Два философа
И Шопенгауэр, и Ницше –
два мрачных кладезя ума.
Была их жизнь без жизни личной,
без женской ласки и тепла.
Живя во Франкфурте- на- Майне
и бросив лекции читать,
учитель – мученик познанья
не мог себя презентовать.
Тогда был Гегель очень моден
и диалектика идей,
а Шопенгауэр, сторонник
застывших форм, стал не у дел;
гулял с собакой одиноко
и озирался иногда:
ему казалось будто кто-то
его преследует всегда.
Он жил до старости глубокой.
Никто маньяка не догнал,
не задушил верёвкой мокрой
и в спину не вонзил кинжал.
Не пустовала долго ниша
волютариста-мудреца.
На смену появился Ницше,
как искромётная звезда.
Слыл не плохим он музыкантом,
с семьёю Вагнеров дружил.
Но больше мудреца талантом
Он обладал. Не понят был.
Нашёл уединенье в Ницце
и, образ женщины храня,
творил, терзался бедный Ницше
и медленно сошёл с ума.
По Фрейду всё таится в поле
и в отношении полов,
и если ровно в чистом поле,
то здесь кругом полно бугров.
Тот рано начал. Этот поздно.
Тот почему-то не сумел, –
как появился комплекс грозный
и в душу глубоко засел.
В любовных играх он – помеха,
зато подхлёстывает мысль.
С его приходом не в утехах –
в страданьях познаётся жизнь!
Дают возможность лишь страданья
увидеть обострённо то,
как люди плачут, голодая,
и умирают ни за что.
И мир, меняясь будто внешне,
незыблем в сущности самой,
и что ни делай – бесполезно,
то происк воли мировой2.
Собака есть всегда собака,
а человек есть человек.
Всё неизменно, и всегда так
из года в год, из века в век.
Мы лишь носители той формы,
которой человека суть,
отсюда – прочь любые нормы.
Свободен и широк наш путь.
Желанья дерзки и безмерны,
поступки вольны и лихи
лишь потому, что мы бессмертны.
За нами – армия таких.
Забыли люди Яхве, Будду,
и Магомета, и Христа,
хотя и молятся как будто,
но не боятся ни черта.
Ученье понял Достоевский:
свободен страшно человек!
Его Раскольников на Невском
ужасный совершает грех.
Марксисты поняли свободу:
под корень срубим всё старьё.
Мол, коммунизм Европой бродит,
построим новое – своё.
Нацисты поняли свободу:
мы на земле устроим рай,
но только своему народу.
Других на свалку, в Бабий Яр.
Но не вините в этом Ницше!
Вините бешенный прогресс,
что ставит человека выше,
чем он на самом деле есть.
И Шопенгауэр, и Ницше,
вопрос решая много лет
о воле мировой и личной,
вне Бога не нашли ответ.
Не своеволие свобода,
когда живёшь среди людей.
Нужна защита для народов
от бесноватых их вождей.
Сверхчеловек не тот, кто давит
себе подобных, как жуков,
а тот, кто поднимался к славе
и опускался с облаков.
И при таком движеньи встречном
хлеба голодным раздавал,
всегда был добрым, человечным
и ничего себе не брал.
Он – идеал, мы – приближенье
довольно грубое, но всё ж.
Грядёт, несущий отрезвленье.
Сверхчеловек – второй Христос.
___________________________
Свидетельство о публикации №112071101729