Размышление Всеслава Полоцкого

На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу.

                Слово о полку Игореве


Три земли, три сестры, три жены в позлащённых венцах,
Три невесты  премудрых пленяли меня неуклонно -
В белокаменных  ризах, стосвечных  хрустальных серьгах
И с очами святее иконы.
 
Одна  в  поруб  кидала,  оттуда  на княжеский стол
Подняла  - вместо цвелой  воды окунула в полымя,
Кия дочь защитил,  но любви  к ней  в себе  не нашёл:
Камни эти не стали моими. 

Белоликий  Христос - лишь  обманка, София,  для тех, 
Кто от роду отмечен  багряною волчьею меткой;
Коль  оплошно поверил ты клятвам  крестовым - за грех
Воздаётся нам  тесною клеткой.

В Новеграде Великом светила да звоны  я  взял,   
Словно долгие   рясны  и колты  тебе на  уборы; 
И  костры для  волшбы  на  соборном  полу разжигал -
Волколачьи  бессонные  взоры.

Ярославову честь я порушил. За  то вороньё
Менска гибелью, жатвой Немиги  и киевским пленом
Отплатило трикраты.  И всё  ж  за величье  твоё
Дал  как  вено я  малую цену.

               ***

Мне не нужно чужого:  быв верен   одной
От зачатья до самой могилы,   
Многолесною, синей, туманной  тропой
Возвращался к земле моей  милой.

Породил для неё семь  отважных  сынов,
О  София,  Преслава,  Коханка. 
Да  пребудет  с тобой  мой  волшебный  покров
На  года и  века,   Полочанка!


Примечание. Три великих собора соперничали между собой в старые времена: София Киевская, София Новгородская, связанная с именем Ярослава Мудрого, и София Полоцкая,  в городе Полоцке, который держал князь Всеслав Брячиславич Чародей.  Всеславу не досталось ничего из наследства дядюшки  - оттого он осадил и хорошо "почистил"   Новгород, украсив за его счет свою возлюбленный храм в Полоцке.  Его  самого  Ярославичи обманом и клятвопреступлением завлекли в Киев, посадили  в поруб (тюрьму -яму или сруб без двери),  но потом народное восстание  сделало его князем.  Продержался он, как известно, недолго и ушел.  В Полоцке  княжил в целом 57 лет.


Рецензии
"о девицЮ себе любу" - это древнее двойственное число. С трудом представляю как двойственность может преобразоваться в троичность, хотя бы и арийскую по Дюмезилю. А может быть Софийские храмы вовсе и не спорили между собой. Тем более, что строители у них, скорее всего, были одни и те же... Не стоит доверяться холопским измышлениям искуствоведов 20 века о благородно-княжеских деяниях времен тясячелетней давности.

Сергей Былинин   31.08.2016 23:07     Заявить о нарушении