Ева Яблокова И скрипка, и альт
опубл."ДонКряж" №25 , 6 - 12 июля 2012
donkr.dn.ua/wp-content/uploads/2012/07/25dk8.pdf
Музыкантами рождаются, а вот преподавателями музыки становятся. Хотя на практике педагогику от исполнительства отделить трудно . Занятия с учениками, их выступления , собственные репетиции и концерты , мастер – классы коллег – всё это тесным образом переплетается в профессиональной жизни музыканта . Для Владимира Остенного - преподавателя струнного отдела и солиста камерного ансамбля « Интрада» музыкальной школы №1 им. Н. Леонтовича педагогическая деятельность также естественна и закономерна , как и исполнительская .
С малых лет влюблённый в яркий солнечный звук скрипки , а затем и в матовый тёплый тон альта, Остенный В.В. не мыслил своей жизни вне профессии музыканта. Этому серьёзному увле-чению способствовал и пример старших товарищей уже выступавших публично. Юному музыканту хотелось тоже - вот так выйти на сцену как другие ребята - и играть для слушателей. Кроме того, «талисманом» для него стала хранившаяся дома обычная фабричная скрипка . С недетским упорством постигал он азы игры на струнном инструменте, обучаясь в музшколе города Тернополя. Слушая записи знаменитых скрипачей и альтистов , посещая всевозможные концерты оркестровой и камерной музыки , и в его душе , и в его сознании всё больше укреплялась мысль посвятить себя искусству . Закончив Хмельницкое музыкальное училище у Любомира Козовича , Владимир получает высшее образование в Донецкой государственной академии музыки имени
С. Прокофьева. Здесь его авторитетным наставником становится Юрий Шевченко, великолепный музыкант, имеющий также и большую исполнительскую практику, многие годы являясь концертмейстером группы альтов в оркестре Донецкого национального академического оперного театра им.А.Соловьяненко. Кстати , еще будучи студентом Владимир вместе со своими сокурс-никами организовал свой первый струнный квартет , успешно выступая в культурно- массовых и благотворительных мероприятиях города и области . Но пора ученичества и творческого ста-новления миновала и пришло время самому включаться во взрослую профессиональную жизнь музыканта. К этому времени для него одинаково значимыми стали и сцена, и учебный класс.
Видимо , поэтому и воспитанники Владимира Владимировича практически с первых лет обу- чения выступают на концертной эстраде. Среди них уже есть и дипломанты , и лауреаты . Например, Александр Зац - ученик 3 класса по классу скрипки, завоевавший буквально за один учебный год множество наград . Это и Гран – при на городском фестивале творчества « Цветочное сердце» ( 2012), и звание лауреата на областном конкурсе « Надежда. Гордость. Будущее », и дипломы на многочисленных школьных смотрах и конкурсах. Многим, наверняка , запомнилось выступление Заца А. на отчётном мартовском концерте школы в филармонии , где юный скрипач вместе с прекрасным пианистом - педагогом Борщевским А. А. , ярко и виртуозно исполнил «Танец» Э. Дженкинсона . Также на протяжении всего учебного года Александр выступал с концертной программой для чернобыльцев, медицинских работников и во многих других акциях, проводимых под эгидой Донецкого областного благотворительного фонда «Гуманность» , учредителем которого является народный депутат Бахтеева Т.Д. С интересом всегда ждут Сашу и в родной общеобразовательной школе №1 , где он - желанный гость и на весёлых школьных праздниках и на ответственных образовательных мероприятиях ( например, на областной конференции « Мова солов’їна» ). Успехи Заца являются стимулом и для других ребят класса . Например , еще один талантливый ученик Остенного - альтист Денис Эрсой – также ставший дипломантом , играет уже и в симфоническом оркестре и в камерном ансамбле музыкальной школы . Есть у Владимира Владимировича и учащиеся , которые за довольно короткий промежуток времени занятий - за год, смогли освоить учебную программу нескольких классов. Это Дудка Марина , которая закончила в этом учебном году музыкальную школу по специальности фортепиано ( преп. Громова Л.П.), а сейчас продолжает обучение, но уже по классу скрипки.
Дети с интересом приходит в музыкальную школу учиться играть на скрипке , ведь магией легенды о Никколо Паганини очарованы многие . Но реально научиться играть на струнном инструменте непросто. «Отличаясь от скрипки размером и строем , альт имеет много общих с ней черт, - открывает нам секреты скрипичного искусства Владимир .- И скрипка, и альт – инструменты , требующие очень тонкого музыкального слуха . Но при выборе инструмента учитываются также еще множество других не менее важных факторов - индивидуальные особенности учащегося, величина рук, кисти и пальцев, подвижность суставов, сила мышц ». Уделяя первостепенное внимание техническим навыкам игре на инструменте, педагог считает не менее важной и проблему выбора репертуара для обучения . «Репертуар в музыкальной школе , - высказывает он своё мнение,- это , безусловно, классика - на ней формируется вкус музыканта , хотя лучшие образцы популярной музыки я не исключаю . Так, например, в этом году для участия в авторском концерте композитора Владимира Тукова мне была предложена практически эстрадная песня о юной скрипачке « Шоу». В песне была яркая и выразительная мелодия и в ней ощущались абсолютно классические интонации эпохи барокко . И я включился в процесс создания сценического номера , в котором партию скрипки исполняла моя ученица - Скринникова Анна , партию вокала - Свечкина Вероника , а связующим звеном выступал рояль … В оригинале песня имела стилизованный под классику, но все же битовый аккомпанемент с использованием электромузыкальных инструментов . Моя задача же заключалась в адаптации музыкального материала песни к акустическому инструменту и возможностям учащейся . Не одно занятие было посвящено поиску решения этой непростой задачи . Но , по – моему, мы справились - музыкальный номер был встречен долгими аплодисментами зрительного зала!» Кстати , Аня - студентка филологического факультета Донецкого национального университета и её будущая профессия в принципе не связана с музыкой. В детстве она немного занималась игрой на скрипке, но в силу разных причин не получила полного начального музыкального образования . А вот сейчас благодаря осознанному внутреннему убеждению и систематическим занятиям с педагогом ей удалось приобрести качественную художественно - техническую базу , что позволило Ане играть в школьном струнном квартете .
Все эти убедительные результаты преподавательской деятельности В.Остенного позволяют гово-рить о том, что он как педагог состоялся, никогда при этом не оставляя своего исполнительского амплуа . В музшколе №1 им. Леонтовича он является ансамблистом лауреата международных конкурсов камерного коллектива «Интрада» ( рук. Котикова С.И.) Знают Остенного и в области . Вместе со струнным ансамблем Дзержинского музучилища ( рук. Татаринцева Н.В.) Владимир выступал на открытом православном фестивале детского и молодежного творчества "Искорка Божия" , участвовал в акции благоворительного фонда « Меценаты-детям» под патронатом мэра Дзержинска .
Вот так из ежедневного кропотливого труда в учебном классе и на концертной эстраде и складывается профессиональная деятельность музыканта – педагога и исполнителя , формируется его мастерство . Мастерство, которое шлифует сама жизнь !
Свидетельство о публикации №112070602882