Ева Яблокова И скрипка, и альт

              И  СКРИПКА ,  И  АЛЬТ

             опубл."ДонКряж" №25 , 6 - 12 июля 2012

donkr.dn.ua/wp-content/uploads/2012/07/25dk8.pdf

     Музыкантами  рождаются, а  вот преподавателями  музыки  становятся. Хотя  на  практике  педагогику  от  исполнительства  отделить  трудно  . Занятия  с  учениками, их  выступления , собственные репетиции и концерты , мастер – классы коллег – всё  это тесным образом  переплетается  в профессиональной  жизни  музыканта .  Для  Владимира  Остенного  -  преподавателя  струнного  отдела  и  солиста  камерного ансамбля « Интрада»  музыкальной  школы  №1  им. Н. Леонтовича  педагогическая  деятельность  также  естественна и закономерна , как  и исполнительская .
      С  малых  лет влюблённый в  яркий  солнечный звук  скрипки , а  затем  и в  матовый  тёплый тон  альта, Остенный В.В. не мыслил своей жизни вне профессии музыканта. Этому серьёзному  увле-чению  способствовал  и  пример  старших товарищей уже  выступавших  публично.  Юному музыканту хотелось тоже  - вот так  выйти на сцену как  другие  ребята - и играть для слушателей.  Кроме того, «талисманом»  для него стала  хранившаяся  дома обычная фабричная скрипка . С недетским упорством постигал  он азы игры на струнном инструменте, обучаясь  в музшколе  города  Тернополя. Слушая записи  знаменитых скрипачей  и альтистов , посещая всевозможные концерты оркестровой и камерной музыки , и в его душе , и в его сознании  всё больше укреплялась мысль  посвятить  себя  искусству . Закончив  Хмельницкое музыкальное  училище у Любомира Козовича , Владимир получает высшее образование в Донецкой государственной академии  музыки имени
С. Прокофьева.  Здесь его авторитетным наставником  становится  Юрий Шевченко, великолепный  музыкант, имеющий  также  и  большую исполнительскую практику,  многие годы  являясь концертмейстером группы альтов в оркестре  Донецкого национального  академического  оперного театра им.А.Соловьяненко. Кстати , еще  будучи  студентом  Владимир  вместе со  своими  сокурс-никами  организовал  свой  первый  струнный  квартет , успешно  выступая  в культурно- массовых и благотворительных  мероприятиях города  и области . Но пора ученичества  и творческого  ста-новления  миновала  и  пришло время  самому  включаться во взрослую профессиональную жизнь  музыканта. К этому времени  для  него одинаково  значимыми  стали  и  сцена, и учебный класс. 
      Видимо , поэтому  и  воспитанники  Владимира  Владимировича  практически  с  первых лет обу- чения выступают на концертной эстраде. Среди них  уже есть и  дипломанты , и  лауреаты . Например, Александр  Зац  - ученик  3  класса по классу скрипки, завоевавший буквально  за  один  учебный  год  множество  наград . Это  и  Гран – при на городском фестивале  творчества « Цветочное сердце» ( 2012), и звание лауреата  на  областном  конкурсе « Надежда. Гордость. Будущее », и дипломы на многочисленных школьных  смотрах и конкурсах. Многим, наверняка , запомнилось выступление  Заца  А.  на отчётном  мартовском  концерте  школы в филармонии , где  юный скрипач  вместе  с  прекрасным пианистом  - педагогом  Борщевским А. А.  , ярко  и виртуозно  исполнил  «Танец» Э. Дженкинсона . Также  на протяжении всего учебного года  Александр  выступал  с  концертной программой  для  чернобыльцев, медицинских работников и во многих других акциях,  проводимых  под  эгидой  Донецкого  областного благотворительного фонда «Гуманность» ,  учредителем которого является народный депутат Бахтеева Т.Д.  С интересом всегда  ждут Сашу  и  в родной  общеобразовательной  школе  №1 , где  он - желанный гость и на весёлых  школьных праздниках  и  на  ответственных  образовательных  мероприятиях  ( например,  на  областной  конференции « Мова солов’їна» ). Успехи  Заца  являются стимулом и для других ребят  класса  . Например , еще  один  талантливый  ученик  Остенного   -  альтист  Денис  Эрсой – также ставший дипломантом , играет  уже  и  в симфоническом  оркестре  и  в камерном ансамбле  музыкальной школы . Есть  у  Владимира Владимировича и учащиеся , которые за довольно короткий промежуток времени занятий -  за год, смогли  освоить учебную программу  нескольких  классов. Это Дудка Марина , которая закончила  в этом  учебном году  музыкальную школу по специальности  фортепиано ( преп. Громова Л.П.), а  сейчас продолжает обучение, но уже   по классу скрипки.
