ.

Мая Рыжкова   15.07.2012 13:11     Заявить о нарушении
Чувствуется профессионал - критик. Но не о мыслях в поэзии Пушкина и о достоинствах его и других поэтов моя речь - речь дилетанта. Я хотел сказать об особенностях звучания слов в стихотворениях авторов, как воспринимаю их лично я. Причем здесь "государственник", философ и т.д.
Речь Пушкина, его слова льются как ручей, У Высоцкого каждое слово как бы "втиснуто" в строку (как гвоздь вбито) четко, нужное в нужном месте и т.д.
У Блока слова Свободно расположены. Красивые слова и необычные сочетания этих слов, что Вы тоже отмечаете в своей рецензии.
Для ВАс привлекательность Блока подготовлена поэтом и предсказуема.
Тут мы с Вами не похожи. Я пока не разгадал ТАЙНУ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
поэзии Блока. Вы для себя ее уяснили, я пока нет.
Наличие красивых слов, необычность их сочетаний, метафоры, мистика ит.д.- вряд ли меня это привлекло бы. Привлекает что-то другое.
"Ты и сам никогда не поймешь
Отчего так бывает порой,
Что собою ты к людям придешь
А уйдешь от людей - не собой."
Где-то здесь кроется загадка привлекательности его поэзии.
Большое спасибо за замечательную рецензию.
Вашим мнением я всегда дорожу.
С уважением, Владимир.

Волков Северный   15.07.2012 22:12   Заявить о нарушении
Могу сказать только, что поэзия затрагивает такие струнки и так,что объяснить это я никогда не пытаюсь. Для меня главное, что я чувствую, что меня взволновало. "Разъять поэзию как труп" - неблагодарная задача. Я это сделала для Вас, с холодным сердцем. Никогда для себя не стала бы так разбирать. А вот прозаические произведения разбираю. Горький

Мая Рыжкова   16.07.2012 20:17   Заявить о нарушении
Продолжение. ...как-то писал, что странички романов Флобера ему хосется посмотреть на свет, чтобы понять, как они сделаны. Вот и я этим балуюсь.
Поэзия - другое дело. Я, конечно, обязана знать о символистах, имажинистах, футуристах..., но это не подменяет чувст, об этом забываешь.
С уважением. МАЯ.

Мая Рыжкова   16.07.2012 20:40   Заявить о нарушении
Уважаемая Мая! Я думаю, что Вам надо опубликовать эту Вашу рецензию как отдельное произведение на своей страничке. Почему имея такой талант, Вы не используете его в полную силу. Ваше мнение о Блоке, "расшифровка" его строчек, символов нужны, мне кажется, всем истинным, да и мнимым любителям творчества поэта.
У меня есть подборка стихов о В. Высоцком.
Это мой любимый автор и исполнитель авторских песен. Со студенческих лет я знаю его песни. Многие его выступления у меня были записаны на магнитофоне (еще лента располагалась на боббине). Почему то большинство считают В.Высоцкого этаким борцом с властью, преследуемым ею.
Мне кажется, что В.Высоцкий - талантливый поэт. Популярность заработал своим трудом, и своей энергией. Он гений, в том смысле, что он один из зачинателей нового течения в поэзии: авторская песня.
ВАше мнение о В.Высоцком хотелось бы услышать, если это Вас не затруднит.
С уважением, Владимир.

Волков Северный   17.07.2012 22:04   Заявить о нарушении
Надо же, моего любимого Блока обсуждают ))
Проверил свою память, заметил опечатку -
"Вот счастие моё на тройке"
У Блока стоит слово "Вон ..." с паузой после него. Как звон звенит. Слово уносящееся, находящееся в удалении.
Любопытно. В поэзии важна малейшая интонация.

Спасибо за обсуждения. С интересом к теме.
Пойду читать продолжение...

Геннадий Маков   04.10.2018 09:16   Заявить о нарушении
К сожалению Маи уже нет на этом свете, замечательного и грамотного человека.

Волков Северный   04.10.2018 18:13   Заявить о нарушении