        Дети  с  интересом  приходит  в музыкальную школу  учиться играть  на скрипке  , ведь  магией  легенды  о Никколо  Паганини  очарованы многие . Но реально научиться  играть  на  струнном  инструменте  непросто. «Отличаясь от скрипки  размером и строем , альт имеет много общих с ней  черт, -  открывает нам секреты скрипичного  искусства Владимир .- И скрипка,  и альт – инструменты , требующие  очень тонкого музыкального  слуха . Но при выборе инструмента  учитываются также еще  множество  других не менее важных факторов -  индивидуальные особенности учащегося, величина рук, кисти и пальцев, подвижность суставов, сила мышц ». Уделяя  первостепенное внимание техническим  навыкам  игре  на инструменте, педагог считает не менее важной  и  проблему выбора репертуара для обучения . «Репертуар  в музыкальной школе , - высказывает он своё мнение,-  это  , безусловно, классика -  на ней формируется  вкус  музыканта , хотя лучшие образцы популярной музыки я не исключаю . Так, например, в этом году  для участия в авторском концерте композитора  Владимира Тукова  мне  была предложена  практически  эстрадная песня о юной скрипачке « Шоу». В песне была  яркая и выразительная мелодия  и  в  ней ощущались  абсолютно  классические интонации эпохи  барокко . И я включился в процесс  создания  сценического номера , в котором  партию  скрипки исполняла моя ученица  - Скринникова  Анна  , партию вокала - Свечкина Вероника , а связующим звеном выступал рояль … В оригинале  песня  имела  стилизованный под классику, но все же  битовый  аккомпанемент  с  использованием электромузыкальных инструментов . Моя задача же заключалась в адаптации  музыкального материала песни к акустическому  инструменту  и возможностям  учащейся . Не одно занятие  было  посвящено  поиску   решения этой непростой задачи . Но , по – моему,  мы справились  - музыкальный номер  был встречен  долгими  аплодисментами  зрительного зала!»  Кстати , Аня  - студентка  филологического факультета  Донецкого национального университета  и её будущая профессия в принципе не связана с музыкой. В детстве она немного занималась игрой на скрипке, но  в силу разных  причин  не получила  полного  начального музыкального  образования . А вот сейчас  благодаря  осознанному внутреннему  убеждению  и систематическим занятиям  с  педагогом  ей  удалось  приобрести качественную  художественно - техническую  базу  , что   позволило  Ане  играть  в школьном  струнном  квартете .
    Все эти  убедительные  результаты преподавательской  деятельности  В.Остенного позволяют гово-рить  о  том, что  он  как педагог  состоялся, никогда при этом не оставляя  своего  исполнительского  амплуа  . В музшколе  №1 им. Леонтовича  он является   ансамблистом  лауреата международных конкурсов  камерного коллектива  «Интрада» ( рук. Котикова С.И.)  Знают  Остенного  и  в  области . Вместе со струнным  ансамблем Дзержинского музучилища ( рук. Татаринцева Н.В.)  Владимир  выступал  на открытом  православном  фестивале детского и молодежного творчества "Искорка Божия" , участвовал в акции благоворительного  фонда  « Меценаты-детям» под  патронатом  мэра Дзержинска . 
     Вот так из ежедневного кропотливого  труда  в  учебном классе  и  на концертной  эстраде  и  складывается  профессиональная   деятельность  музыканта – педагога и исполнителя , формируется  его мастерство . Мастерство,  которое шлифует сама жизнь !
               


Рецензии